10.10.22

Как повлияет на цены запрет на въезд западных фур на российскую территорию

На прошлой неделе Правительство РФ подписало Постановление о запрете проезда в глубь на территорию страны иностранных перевозчиков из западных стран.

Какое влияние окажет ограничение на рынок грузоперевозок в России и когда ожидать рост тарифов на транспортировку товаров – разобрали в компании MTL Group.

Постановление ограничило въезд на территорию РФ грузоперевозчиков из стран Евросоюза, Великобритании, Северной Ирландии, Норвегии и Украины. Запрет распространяется на двусторонние, транзитные грузоперевозки и перевозки с территории или на территорию третьего государства. Причем, законодательный акт вступает в силу уже в начале следующей недели – с 10 октября.

Но, как почти в любом правиле, здесь существуют исключения. К Постановлению прилагается перечень товаров, на транспортировку которых не распространяется запрет. В основном, это пищевые и скоропортящиеся товары, продукция фарминдустрии, химической промышленности и некоторые другие. К тому же, запрет на въезд грузовиков из ЕС на данный момент ограничили в действии до 31 декабря 2022г.

Несмотря на то, что срок действия Постановления пока ограничен тремя месяцами, его введение повлечет за собой рост стоимости грузоперевозок.

В MTL Group отметили несколько факторов, которые повлияют на повышение тарифов:

• Первая и самая очевидная причина – запрет на въезд фур из европейских и других стран в РФ.

Подобный опыт уже был в Беларуси. Первые 2-3 недели большегрузы стояли в огромных очередях перед приграничными терминалами. В лучшем случае нас ожидает похожий сценарий, в худшем и более реальном варианте пробки перед пропускными пунктами будут сохраняться дольше. Многие перевозчики, стараясь избежать очередей, выберут маршрут через РБ, где процесс перегруза и перецепки уже отлажен. Рост потока грузовиков через белорусскую границу увеличит время простоя и на этом маршруте. Время кругорейса перевозчиков также вырастет, что сократит количество рейсов в месяц. Все это отразится на стоимости.

• Еще одной причиной стало время введения постановления. Октябрь – это время старта сезонного роста ставок. В этом году он скорее всего сыграет не самую значительную роль в формировании цен, но все же внесет свою долю.

• Также, как всегда, к концу года заканчиваются «дозволы» (разрешения на передвижения фур по территории стран). Это также будет влиять на ценообразование стоимости перевозок.

• И последний из самых ярких факторов, формирующих цены, и самый непредсказуемый – это пропускная способность погранпереходов. Штатный режим работы пропускных пунктов часто меняется по разным причинам. И это уже скорее стало нормой, чем исключением из правил. Сокращение времени работы пропускного пункта увеличивает очередь перед границей, растут сроки перевозки, а значит и цены.

Введение запрета на проезд европейских и других фур на территорию России, так ожидаемый российскими перевозчиками, будет способствовать росту тарифов на транспортировку грузов. Предположить, на сколько вырастут ставки, сейчас сложно. Рост начнется со следующей недели. В MTL Group прогнозируют, что первый скачок цен будет от 20-30%, а к декабрю цены, возможно, взлетят еще больше – до 100% от сегодняшних.

РЖД-Партнер