Исчисление НДС при экспорте в Белоруссию импортных товаров
До 1 января 2005 г. НДС по торговым операциям с Республикой
Беларусь взимался по принципу "страны происхождения" товара, налоговые
взаимоотношения регулировались Федеральным законом от 5.08.2000 г. N
118-ФЗ. При ввозе белорусских товаров на территорию Российской
Федерации сумму НДС, уплаченную белорусскому продавцу, можно было
предъявить к налоговому вычету в общем порядке.
С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение).
Согласно Соглашению косвенные налоги при торговле с Белоруссией с 1
января 2005 г. также будут взиматься по принципу "страны назначения".
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания
косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении
товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, где
подробно описывается порядок применения налогов при импорте и экспорте
товаров.
Однако многие организации допускают ошибки при исчислении НДС при
экспорте в Белоруссию импортных товаров, применяя порядок взимания
косвенных налогов, предусмотренный Соглашением. Дело в том, что
согласно Федеральному закону от 28.12.04 г. N 181-ФЗ "О ратификации
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг"
указанный в Соглашении порядок на реализацию в Республику Беларусь
импортных товаров не распространяется. В частности, в Законе N 181-ФЗ
указано, что Российская Федерация исходит из того, что под термином
"товары" в Соглашении понимаются товары, происходящие из территории
государств сторон. Согласно п. 1 ст. 30 Таможенного кодекса Российской
Федерации страной происхождения товаров считается страна, в которой
товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной
переработке в соответствии с критериями, установленными этим Кодексом,
или в определенном им порядке.
Таким образом, если импортные товары отгружаются с территории
Российской Федерации в Республику Беларусь, должен действовать общий
порядок обложения НДС. В соответствии со ст. 147 НК РФ местом их
реализации признается территория Российской Федерации. Следовательно,
возникает объект налогообложения, и вопрос заключается в том, по какой
ставке должна облагаться данная операция - 18 (10) или 0%.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров,
вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в
налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ,
применяется нулевая ставка. Организациям, реализующим в Белоруссию
импортный товар, для подтверждения нулевой ставки налога следует
представить в налоговые органы пакет документов, предусмотренный ст.
165 НК РФ:
контракт (копию контракта) с белорусской организацией на поставку
товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое
поступление выручки от белорусского покупателя товаров на счет
российской организации в российском банке;
грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского
таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и
российского таможенного органа, в регионе деятельности которого
находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы
таможенной территории Российской Федерации. При вывозе товаров в
таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с
государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный
контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее
копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации,
производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных
документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих
вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу
Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на
которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных
и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа
Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного
вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
25.05.95 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе
Российской Федерации с Республикой Белоруссия" отменен таможенный
контроль на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия.
Следовательно, перед организациями, экспортирующими в Белоруссию
импортные товары, встает именно вопрос таможенного оформления экспорта
товаров в Белоруссию.
Приказом ГТК России от 21.07.03 г. N 806 утверждена Инструкция о
подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров
с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию
Российской Федерации), в разделе III которой приведен Порядок
подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории
Российской Федерации, вывозимых через границу с Белоруссией. Согласно
данному Порядку подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной
территории Российской Федерации, вывоз которых осуществлялся через
границу с Белоруссией, производится таможней, в регионе деятельности
которой расположен таможенный пост (либо отдел таможенного оформления
и таможенного контроля), производивший таможенное оформление товаров в
соответствии с заявленным таможенным режимом.
Подтверждение фактического вывоза производится по обращениям
заявителей при условии представления ими необходимых документов (их
перечень содержится в п. 9 Инструкции). Основанием для подтверждения
фактического вывоза товаров является информация, содержащаяся в
таможенных декларациях (копиях), поступивших из таможенных органов
Республики Белоруссия с отметками, свидетельствующими о фактическом
вывозе товаров. При этом информация, поступившая из таможенных органов
Республики Белоруссия в электронном виде, может рассматриваться
таможенными органами в качестве дополнительной.
Уполномоченное должностное лицо внутренней таможни сверяет
информацию, содержащуюся в документах, представленных заявителями, с
информацией, имеющейся в таможенном органе, и при ее соответствии
проставляет на оборотной стороне первого листа таможенной декларации
(копии) отметку "По информации ______ (указывается название
таможенного органа Республики Белоруссия) товар вывезен", заверяет ее
оттиском личной номерной печати и указывает дату фактического вывоза
товаров (если товар не вывезен полностью, указывает фактическое
количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД
России).
Особого внимания налогоплательщиков - экспортеров импортных
товаров заслуживает п. 27 Инструкции, где указано, что по решению ГТК
России допускается подтверждение фактического вывоза товаров на
основании комплексной оценки представленных заявителем иных документов
(свидетельствующих о поступлении от иностранного лица - покупателя
товаров валютной выручки на счет заявителя, а также транспортных либо
товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов
зарубежных стран), позволяющих однозначно установить факт вывоза
товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, при выполнении данных условий организация сможет
подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте импортных товаров в
Республику Беларусь.
Если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с
даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита,
перемещения, неподтвержденный экспорт импортных товаров в Белоруссию
будет приравнен к продаже товара на внутреннем рынке, а моментом
определения налоговой базы в этом случае считается день отгрузки
(передачи) товара (работ, услуг). Организация должна будет начислить
НДС в размере 10 или 18% за счет собственных средств организации.
Необходимо будет представить уточненный расчет по НДС за тот период, в
котором был отгружен товар, а также перечислить в бюджет не только
сумму налога, но и пени за его несвоевременную уплату.
При заполнении раздела II Декларации по налогу на добавленную
стоимость по налоговой ставке 0 процентов "Расчет суммы налога по
операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой
ставки 0 процентов по которым не подтверждено" в графе "Налоговая
база" отражается цена реализуемых товаров (работ, услуг),
сформированная с учетом налога по соответствующей ставке (письмо
Управления МНС России по г. Москве от 10.09.02 г. N 24-08/41813).
Хотелось бы обратить внимание организаций, экспортирующих
импортные товары в Белоруссию, на п. 7 Порядка проставления налоговыми
органами отметок на счетах-фактурах, утвержденного приказом Минфина
России от 20.01.05 г. N 3н. Несмотря на то что данный Порядок
разработан в целях реализации Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, налоговыми
органами фиксируются также счета-фактуры по реализации в Белоруссию
импортных товаров. В частности, в п. 7 Порядка указано, что в случае,
если в графе 10 счета-фактуры, представленного экспортером в налоговый
орган, указана страна происхождения иная, чем Российская Федерация,
такие счета-фактуры вручаются (направляются по почте) экспортеру или
его представителю без проставления на них отметки налогового органа.
Эти счета-фактуры регистрируются в журнале регистрации отметок на
счетах-фактурах. Таким образом, можно сделать вывод, что работники
налоговых органов будут обращать особое внимание на реализацию
импортных товаров в Белоруссию для контроля за правильностью
исчисления НДС.
С. НИКИТИНА,
ведущий эксперт консалтинговой группы РУНА
Финансовая газета