Интервью начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Алексея Шашаева
Интервью начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Алексея Шашаева Интернет-изданию «CNews»
Алексей Шашаев: Восстановление статуса ИТ–службы — задача вполне реальная
Федеральная таможенная служба (ФТС) России является одной из самых технологически оснащенных в стране. О том, какие решения уже реализованы в таможенном ведомстве страны, а какие планируется внедрить в ближайшее время рассказал в интервью CNews Алексей Шашаев, начальник Главного управления информационных технологий ФТС России.
CNews: Как вы в целом оцениваете достигнутый уровень оснащения ФТС России современными аппаратными и программными средствами, в том числе сотрудников персональными компьютерами, уровню поставленных перед ведомством задач?
Алексей Шашаев: В количественном отношении уровень оснащения таможенных органов Российской Федерации средствами вычислительной техники, периферийным оборудованием и программным обеспечением составляет около 80% от общего количества, требуемого для качественного выполнения должностными лицами ФТС России своих служебных обязанностей. Однако около 50% имеющихся средств вычислительной техники на настоящий момент не отвечают современным требованиям. Средний срок службы компьютера по причине морального устаревания 3-4 года. Темпы обновления парка вычислительной техники в ФТС России пока отстают от развития качественных характеристик соответствующего оборудования, производимого отечественными и мировыми компаниями.
Предстоит большая работа по техническому перевооружению ведомства. В настоящее время ведется работа в рамках проекта модернизации информационной системы таможенных органов, финансируемого за счет кредита Мирового банка реконструкции и развития (МБРР). Так в 2007 году планируется запустить проект по созданию центрального и семи региональных вычислительных центров, а также ряд проектов по оснащению таможенных органов современными средствами вычислительной техники и созданию систем, автоматизирующих основные процессы таможенной деятельности.
CNews: Какие приоритетные задачи в области информатизации ФТС России были решены в прошедшем году? Какие тенденции определяли развитие информатизации ФТС России в 2006 году?
Алексей Шашаев: Основным итогом решения приоритетных задач в 2006 году стал перевод Единой автоматизированной системы (ЕАИС) таможенных органов на работу в условиях использования новых версий программных средств и баз данных, предназначенных для работы с Единым административным документом (ЕАД).
Вторым по значимости проектом прошлого года стало расширение практики электронного декларирования и выработка предложений по созданию принципиально новой схемы взаимодействия прикладных процессов «внешних» по отношению к ЕАИС таможенных органов систем. Первым полигоном для испытания новой схемы стало электронное декларирование товаров и транспортных средств как самый перспективный и значимый проект. Эти наработки позволят существенно упростить процедуру электронного декларирование как таможенным органам, так и участникам ВЭД.
В 2006 году ФТС России с привлечением специалистов разных компаний, а также специалистов Центра безопасности информации ФСБ России, разработано уникальное программно техническое решение. Это два взаимосвязанных проекта — создание автоматизированной системы электронного представления сведений (АС ЭПС) и системы внешнего доступа (АСВД). Уникальность проекта АСВД в том, что создан программно-аппаратный комплекс, реализующий взаимодействие информационных процессов ЕАИС таможенных органов и «внешних» автоматизированных систем декларантов посредством сети интернет.
Отличительными особенностями АС ЭПС является интеграция всех функций, связанных с электронным декларированием, в комплексных автоматизированных системах таможенного оформления и таможенного контроля, и как следствие отказ от использования так называемого «терминала электронного декларирования» у таможенного инспектора. Кроме того, был разработан открытый интерфейс взаимодействия между системами участников ВЭД и программными средствами ЕАИС таможенных органов, который дал возможность участникам ВЭД самостоятельно реализовывать функции электронного декларирования в составе своих систем.
CNews: В начале 2007 года в рамках проведения работ по организации системы предварительного информирования о поставляемых товарах в ФТС России планировалось перейти к использованию Единого административного документа (ЕАД), который в настоящее время используют все таможни стран ЕС. Расскажите подробнее об этих работах. Чем была вызвана их необходимость? Какие результаты достигнуты к настоящему времени?
Алексей Шашаев: Во исполнение «Плана работ по подготовке к присоединению Российской Федерации к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года и Конвенции об упрощении транзита 1987 года» ФТС России был разработан детальный план-график работ по организации разработки, модернизации и внедрения программных средств, обеспечивающих автоматизированную обработку данных при применении новой таможенной декларации с учетом структур электронных копий ЕАД.
Проведенные в течение 2006 года организационные и технические мероприятия позволили безболезненно перейти с 1 января 2007 года на использование новых структур электронных копий таможенных документов, доработанных с учетом использования ЕАД, без остановки процессов таможенного оформления и таможенного контроля.
Так, в мае 2006 года состоялся научно-технический совет, на котором обсуждалось несколько вариантов технологии перехода со старой формы ГТД на новую и, соответственно, несколько вариантов модернизации программных средств ЕАИС таможенных органов и структур баз данных. Работы по модернизации программных средств ЕАИС проводились в рамках соответствующего плана. Своевременно была проведена опытная эксплуатация и комплексная тренировка использования новых программных средств с привлечением штатных должностных лиц региональных таможенных управлений и таможен. Выявленные недостатки и замечания оперативно устранялись, что позволило до конца декабря 2006 года разослать и установить программные средства во всех таможенных органах.
Проведенные мероприятия по обучению сотрудников информационно-технических подразделений таможенных органов позволили в переходный период с 1 декабря 2006 года по 31 января 2007 года жестко контролировать процессы перехода работы таможенных органов в новых условиях. Главный итог на сегодняшний момент — автоматизированная информационная система таможенных органов работает в штатном режиме.
CNews: Для создания единой системы контроля и управления таможенными процессами необходима соответствующая телекоммуникационная инфраструктура. Какое количество пунктов пропуска подключено к информационной системе таможни по цифровым каналам на сегодняшний день? Какие мероприятия по совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры запланированы на 2007-2008 годы?
Алексей Шашаев: В ФТС России создана Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть, которая представляет собой сложную систему взаимоувязанных между собой телекоммуникационных узлов таможенных органов, собственных и арендованных каналов связи, обеспечивающих информационный обмен (передача данных, открытая и закрытая телефонная и телеграфная связь, видеоконференцсвязь). Переход к использованию Единого административного документа значительно повысил требования к организации передачи данных. Это обуславливает широкое применение цифровых каналов связи. К началу 2007 года общее количество пунктов пропуска, использующих цифровые каналы связи, достигло 97%.
В текущем году в рамках работ по усовершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры начался плановый переход с выделенных цифровых каналов на VPN-технологии организации передачи данных. Перевод магистральных сетей будет завершен в течение ближайших двух лет.
В 2007 году запланированы работы по капитальному строительству на 70 объектах таможенной инфраструктуры. Ведется строительство новых телекоммуникационных узлов с учетом перспективного оборудования. Одновременно проводится модернизация и дооснащение существующих объектов для доведения их характеристик до современного уровня.
CNews: Большое внимание уделяется интеграции ИТ-систем ФТС России с аналогичными решениями других ведомств, в частности Федеральной налоговой службы России. Однако при внедрении ЕГАИС в 2006 году возникли сложности с формированием справочников импортируемой алкогольной продукции. С чем были связаны эти сложности: с недостаточным уровнем интеграции информационных ресурсов двух ведомств либо с рассогласованностью действий при реализации этого проекта?
Алексей Шашаев: Развитие ЕАИС таможенных органов выходит за рамки непосредственно ФТС России. Сейчас разрабатывается ряд проектов по созданию межведомственных систем, информационному взаимодействию с системами других федеральных органов исполнительной власти на основе соответствующей нормативной базы и в строго регламентируемых рамках. Так в настоящее время ФТС России осуществляет обмен информацией с ФНС России, Минэкономразвития, Росфинмониторингом, МВД России и другими ведомствами.
В случае с ЕГАИС вина ФТС России минимальна. Несмотря на то, что в середине 2006 года было подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой в рамках единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его реализация не была доведена до логического завершения. Во многом это было связано с отсутствием единого государственного заказчика ЕГАИС и существенной задержкой в подготовке соответствующей нормативной правовой базы, необходимой для реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ, а так же разработки и функционирования ЕГАИС. Пути разрешения ситуации, создавшейся с формированием справочников импортируемой алкогольной продукции, были найдены в ходе совместных совещаний специалистов информационно-технических подразделений ФТС России и ФНС России.
CNews: В рамках государственной федеральной программы «Государственная граница» предусмотрено поставить 18 инспекционно-досмотровых комплексов, которые позволят серьезно сократить время прохождения границы, поскольку с помощью специальной рентгеновской техники можно будет увидеть содержимое контейнера без его разгрузки. Первый из них должен был быть введен в 2006 году на брянской таможне. Как вы можете прокомментировать первые результаты установки такого комплекса? Как продвигаются работы по установке других инспекционно-досмотровых комплексов? Когда все они будут введены в эксплуатацию?
Алексей Шашаев: В целях оптимизации таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами используются технические средства таможенного контроля. Наиболее эффективными техническими средствами для контроля морских контейнеров, грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов и других крупногабаритных грузов на сегодняшний день являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).
В настоящее время ФТС России проводится комплекс работ по оснащению таможенных органов ИДК различного функционального назначения. Введены в эксплуатацию и активно применяются стационарный ИДК в Брянской и мобильный ИДК в Ростовской таможнях. Поставлен мобильный ИДК в Выборгскую таможню.
Первые результаты применения таких комплексов в таможенных органах подтверждают, что ИДК за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия и нарушения средств идентификации, без разгрузки транспортного средства позволяет получить рентгеновское изображение перемещаемых товаров, конструкционных узлов транспортного средства.
Результаты работы ИДК в Брянской таможне показывают, что за сравнительно короткий срок (с октября 2006 года по февраль 2007 года) с помощью анализа полученных рентгеновских изображений было выявлено 10 нарушений таможенных правил. В 2007 году планируется ввести в эксплуатацию 50 ИДК, а к 2010 году в таможенных органах должно функционировать не менее 85 ИДК различных типов. Стационарные ИДК намечено возводить в пунктах пропуска с наибольшей загруженностью. Применение мобильных ИДК будет диктоваться изменением товаропотоков.
CNews: ФТС еще в 2005 году выступила с инициативой создания единой базы данных контролирующих органов - пограничной, санитарно-карантинной, таможенной миграционной, фитосанитарной и транспортной инспекции. Разработана ли на настоящий момент концепция такой базы данных? Каковы перспективы ее создания?
Алексей Шашаев: 30 декабря 2006 года Федеральным законом Российской федерации № 266-ФЗ внесены важнейшие изменения в закон о Государственной границе Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска. В этих условиях весьма актуальными являются вопросы интеграции информационных ресурсов всех контролирующих органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Новая редакция федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 502, в рамках мероприятия по интеграции государственных информационных систем предусматривает, начиная с 2007 года, финансирование работ по созданию межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для осуществления контроля внешнеторговой деятельности.
Решением Государственной пограничной комиссии определено разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об утверждении положения о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе, функционирующей в режиме реально времени и позволяющей работать с базами данных пограничного, иммиграционного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, а также осуществлять сбор, хранение, обработку и использование полученной информации, в том числе сведений о фактическом пересечении лицами и транспортными средствами государственной границы Российской Федерации, перемещении через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных, и регламент работы с данной информационной системой.
На сегодняшний день Мининформсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено разработать и при необходимости внести в Правительство Российской Федерации проект концепции создания межведомственной автоматизированной интегрированной информационной системы, позволяющей оперативно работать с базами данных федеральных органов исполнительной власти (МИАИС), осуществляющих полномочия на государственной границе Российской Федерации.
Принципы, закладываемые в МИАИС, должны обеспечить повышение эффективности контроля установленных правил пересечения Государственной границы Российской Федерации физическими лицами, транспортными средствами, перемещаемыми через границу товарами.
CNews: В новом таможенном кодексе есть специальная глава, определяющая порядок применения информационных систем в таможенном деле. В ней содержится ряд статей, которые говорят, что любой документ, который потребуется инспектору для проведения таможенного контроля или оформления, может быть любым лицом предоставлен в электронной форме. Предполагалось, что к концу 2006 года 66таможенных постов будут переведены в режим электронного декларирования. Осуществились ли эти планы? Каких результатов ФТС России планирует достичь в текущем 2007 году? Когда можно будет представлять документы в электронной форме на любом таможенном посту страны?
Алексей Шашаев: Успешно проведенные в 2002 году работы по внедрению пилотного проекта системы электронного декларирования на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни положил начало внедрению электронного декларирования во всех таможенных органов и рассматривался как стратегический путь развития таможенного дела. Уже к 2005 году в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, было включено 86 таможенных органов. В настоящее время в данный перечень включен 161 таможенный орган. В электронной форме оформлено 61,9 тыс. деклараций.
Как уже говорилось, в 2006 году были выработаны предложения по созданию принципиально новой схемы электронного декларирования с использованием сети интернет и проведен эксперимент на таможенном посту «Каширский». Работы, проводимые в 2007 году, будут направлены на реализацию плана мероприятий по вводу в опытную эксплуатацию информационной технологии по представлению сведений в электронной форме для целей таможенного оформления с использованием сети интернет в таможенных органах, подчиненных Южному, Центральному и Северо-Западному таможенным управлениям.
Данным планом предусмотрено техническое оснащение региональных таможенных управлений и подготовка соответствующей нормативной правовой базы с целью подключения автоматизированных систем лиц, осуществляющих представление сведений в электронной форме для целей таможенного оформления. Дальнейшее внедрение системы электронного декларирования во всех остальных таможенных органах планируется осуществить в 2008-2009 годах.
CNews: ФТС России обладает большой территориально-распределенной ИТ инфраструктурой. Достаточно ли существующего в настоящее время штата сотрудников для решения поставленных масштабных задач информатизации? Какой объем средств - по отношению ко всему бюджету ведомства - ежегодно расходует ФТС России на сопровождение и развитие аппаратно-программной инфраструктуры и информационных систем?
Алексей Шашаев: К сожалению, последняя административная реформа привела к существенному сокращению численности информационно-технических служб и понижению их статуса. Соответственно, в настоящее время сил на освоение масштабных задач, стоящих перед информационно-техническими подразделениями ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен недостаточно. И если увеличение штатной численности — задача проблематичная, то восстановление статуса ИТ–службы — вполне реальная. В этом плане готовятся соответствующие предложения для руководства ФТС России.
CNews: Тотальная информатизация ФТС России предъявляет высокие требования к уровню ИТ-подготовки персонала. Приняты ли в ФТС России квалификационные требования в отношении уровня подготовки сотрудников? Проводилась ли (как часто проводится) аттестация персонала на соответствие этим квалификационным требования? Каковы ее результаты?
Алексей Шашаев: С учетом интенсивно развивающегося российского рынка информационных технологий специалисты данного профиля не только востребованы, но и высокооплачиваемы. Исходя из этого, требования к специалистам, приходящим в информационно-технические подразделения таможенных органов, основываются на требованиях к гражданским государственным служащим.
Повышение квалификационного уровня проходит уже в процессе выполнения должностных регламентов на рабочем месте. Аттестационные комиссии таможенных органов периодически проводят оценку уровня знаний ИТ-специалистов на соответствие квалификационным требованиям. Разработаны системы дистанционного обучения и тестирования (с элементами самоподготовки) для оказания методической помощи в повышении уровня знаний должностных лиц таможенных органов, что оказывает положительный результат на эффективность работы персонала.
CNews: Какие задачи по использованию современных информационных технологий в своей работе ставит ФТС России на 2007 г. и, в перспективе, на 2008 г?
Алексей Шашаев: В соответствии с Концепцией развития таможенных органов до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р, перед ФТС России в области информатизации поставлены следующие основные задачи:
• продолжение работ по оснащению таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля и средствами связи, в том числе стационарными ИДК для автомобильных, воздушных и морских пунктах пропуска и мобильными ИДК;
• участие в проектировании и создании единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля внешнеторговой деятельности;
• внедрение автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом (АСКТТ-2);
• участие в работах по совершенствованию системы управления рисками;
• создание единой базы данных ценовой информации.
CNews: Спасибо.
Пресс-служба ФТС РФ