30.04.08

Инициатива, самостоятельность, ответственность

В апреле 2008 года психологом Курганской таможни было проведено изучение процесса адаптации «молодых» сотрудников, принятых на службу в различные подразделения таможни в период с января 2007 по апрель 2008 гг.

В процессе трудовой деятельности каждый сотрудник сталкивается с новыми для него обстоятельствами, требующими овладения профессиональными навыками, выработки определенной линии поведения, изменения установок, взглядов, убеждений. По сути, основной задачей адаптации является вовлечение нового сотрудника в процессы, происходящие в организации.

За данный период в Курганскую таможню были приняты 6 сотрудников, 31 федеральный государственный служащий и 11 работников. Всего поступили на службу (работу) 48 человек, из них 2 человека уволились по собственному желанию. Один проработал всего 4 месяца, другой – 1 год.

Целью проводимой работы с вновь принятыми должностными лицами таможни стало изучение успешности периода адаптации, факторов, которые способствовали более быстрому социальному и профессиональному становлению, лояльного отношения к организации, трудовой группе.

Основными методами работы стали анкетирование, опрос, беседа с руководителями и наставниками, изучение социально – психологического климата в подразделениях. В работе приняли участие 32 человека.

По срокам сам период адаптации к новым условиям работы для каждого человека различен. Это зависит от многих факторов: уровня образования, наличия опыта работы, особенностей характера, темперамента и коммуникативных качеств, предыдущего опыта адаптации, адаптивных способностей. По данным анкеты 50% участвующих в опросе считают, что уже через 1 месяц освоились в коллективе и на новом месте работы, 25% - через 2 месяца, 19 % отмечают, что им потребовалось 3 месяца, 6% - до 6 месяцев.

На вопрос «Что Вам показалось наиболее сложным в период адаптации?» 41% опрошенных назвали освоение профессиональных обязанностей, 44% - привыкание к новым условиям труда, 6% - вхождение в коллектив. Самым сложным были: строго фиксированный рабочий день; «работа в таможне для меня – новый вид деятельности»; напряженность работы: большой объем работы, много информации.

Быстрому освоению нового вида деятельности и включению в работу препятствовало отсутствие необходимой информации (это отметили 25% опрошенных) и неорганизованное рабочее место (17%). Доброжелательные отношения в коллективе (32%), возможность обращаться за помощью к коллегам по работе (21%), к непосредственному руководителю (14%) и наличие необходимой информации (13%) помогало молодым сотрудникам быстрее адаптироваться в коллективе и освоить должностные функции.

На вопрос «Кто Вам оказал наиболее ощутимую поддержку в процессе адаптации?» 42% анкетируемых выбрали ответ - «работники отдела», 31% - «непосредственный руководитель», 25% - «наставник».

На вопрос: «Что, по Вашему мнению, могло бы способствовать быстрой адаптации должностных лиц в нашей организации?» были получены следующие ответы: совместное выполнение заданий с работниками отдела; внимательное отношение непосредственного руководителя; поручение ответственных решений; выполнение разовых поручений для установления контактов с коллективом; назначение при приеме на работу наставника; общественные мероприятия, корпоративные праздники; доброжелательные отношения в коллективе.

По результатам опроса удовлетворенность своим трудом составляет 79% из 100% (выше среднего уровня). Степень удовлетворенности различными сторонами работы такова - 84% опрошенных довольны выполняемой работой; 91% устраивает режим работы; 100% довольны санитарно – гигиеническими условиями в таможне и отношениями с непосредственным руководителем; 97% опрошенных вполне устраивают отношениями с коллегами; 87% - уровень организации труда в подразделениях; 84% респондентов считают, что смогут реализовать возможность своего должностного продвижения, 88% - возможность проявлять самостоятельность в работе; 81% считают, что их личные способности соответствуют выполняемой работе; 91% нравится, что их работа не рутинна, а разнообразна.

Проблемными местами являются: недостаточный уровень заработной платы - это отметили 23% опрошенных, занимающих должности работников, и уровень технической оснащенности рабочего места - 13%.

На основании проведенного психологического обследования и опроса, можно сделать вывод о том, что период адаптации должностных лиц, принятых на службу (работу) в 2007 – 2008 г.г. проходит в основном успешно. Выявлены факторы, от которых зависит успешность адаптации. Прежде всего, это мотивация. Во-первых, увлеченность профессией, своим делом; во-вторых, ориентация на получение максимального материального вознаграждения. В-третьих, осознание важности и нужности выполняемой работы. Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений).

Наталья Карпова Пресс-секретарь Курганской таможни 30.04.2008