Грузы возвращают в вагоны
Московская дорога – крупнейший распределительный транспортный узел
Сегодня перед РЖД стоит задача по привлечению грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт. О том, как ведётся эта работа, наш сегодняшний разговор.
– Владимир Ильич, какова ситуация с грузоперевозками? Какие факторы на неё влияют?
– Несмотря на то, что наша дорога называется главной пассажирской дорогой страны, она ещё и крупнейший распределительный транспортный узел, один из лидеров по грузообороту на сети. Особенностью дороги является наличие разнообразной линейки грузов (порядка 32 номенклатур. –Ред.), что всегда делало работу непростой и требовало особых подходов. К примеру, в границах магистрали перевозится 10% сетевого объёма контейнерных грузов. Ежесуточно здесь грузится в среднем 615 контейнеров, это третье место по объёму на сети.
Бюджетные показатели по грузообороту дорога выполняет. За девять месяцев погружено 51,5 млн тонн грузов, что выше плана на 0,7%, но ниже показателя прошлого года на 4,8%.
Плановое задание по грузообороту выполнено на 100,9%, однако снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 6,9%. Грузооборот по приёму уменьшился. Это произошло в основном за счёт снижения приёма гружёных вагонов, в том числе с Юго-Восточной дороги и соседней Украины. В целом план выполнен по 25 из 32 наименований. Особенно не радует динамика погрузки высокодоходных номенклатур. Снижены показатели погрузки цемента, стройматериалов, нефтеналива.
Ситуация имеет ряд причин, в первую очередь макроэкономических, связанных с изменением курса рубля и уменьшением экономической активности. Сказывается и ситуация на Украине, из-за которой наше взаимодействие с Юго-Западной дорогой соседней страны снизилось до минимума.
Определённую сложность в грузовую работу внесло и закрытие для этого вида движения Малого кольца железной дороги, которое полностью переориентировано на пассажирские перевозки. За последнее время исключены из работы большинство станций Малого кольца, бывшие сортировочные, расположенные на пересечении радиальных направлений и Малого кольца. Внутри Мосузла остались только три сортировочные станции: Перово, Люблино-сортировочное и Лосиноостровская, перерабатывающие 35% от общего поступающего транзитного вагонопотока.
Увеличение объёмов скоростных перевозок в пассажирском и пригородном комплексе также отразилось на пропуске грузовых поездов в Мосузле, где сконцентрировано более 80% перевозочной работы дороги. Нам пришлось коренным образом пересмотреть технологический процесс организации местной работы.
Этой ситуацией активно воспользовались автоперевозчики, предлагая свои услуги клиентам, в том числе и тем, кто традиционно пользуется услугами железной дороги.
– Что делается, чтобы переломить ситуацию?
– В первую очередь меняем свои подходы. Во главу угла поставлены нужды и потребности клиента. В первом полугодии, в частности, была активизирована адресная работа с грузоотправителями. По итогам детального анализа причин оттока груза на автотранспорт все причастные руководители, мои заместители в регионах, руководители сбытового блока совместно с грузоотправителями выработали соответствующие решения.
Важную роль в этой работе играет Московский центр фирменного транспортного обслуживания. Сегодня он работает с самыми разными клиентами, исполняя более 4800 договоров. В частности, в интересах клиента МТЦФТО активно применяет новые технологии, в том числе электронный документооборот, терминалы коллективного доступа, упрощает договорную работу. Кроме того, организован контакт-центр, введена должность менеджера по ключевым проектам. Центр работает по принципу «одного окна», обеспечивая полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов, ведя договорную работу с экспедиторскими организациями, собственниками вагонов и другими участниками транспортного рынка. В то же время некоторые технологии работы центра требуют совершенствования.
В переключении грузов особенно важна работа менеджера по ключевым проектам. Логично, когда один специально назначенный сотрудник взаимодействует с клиентом, решает проблемы с многочисленными структурами, задействованными в перевозках. Все обращения по оказанию услуг клиенту, трудности, вопросы должны поступать только к нему. Менеджер ретранслирует их в соответствующие дирекции и добивается взаимоприемлемого решения. Сейчас три сотрудника МТЦФТО выстраивают и систематизируют работу в рамках проекта «Менеджер по ключевым клиентам». В зависимости от грузовой базы клиента, результатов мониторинга его работы мы можем предложить, например, различные способы организации отправительской маршрутизации, готовы представить вариант технического маршрута, обеспечить порожним подвижным составом, консолидированным под нашим управлением, обсудить возможности и условия предоставления тарифного коридора. Если необходимо обеспечить скорость и уменьшение срока оборота вагонов, дорога готова предложить перевозку грузов и вагонов по фиксированному расписанию.
– Есть ли конкретные результаты работы по переключению грузов?
– Обнадёживающие и, надеюсь, устойчивые результаты уже появились. С января по сентябрь с автомобильного транспорта к нам пришли грузы разных категорий, среди которых удобрения (180 тыс. тонн), зерно (127,5 тыс. тонн), мука (82 тыс. тонн). Вернулись грузы как низкодоходного 1-го класса – стройматериалы, щебень, песок, так и высокодоходного 3-го – лом чёрных металлов.
Показательным месяцем по переключению объёмов грузов стал сентябрь: в целом с автотранспорта привлечено 105,6 тыс. тонн, получен дополнительный доход в размере 21,165 млн руб.
Безусловно, этому результату способствовало и вступившее в силу с 1 июля постановления правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Рассчитываем, что наши системные мероприятия по привлечению клиентов должны позитивно отразиться на улучшении показателей грузооборота на полигоне дороги. Планируем, что в следующем году с автотранспорта привлечём дополнительные объёмы грузов – не менее 500 тыс. тонн.