06.05.08

Грузопотокам начертили перспективный маршрут

О перенасыщенности рынка складской недвижимости в Казани и проблемах реализации в Татарстане заявленных прежде логистических проектов “ВиД” рассказал в №78 от 30 апреля. На этот раз “ВиД” сместил ракурс: от частного взгляда девелоперов, привязанных к реалиям сегодняшнего дня, - к формируемым “точкам роста” на базе крупномасштабных инициатив, заявленных в этой сфере на государственном уровне. В долгосрочном плане ситуация на рынке логистических услуг должна радикально измениться благодаря стратегической перспективе развития Татарстана и всего Приволжья, уверены специалисты. Появление трансконтинентальных коридоров, проходящих через регион, и продвигаемая республиканскими властями идея перераспределения транзитных грузопотоков в пользу периферийных узловых центров позволят развернуть новые проекты в этой области.

Приоритетные направления развития России и Татарстана напрямую связаны с новыми видами деятельности и появлением рынков высококачественных товаров и услуг. Такие составляющие, как инфраструктура, инновации и инвестиции, могут реализоваться в рамках формирования рынка транспортно-логистических услуг.

Отметим, что мировой рынок логистических услуг устойчиво расширяется на протяжении уже более двух десятков лет, предлагая комплексные функциональные решения: от мультимодальных транспортных услуг - к дистрибьюторским центрам со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управлению дистрибьюторскими каналами и коммуникационными инфраструктурами, вплоть до контроля дебиторской задолженности.

Одной из важных задач по модернизации транспортной системы России является проблема обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта. Задачи комплексного развития всех видов транспорта, транспортной, складской, терминальной инфраструктуры, таможни, системы страхования грузов и их информационного сопровождения, а также взаимной увязки всех этих компонентов для скоординированной работы наиболее эффективно решаются в рамках мультимодальных транспортных узлов или транспортно-логистических центров (ТЛЦ).

В Татарстане вопросом создания Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра начали заниматься уже достаточно давно, однако финансирование этого проекта и строительство долгое время откладывались. Несмотря на бурный рост рынка складской логистики, масштабный комплекс качественных услуг, который предоставляется в транспортно-логистических центрах, является для России достаточно новым направлением. Тем не менее на сегодняшний день начали функционировать несколько таких центров (в Санкт-Петербурге, Свердловской области). При этом большая их часть находится в стадии разработки, строительства, а также ввода в действие первой очереди объектов.

Вместе с тем в 2005-2008 годах актуальность строительства Свияжского логистического центра возрастает в связи с созданием нового международного транспортного коридора на территории Татарстана “Европа - Западный Китай”.

Дело в том, что при введении данного коридора сроки доставки товаров из Китая в крупнейший порт Европы Гамбург сократятся с 18-19 дней до 7 летом и 12 дней зимой (по расчетам Американской торговой палаты).

Таким образом, создание данного коридора значительно повышает роль Татарстана в создании транзитного потенциала Европа - Китай. Вместе с тем это предъявляет все новые требования к инфраструктуре, в частности, к качеству логистических и складских терминалов, важнейшим из которых является Свияжский межрегиональный логистический центр.

Новейшие данные позволяют выделить целый ряд проектов российских ТЛЦ, относящихся к различным регионам - Москве, Санкт-Петербургу, Свердловской, Иркутской, Ярославской, Нижегородской, Калужской, Смоленской, Самарской, Ульяновской областям, Пермскому краю. При этом можно сделать вывод, что промедление с принятием решения об участии в развитии транспортно-логистической составляющей экономики в условиях выгодного географического положения региона приводит к потере дополнительной прибыли от обслуживания грузопотоков. Они в такой ситуации “оттягиваются” другими логистическими центрами.

Татарстан первым среди регионов на научно-практической основе начинает заниматься стратегическим планированием развития территорий. Сейчас среди прочих идет процесс корректировки и окончательного утверждения стратегии социально-экономического развития города Набережные Челны до 2015 года. Анализ благоприятных возможностей для города Набережные Челны, связанных с тенденциями на рынке в современных перспективных сферах деятельности, месторасположением города и его инфраструктурой, позволил выделить новое стратегическое направление развития. Создание ТЛЦ способствует формированию в городе перспективной отрасли, которая имеет высокие темпы роста, а в ближайшем будущем может занять важное место в экономике города и внести значительный вклад в формирование местного бюджета.

Выгоды создания ТЛЦ в городе Набережные Челны заключаются прежде всего в создании конкурентного преимущества региональным предприятиям за счет снижения транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных расходов (с 20% до 7-10%), а также сроков доставки при транспортировке грузов в результате покупки услуг транспортно-логистического центра при внедрении логистического аутсорсинга.

Своевременное использование выгодного географического положения и встраивание в федеральную и региональную систему транспортно-логистических центров позволит городу стать точкой экономического роста в региональном и федеральном масштабе. Промедление же, как уже отмечалось, приведет к тому, что нишу по обслуживанию транзитного грузопотока займут соседние регионы (в т.ч. Самарская, Нижегородская, Ульяновская области, Пермский край).

Предполагается, что строительство складских помещений высокого класса на территории ТЛЦ привлечет в Набережные Челны крупных сетевых торговых операторов в группах товаров народного потребления (таких, как, например, IKEA, GROSSMART и др.), заинтересованных в территориальном сегменте рынка в городах Закамья. Консигнационные склады позволяют этим компаниям организовывать центры распределения, а также развиваться потребительскому рынку и создавать в городе добавленную стоимость по обслуживанию торговли.

Преимущества ТЛЦ для города связаны также с созданием дополнительных рабочих мест и привлечением высококвалифицированной молодежи в области информационных технологий и логистики. Это будет препятствовать оттоку молодых специалистов в более крупные города, способствовать улучшению экологической ситуации в черте города за счет эффективного перераспределения транспортных потоков, комплексному развитию не только транспортного и терминально-складского комплекса, но и информационных технологий, промышленности.

При этом создание транспортно-логистического центра формирует необходимость развития и поддержания на высоком уровне дорожного хозяйства в городе и пригородной зоне, а также привлекает дополнительные финансовые средства на эти цели.

Таким образом, реализация активной социально-экономической политики для осуществления инновационного сценария развития региона требует решительных действий по организации сотрудничества на основе общественного-частного партнерства в сфере транспортной логистики. Государство должно взять на себя подготовку инфраструктуры на рыночных участках земли, подготовку энергетики, транспорта и связи. Задача бизнеса - строительство складских помещений и сервисных транспортно-грузовых центров, логистических терминалов, складских технологий на основе передовых западных стандартов.

"Время и Деньги"; 06.05.08