Горькая правда о сладком грузе.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), имеющиеся в России мощности позволяют производить до 4,1 млн тонн свекловичного и 8,5 млн тонн тростникового сахара. Однако на сегодняшний день отечественные предприятия реализуют свои потенциальные возможности лишь наполовину, отмечает ИА «ikar.ru».
Развитию отрасли в немалой степени мешает неразвитость логистической и транспортной инфраструктуры. Как отмечают эксперты, на пути сахара-сырца постоянно возникают всевозможные препятствия - начиная от бразильских портов, где ведется погрузка, и заканчивая доставкой готового продукта потребителям в российские регионы. Эти заторы влекут за собой задержку получения товара и, как следствие, дополнительные траты. В частности, в портах Туапсе и Новороссийск, через которые переваливается 50-60% сахара-сырца для российских заводов, в очереди под разгрузку суда порой стоят месяцами, а на подъездных путях часто возникают пробки из железнодорожных вагонов.
По словам заместителя по транспортным вопросам начальника департамента логистики группы компаний «Сюкден» Л. Поддубной, в середине июля текущего года в Новороссийском порту случился очередной транспортный коллапс (как раз в это время заканчивался завоз сахара-сырца). «В данный период компания разгружала два судна. При этом под разгрузкой на рейде выжидания находилось где-то 165 тыс. тонн сырца, при суточной выгрузке всего в 9 тыс. тонн!» - отмечает она.
Однако это еще цветочки. «К примеру, в прошлом году суда, пришедшие в середине октября - начале ноября, были разгружены только к концу февраля. В итоге простои влетели в копеечку, - рассказывает ведущий эксперт института Е. Иванов. - И подобные вещи происходят постоянно. Не могу сказать, что каждый день, но раз в полгода точно: либо скапливается огромная очередь под выгрузку, либо терминалы заняты другими грузами».
Так как на сырце работает около 60% сахарных заводов, проблема с ежегодными заторами в портах в период выгрузки тростникового сырья касается большинства предприятий, задействованных в данной отрасли. Однако инвестировать в строительство складских терминалов никто не хочет. На сегодняшний день в порту Туапсе действует один-единственный крошечный сырцовый склад, рассчитанный на 15 тыс. тонн, в то время как обычная судовая партия составляет 25 тыс. тонн. В Новороссийском порту и того нет. На этом фоне выигрышно смотрятся четыре порта ближнего зарубежья (Одесса, Клайпеда, Рига и Вентспилс), которые имеют достаточно крупные складские мощности. Кроме того, постепенное выравнивание тарифов на погранпереходах с каждым годом повышает привлекательность перевалки сырца за границей. Поэтому в ближайшем будущем отечественные порты рискуют вообще остаться без сладкого груза.
С экспортом все еще сложнее, особенно в отношении мелассы и свекловичного жома. «По данной теме больше вопросов, чем ответов. В России до сих пор нет ни одного полноценного терминала под экспорт мелассы и жома. Я имею в виду терминал со складами, в который могут заходить большие суда, а не трехтысячники, - сетует Е. Иванов. - Если бы построили нечто подобное в порту Кавказ, например, - я молчу про Новороссийск и Туапсе - было бы уже хорошо. Без работы терминал не останется, большая часть экспорта «закольцуется» на нем. Сейчас же грузоотправители вынуждены самым неудобным образом, с дополнительными издержками переваливать грузы то в Таганроге, то в Ейске, то в Азове, то еще где-нибудь на Украине или Балтике».
Совершенствование организации экспортно-импортных перевозок должно осуществляться не только в портах, но и на погранпереходах. Эксперты отмечают, что открытие не действующих сейчас для грузовых составов железнодорожных пунктов пропуска на границе со странами СНГ позволит загрузить малодеятельные участки российских железных дорог, а также снизить транспортные издержки заводов, находящихся в пограничных регионах. В первую очередь это касается погранпереходов Глушково - Волфино, Нежеголь - Волчанск, Головчино - Одноробовка и Илек-Пеньковка - Пушкарное. Дело в том, что свекловичный жом и меласса - относительно недорогие грузы, и лишние перевозки больно ударяют по карману грузовладельцев.
«В сахарной отрасли заработать сейчас способен только тот, кто имеет хорошо отлаженную инфраструктуру по приемке сырья и отгрузке готовой продукции, с пропускной способностью, превышающей суточную производительность завода хотя бы в полтора раза», - считает Е. Иванов.
Агентство АгроФакт; 11.08.08