Главные хранители
Российские складские операторы уже научились привлекать инвесторов и на своем поле пока опережают западных игроков.
По суммарной стоимости заявленных за последние несколько лет проектов с российской логистикой сопоставима разве что жилая и офисная недвижимость.
О самом амбициозном в отрасли начинании стало известно буквально на днях. «Евразия логистик», ранее собиравшаяся вложить до 2010 года $3 млрд в строительство 5 млн кв. м складов, сообщила о намерении довести суммарную площадь возводимых ею объектов до 9,3 млн кв. м, из которых 3 млн кв. м будет построено на Украине и в Турции за $2,25 млрд при общем бюджете $7,4 млрд.
Другие инвесторы отстают от «Евразии логистик» ненамного. С 2004 года «Международное логистическое партнерство» (МЛП), принадлежащее ИК «Ренова капитал», Александру Мамуту и украинской группе «Приват», создает сеть логистических комплексов. К концу 2008-го суммарная площадь ее складов в России и странах СНГ, предположительно, будет доведена до 1,35 млн кв. м, на что потребуется около $1 млрд. В конце 2006-го ирландская Quinn Group заявила о намерении вложить в течение пяти лет $5 млрд в строительство логистических и гостиничных комплексов на территории России, и первый из них (казанский) недавно был введен в строй. В начале ноября английский инвестфонд Raven Russia, купивший за $10 млн 50% акций логистического оператора «Авалон», пообещал до 2013 года инвестировать не менее $2 млрд в складские комплексы общей площадью 1,5 млн кв. м под брэндом Megalogix.
Бум строительства складов сопровождается инвестициями непосредственно в складских операторов -- компании, оказывающие логистические услуги на арендованных складах или на складах заказчика. Первой ласточкой стала ИК «Ренова капитал», создавшая летом 2005 года оператора Relogix. Начальные инвестиции были относительно невелики -- всего $10 млн. Однако уже сейчас, по данным компании, объем арендуемых Relogix площадей превышает 100 тыс. кв. м. Поэтому она всерьез претендует на вхождение в тройку лидеров среди операторов складов класса А. В июле 2006 года фонд Great Circle Fund LP (дочерняя структура Alfa Capital Partners) объявил о том, что вошел в капитал «Русской логистической службы» (РЛС): инвестиции составили $20 млн. А летом 2007 года фонд вложил $21,1 млн в другого оператора -- компанию STS Logistics. Какая доля акций была куплена в том и другом случае, не сообщается, но, как пояснил президент STS Logistics Рустам Юлдашев, речь шла о пакете «меньше блокирующего».
Перспективы у рынка радужные. По оценкам экспертов, его объем равен $25–70 млрд, и каждый год логисты увеличивают свои доходы на 20–30%, а сегмент наиболее продвинутых услуг категории 3PL (к стандартным транспортным и таможенным услугам добавляются доставка товара в розничные точки и мониторинг ассортимента в режиме реального времени) растет на 50% в год.
Все, что было не со мной
«Большое светлое будущее» российской логистики омрачает разве что пример ближайших соседей -- поляков, находящихся, кстати, в выгодном транспортном положении. В начале 1990-х многие польские бизнесмены рассматривали свою страну как последний оплот цивилизации на пути к необъятному и дикому российскому рынку и предполагали, что ключевые европейские поставщики с удовольствием используют возможность сосредоточить товар на подступах к России. С расчетом на это польские девелоперы развернули обширное строительство современных складов класса А, позволяющих не только хранить грузы, но и комплектовать их с формированием партий любой величины (вплоть до отдельных упаковок).
Однако расчеты поляков не оправдались. С развитием российской экономики большинство компаний предпочли строить производство на месте. Как следствие, в Польше возник тотальный переизбыток предложения качественных складских площадей. Сейчас, кстати, о подобных рисках предупреждают Украину.
По насыщенности российскому рынку до польского и украинского пока далеко. Согласно данным «Евразии логистик», сегодня даже в наиболее обеспеченном логистически регионе, портовом городе Санкт-Петербурге, существующие склады класса А удовлетворяют от силы 23–25% спроса, в Москве -- 17–20%, а в таких городах, как Саратов, Омск, Екатеринбург или Новосибирск,-- и вовсе 10–15%. Например, дефицит складов класса А в одном Екатеринбурге оценивается в 800 тыс. кв. м.
Тем не менее российские игроки уверяют, что учли уроки Польши. По словам президента Smart Logistics Group Владимира Елина, опыт ближайших соседей заставил отечественные компании сделать серьезные выводы, и теперь операторы складской логистики арендуют новые площади, лишь имея предварительные договоренности с конкретными клиентами.
Склад и вычет
Как отмечает Владимир Елин, Россию отличает от Польши еще одна существенная черта: в Польше на фоне бума строительства складов класса А девелоперы вовремя не обратили внимания на массовую переделку заброшенных заводских цехов в склады класса B. Между тем в России такой сценарий заведомо исключен: большинство складов класса B -- старые и ветхие, и зачастую они находятся в центре города, то есть подлежат ликвидации.
По словам участников рынка, в России ситуацию проще просчитывать еще и благодаря достаточно высокой концентрации рынка. «Рынок явно поделен, и мелким игрокам делать нечего, разве что надеяться на отдельных локальных клиентов»,-- заключает Владимир Елин. Большей частью строительство складов ляжет на плечи трех-четырех крупных девелоперов, ведущих дела с двумя десятками крупнейших операторов. Особняком стоят DHL и TNT, изначально занимавшиеся точечной экспресс-доставкой и конкурирующие прежде всего с «Почтой России». Недавно эти компании начали работать в России и с промышленными заказами, однако пока в сравнительно небольших по меркам рынка объемах. Остальные западные операторы, такие как Schenker, по словам Елина, также действуют в России крайне осторожно, так что «тон задают россияне».
Особое положение занимают крупные производители и ритейлеры, имеющие собственные логистические службы, такие как, например, концерн «Калина», сети «Эльдорадо» и «Евросеть». Они могут стать либо клиентами, либо конкурентами нынешних операторов.
Дело в том, что снабжение розницы требует повышения уровня технологий, равно как и повышения квалификации специалистов. В итоге, например, у торговых компаний, по оценке генерального директора компании Relogix Александра Гутекулова, на логистику может приходиться больше половины всех расходов. Поэтому во всем мире подавляющая часть таких услуг отдается на аутсорсинг.
В том же направлении движется и Россия. В октябре 2007 года компания «Евросеть» объявила о намерении выделить свое логистическое подразделение в отдельный бизнес. Однако на прошлой неделе, по словам Владимира Елина, было решено отказаться от этого проекта и, наоборот, привлечь для обслуживания розничного бизнеса «Евросети» стороннего оператора. «Мы в целом не отказываемся от идеи развить свое логистическое подразделение в самостоятельный бизнес,-- пояснил СФ генеральный директор „Евросети” Алексей Чуйкин.-- Мы ищем российского или зарубежного оператора, который согласился бы стать соинвестором и привнес бы свой опыт организации бизнеса».
Но даже с учетом «нелогистических» компаний и иностранных игроков российская логистическая отрасль способна приютить не одного инвестора. Как признал на прошлой неделе Владимир Путин, «с точки зрения транспортной инфраструктуры наша страна является достаточно запущенной».
«Национальная логистическая компания» (НЛК)
Будучи одним из старейших участников рынка, сумела сохранить лидирующие позиции с 1995 года, в том числе благодаря родственному девелоперскому бизнесу.
Площадь обслуживаемых складов в 2006 году: 302 тыс. кв. м*
Площадь обслуживаемых складов в 2007 году: около 400 тыс. кв. м*
Стратегия: создавалась в составе консорциума «Росеврогруп», включающего помимо прочего Росевробанк и «Росевродевелопмент».
Тактика: основу бизнеса НЛК составляют строительство и сдача собственных складов в аренду, что не мешает компании лидировать и среди складских операторов. Одной из первых на рынке она стала предлагать клиентам склады класса А, как построенные самостоятельно, так и арендованные у родственного «Росевродевелопмента». Работает на всех ключевых комплексах Подмосковья: на терминалах «Лесной», «Рент-центр», в национальных логистических парках «НЛК-Химки», «НЛК-Крекшино» и «НЛК-Пушкино».
Проблемы: по экспертным оценкам, сочетание функций девелопера и оператора (то есть арендатора и арендодателя) себя не оправдало. Сейчас НЛК меняет тактику -- прекращает инвестиции в строительство и переориентируется на аренду площадей. Правда, пока ей проще всего находить их у того же «Росевродевелопмента».
Результат: компания опережает ближайшего конкурента на десятки процентов, но преимущество перестало быть многократным, как несколько лет назад.
Новые цели: обслуживать к концу года 465 тыс. кв. м.
* данные компании
FM Logistic
Подразделение французского оператора с оборотом более 0,5 млрд евро. Один из первых операторов 3PL в стране -- работает в России с 1994 года.
Площадь обслуживаемых складов в 2006 году: 210 тыс. кв. м*
Площадь обслуживаемых складов в 2007 году: 224,1 тыс. кв. м*
Стратегия: первоначально -- ориентация на клиентов материнской компании, использование ее репутации для продвижения среди российских клиентов.
Тактика: традиционно обслуживает в России и на Украине такие компании, как Nestle, Kraft Foods, Johnson & Johnson, L’Oreal, Auchan, Danone, Chanel, Bosch, Kimberly-Clark, Schwarzkopf, Mars, Microsoft, La Redoute, Lexmark, Schneider Electric, ICI, BAT и др. Также обеспечивает сопровождение грузов благодаря подразделениям холдинга FM Logistic в десяти странах Восточной и Западной Европы и в Китае. Сеть из собственных и арендованных складов охватывает кроме Москвы еще шесть регионов России (против пяти филиалов у лидера рынка НЛК).
Проблемы: тепличные условия, изначально обеспеченные материнской компанией, больше не сообщают FM Logistic достаточной скорости развития.
Результат: за последний год компания столкнулась не с одним, а сразу с несколькими претендентами на пока занимаемое ею второе место.
Новые цели: продолжение строительства собственных складов, укрепление позиций в регионах.
ЕМСТС (SLG)
Летом 2007 года от корпорации ЕМСТС «отпочковался» самостоятельный операторский проект Smart Logistic Group, что позволило ей сделать качественный скачок.
Площадь обслуживаемых складов в 2006 году: 43,5 тыс. кв. м*
Площадь обслуживаемых складов в 2007 году: 187 тыс. кв. м*
Стратегия: создание комплексной логистической системы, которая свяжет производителей и потребителей России, Европы, стран Юго-Восточной Азии и Северной Америки
Тактика: ЕМСТС наконец удалось сдвинуть с места проект строительства международной сети складов класса А, изначально продвигавшийся под названием «Великий шелковый путь». В 2006 году корпорация начала переговоры со стратегическими инвесторами Merrill Lynch и A1, но пока не добилась результатов. Теперь она реализует проект собственными силами, а также активно осваивает новые площади, арендуя их через оператора SLG.
Проблемы: план построить к концу 2007 года три новых логистических центра в Москве и Санкт-Петербурге (общей площадью 150 тыс. кв. м) пока не осуществлен. Доля складов категорий B и C в портфеле компании больше, чем у ее ближайших конкурентов.
Результат: аренда складских помещений позволила корпорации спустя 12 лет совершить рывок, став одним из лидеров среди складских операторов.
Новые цели: стратегическое партнерство с девелопером «Евразия логистик», увеличение в 2008–2009 годах площади обслуживаемых складов до 500–700 тыс. кв. м.
Relogix
Амбициозный проект ИК «Ренова капитал» мог бы радовать инвесторов, если бы изначально они не рассчитывали на гораздо более быстрый темп.
Площадь обслуживаемых складов в 2006 году: 20 тыс. кв. м*
Площадь обслуживаемых складов в 2007 году: более 100 тыс. кв. м*
Стратегия: достижение лидерства по покрытию и экономической эффективности к 2009 году.
Тактика: изначально работает только со складами класса А, ориентируясь на сложные заказы с большой добавленной стоимостью. Для складов закупается оборудование и ПО высшего качества, что некоторые конкуренты считают излишеством. Функционально разделена с аффилированным девелопером МЛП, чтобы избежать конфликта интересов и перекрестного финансирования. В московском регионе Relogix базируется в городе Пушкино на площадях Capital Partners.
Проблемы: петербургский терминал, который предполагалось открыть весной 2007 года, заработал только в сентябре. Уже сейчас понятно, что и дальнейшие проекты компании будут реализованы позже намеченного. С планами относительно лидерства по географическому покрытию к 2009 году Relogix придется расстаться.
Результат: наивысшие темпы роста в отрасли, достойные уважения даже с учетом «низкого старта».
Новые цели: открытие в 2008 году складов в Новосибирске, Екатеринбурге, а также ряде других регионов. В долгосрочной перспективе -- продажа бизнеса стратегическому инвестору.
Секрет фирмы ; 19.11.2007