21.09.17

Жалобы на таможенные органы «по вертикали», правила и особенности

Даже при безупречной организации таможенных процессов, возникают спорные ситуации, требующие привлечения компетентного арбитра. Порой каждая из сторон конфликта по-разному трактует закон, твёрдо убеждена в своей правоте, что приводит к исчерпанию возможности для компромисса.

Закон в таких ситуациях предусматривает обращение с жалобами в:

- таможенные органы, являющиеся вышестоящими по отношению к таможенному органу, который является стороной конфликта;

- суды;

- арбитражные суды.

Как показывает практика, немало заинтересованных лиц выбирает в качестве арбитров вышестоящие таможенные органы. Вероятно, это объясняется тем, что такой способ решения проблемы не предполагает уплаты госпошлины и несения расходов, аналогичных судебным, а также является достаточно оперативным.

При выборе административного способа разрешения спора следует учитывать ряд требований к сроку, форме, способу подачи и оформлению жалобы, так как несоблюдение формальных требований может привести к отказу в рассмотрении жалобы по существу. Поэтому, подавая жалобу нужно придерживаться следующих основных правил.

Первое правило – действуем оперативно. Жалоба может быть подана в течение трёх месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законодательством.

Срок обжалования считается соблюдённым, если письмо, бандероль или пакет с жалобой сданы для отправки по почте или экспресс-перевозчику в пределах срока обжалования, даже если жалоба поступит в таможню позже.

Второе правило – подписываем жалобу. Практика показывает, что одной из причин отказа в рассмотрении жалоб является отсутствие собственноручной подписи заявителя.

Многие заинтересованные лица подают жалобы в электронном виде: посредством электронной почты, через Интернет-сайты таможенных органов, либо по факсимильной связи. Закон в данном вопросе консервативен – жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается только в письменной форме, и должна быть подписана лицом или его представителем собственноручно. Использование аналогов собственноручной подписи, в том числе электронной, для подписания жалобы не допускается.

Правило третье – прикладываем документы о подтверждении полномочий лица, подписавшего жалобу.

Еще одной причиной для отказа в рассмотрении жалобы по существу может стать документальное неподтверждение полномочий заявителя, то есть полномочий гражданина, подписавшего жалобу от имени юридического или другого физического лица, действовать от имени этого юридического или физического лица.

Таким образом, соблюдение вышеперечисленных требований к форме, содержанию жалобы, срокам ее рассмотрения и надлежащему подтверждению полномочий лица является гарантией ее принятия вышестоящим таможенным органом к рассмотрению по существу и разрешением в установленные сроки.

Также информируем:

- жалобы на решения, действия (бездействие) подчиненных Екатеринбургской таможне таможенных постов необходимо направлять в Екатеринбургскую таможню по адресу: 620075, Екатеринбург, ул. Гоголя, 27;

- жалобы на решения, действия (бездействие) Екатеринбургской таможни – в вышестоящий таможенный орган: Уральское таможенное управление по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 31.

Кроме того, согласно требованиям Закона, жалоба может быть подана заинтересованными лицами и непосредственно в тот орган, чьи решение, действие (бездействие) обжалуются. В этом случае жалоба будет перенаправлена таможенному органу, уполномоченному на ее рассмотрение.

Пресс-служба УТУ