09.01.13

ФТС России в 2012 году: цифры и факты

1. Поступления в доходную часть федерального бюджета

На 29 декабря 2012 года сумма доходов, администрируемых таможенными органами, и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, во исполнение закона о Федеральном бюджете от 3 декабря 2012 года № 247-ФЗ «О внесении изменений в федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» составляет 6579,25 млрд. рублей.

На 2012 год прогнозируемая сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 6557,51 млрд. рублей.

ФТС России проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности – по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

За десять лет с 2002 года по 2012 год объем платежей собираемости таможенными органами вырос на порядок, более чем в 11 раз. Для справки: в 2002 году было собрано 588 млрд. руб.

2. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса

ФТС России разрабатывает и принимает меры по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в Российской Федерации. Прежде всего, улучшения касаются «прозрачного сектора», не заинтересованного в нарушениях таможенных правил.

С 2012 года начал свою работу новый институт – институт уполномоченных экономических операторов. Его введение упрощает работу российских участников ВЭД, является следствием развития государственно-частного партнерства и свидетельствует о повышении доверия таможенных органов к бизнесу.

Приобретая статус уполномоченного экономического оператора, российское юридическое лицо может применять специальные упрощения, предусматривающие временное хранение товаров на своих складах, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение отдельных таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на складах уполномоченного экономического оператора.

По состоянию на 6 декабря 2012 года было подано более 120 заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, более 70 участников ВЭД получили этот статус, 20 - отказано, в отношении остальных продолжается работа.

25 сентября осуществлен запуск Проекта по упрощенному порядку перемещения транспортных средств международной перевозки на Многостороннем автомобильном пункте пропуска Куничина Гора – Койдула. Упрощенный порядок включает отдельную полосу движения и стоянки для автовозов, особое окно для оформления процедуры таможенного транзита на МАПП Куничина Гора. Теперь автовозы проходят пункт пропуска в упрощенном порядке и далее следуют на находящийся в нескольких сотнях метров склад временного хранения, отвечающий требованиям современной логистики, что позволяет государственным органам осуществлять необходимый контроль при минимизации затруднений для бизнес-операций.

ФТС России утвержден Временный порядок категорирования участников внешнеэкономической деятельности в зависимости от степени риска возможного нарушения таможенного законодательства. Эксперимент по разделению бизнесменов на категории планируется провести в мае-августе 2013 года. Критерии для категорирования разработаны на основе серьезной аналитической работы, а их значения по каждому участнику ВЭД будут рассчитываться автоматически с использованием данных информационных систем таможенных органов. На основании присвоенных категорий предполагается дифференцировать меры таможенного контроля как на этапе декларирования, так и после выпуска товаров.

При непосредственном участии ФТС России принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга», реализация которого позволит обеспечить дальнейшее совершенствование таможенного администрирования и повышение его эффективности. Общероссийские некоммерческие организации будут участвовать в мониторинге основных (оценочных) показателей работы таможенных органов и формировать независимую оценку деятельности таможенных органов.

При участии ФТС России издан Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 2096-р, которым утверждены показатели для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), в том числе в части совершенствования таможенного администрирования.

Подготовлены изменения в ТК ТС, которые позволяют исключить требование о предоставлении паспорта сделки декларантом вне зависимости от формы декларирования.

3. Совершенствование таможенного законодательства

Решениями Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 777 и от 15 июля 2012 г. № 776 была создана международная рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза, которую возглавляет руководитель ФТС России Андрей Бельянинов.

Доработка ТК ТС строилась в соответствии с принципами определенности, транспарентности, минимизации бюрократических процедур и затрат участников внешнеэкономической деятельности, внедрения современных автоматизированных форм и методов контроля, принятия международных стандартов таможенного контроля и декларирования.

В ходе первого этапа доработки ТК ТС с декабря 2011 года по июнь 2012 года состоялось 5 заседаний рабочей группы и 12 встреч экспертов рабочей группы (8 – на территории ФТС России и 4 – в режиме видеоконференции). В целом рассмотрено 735 поправок в ТК ТС, согласовано и принято 376 поправок в 222 статьи ТК ТС.

Основная часть поправок направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов. Особое внимание уделялось совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров в целях минимизации контроля на стадии выпуска товаров и его поэтапного переноса на стадию после выпуска товаров.

Значительный перечень поправок направлен на единообразие таможенного администрирования в Таможенном союзе, сокращение отсылочных норм к актам Комиссии Таможенного союза и национальному законодательству государств – членов Таможенного союза.

В рамках рабочей группы проводилась работа по инкорпорации непосредственно в ТК ТС положений отдельных международных соглашений государств – членов Таможенного союза.

Предложения по доработке ТК ТС, поступающие от федеральных органов исполнительной власти по внесению изменений в ТК ТС детально прорабатывались с представителями бизнеса, а также обсуждались и предложения самого бизнес-сообщества.

В ходе заседаний российской части рабочей группы были рассмотрены предложения по совершенствованию таможенного законодательства ТПП России, РСПП России, «Деловой России», Ассоциации европейского бизнеса, ОАО «РЖД», АСМАП и других организаций.

На заседании рабочей группы, состоявшемся 28 июня 2012 г., были подведены итоги первого этапа доработки ТК ТС и подготовлен проект протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. (далее – проект протокола), который Евразийской экономической комиссией направлен сторонам для проведения внутригосударственного согласования.

В рамках процедуры внутригосударственного согласования ФТС России приняла участие в 6 заседаниях экспертов российской части рабочей группы по доработке таможенного законодательства Таможенного союза, на которых были рассмотрены замечания и предложения по проекту протокола, поступившие от федеральных органов исполнительной власти и представителей делового сообщества.

В настоящее время по результатам внутригосударственного согласования в Евразийскую экономическую комиссию представлены замечания Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по проекту протокола.

Подготовлены изменения в ТК ТС, которые позволят исключить требование о предоставлении паспорта сделки декларантом вне зависимости от формы декларирования.

4. Совершенствование таможенного контроля

С 17 июня 2012 года в странах Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным транспортом.

В результате этой меры время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля (с учетом времени на осуществление иных видов государственного контроля - санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и транспортного) в среднем сократилось на 30 минут. Сейчас оно в среднем составляет 53 минуты, при этом среднее время совершения собственно таможенных процедур (таможенный контроль при прибытии транспортных средств и помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита) сократилось до 30 минут.

Сейчас организации более 98 % предварительной информации представляют до прибытия автомобильного транспортного средства в пункт пропуска, а 2 % – в течение ближайших двух часов (в основном, это происходит в Северо-Западном регионе).

ФТС России уже обеспечила возможность добровольного представления предварительной информации в таможенные органы, расположенные в железнодорожных, морских и воздушных пунктах пропуска. Эксперимент показывает заинтересованность значительной части бизнес-сообщества (добросовестных участников ВЭД, стремящихся к максимальной прозрачности).

С января по декабрь 2012 года в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в таможенные органы было подано более 50 тыс. сообщений с предварительной информацией.

В отношении товаров, перемещаемых водным видом транспорта, количество сообщений увеличивается с каждым месяцем, с января по декабрь 2012 года подано более 7 тыс. сообщений.

ФТС России активно участвует в работе над проектом по внедрению в Российской Федерации международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок (E-freight), предусматривающего сокращение времени совершения таможенных операций при прибытии и убытии воздушного судна. На сегодняшний день первый этап данного проекта успешно реализован, ведется подготовка к осуществлению следующего этапа.

В отношении товаров, перемещаемых воздушным видом транспорта, количество сообщений с предварительной информацией, использованных таможенными органами, в сентябре и октябре 2012 года составило 47 сообщений.

Совершенствуется практика применения современных информационных таможенных технологий: предварительного информирования, электронного декларирования, удаленного выпуска,- в ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. В настоящее время идет второй этап реализации Концепции, применительно к железнодорожному виду транспорта.

С начала 2012 года создано 10 центров электронного декларирования (ЦЭД) – специализированных таможенных постов, компетенция которых ограничена приемом деклараций исключительно в электронном виде. Всего на территории России функционирует 23 ЦЭД, использующих в своей деятельности преимущественно технологию удаленного выпуска. Основой технологии является разделение операций на документальное таможенное оформление там, где расположены офисы участников ВЭД, и фактический таможенный контроль на приграничных терминалах. По итогам десяти месяцев 2012 года, с применением технологии удаленного выпуска было оформлено 164 тысячи деклараций на товары, тогда как в 2011 году таких деклараций было около 54 тысяч.

Развитие приграничной таможенно-логистической инфраструктуры осуществляется совместно с главами приграничных субъектов и бизнес-сообществом. В 2012 году начали функционировать 10 таможенно-логистических терминалов (всего 40).

Объемы таможенного декларирования на действующих терминалах имеют устойчивую тенденцию к росту: за 10 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года выросли на 32 %.

Ход реализации Концепции регулярно обсуждается с участниками внешнеэкономической деятельности на заседаниях консультативных советов, конференциях, «круглых столах», семинарах, проводимых как ФТС России, так и бизнес-сообществом. Это позволяет учитывать деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона страны.

5. Развитие информационных технологий

В 2012 году основные усилия ФТС России по информационно-техническому обеспечению деятельности таможенных органов были направлены на техническое оснащение и автоматизацию таможенных операций, на организацию информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде.

Внедрение информационных технологий в деятельность таможенных органов позволит упростить процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, снизить административные барьеры и улучшить инвестиционный климат в России.

В целях комплексной реализации положений Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации», а также Концепции развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза в 2012 году проведены работы по информационно-техническому обеспечению перевода государственных услуг и государственных функций в электронный вид. Данные работы проводилась совместно с федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) и органами государственных внебюджетных фондов в части получения и передачи информации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

ФТС России были разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ) с 25 ФОИВ, в том числе для обеспечения государственных функций (31 ТКМВ) и государственных услуг (15 ТКМВ). Для технической реализации указанных ТКМВ разработаны более 20 электронных сервисов по получению и передаче информации в электронном виде, в том числе разрешительных документов, необходимых для представления таможенным органам при декларировании товара, что позволяет существенно упростить процесс подачи декларации на товары и необходимых документов в электронном виде.

После завершения модернизации автоматизированной системы «База данных разрешительных документов» (АС «БД РД») и взаимодействующих с ней информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов будет обеспечена автоматизация процесса сверки сведений, указанных в декларации на товары, со сведениями, содержащимися в указанной базе данных, а также контроль должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в режиме реального времени представленных разрешительных документов (сведений о них) в электронной форме в процессе декларирования (списание, достоверность сведений, контроль в местах прибытия и убытия).

В 2012 году обеспечена комплексная модернизация автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (далее - АС «ПП») в части реализации функций по осуществлению транспортного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, переданных таможенным органам. Проведен комплекс мероприятий по внедрению и доработке АС «ПП» и АПС «СКВВ» (Автоматизированная подсистема контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации), что позволило обеспечить автоматизированный контроль за фактическим перемещением товаров и централизованный сбор этой информации с целью передачи в ФНС России. В этом году начал работу «Портал электронного декларирования». Это еще один шаг для облегчения деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Портал позволяет осуществлять декларирование товаров без использования услуг информационных партнеров и без вложения средств в дополнительное программное обеспечение. В базе данных портала уже зарегистрировано 1520 пользователей этого сервиса из числа участников ВЭД.

6. Защита интеллектуальной собственности

Защита прав интеллектуальной собственности остается одной из приоритетных задач таможенных органов в современных условиях. ФТС России на основании заявлений правообладателей ведет реестр объектов интеллектуальной собственности для предотвращения ввоза на таможенную территорию Таможенного союза контрафактной продукции.

По состоянию на конец 2012 года в реестре содержится 2600 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих российским и зарубежным компаниям. Из них 2568 товарных знаков, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.

В 2012 году таможенные органы выявили 19,1 млн. единиц контрафактной продукции (всего с 2007 года выявлено 68,5 млн. единиц). Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкогольная продукция, кондитерские изделия.

За 3 квартала 2012 года таможенными органами было возбуждено 773 дела об административных правонарушениях. Из них 757 дел – по статье 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (незаконное использование товарного знака) и 16 дел – по части 1 статьи 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение авторских и смежных прав).

В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям, на сумму 2,3 млрд. рублей.

В рамках исполнения Соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г.Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году деятельность ФТС России по защите олимпийской и паралимпийской символики получила высокую оценку руководства Оргкомитета «Сочи 2014».

С целью противодействия международной торговле контрафактной продукцией продолжилось взаимодействие с таможенными службами иностранных государств. Представители ФТС России принимали участие в мероприятиях, проводимых по линии Таможенного союза и ЕврАзЭС, ВТО, Всемирной организации интеллектуальной собственности, АТЭС, ЕС, СНГ.

5 сентября 2012 года подписан Меморандум между ФТС России и Государственной таможенной службой Украины об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности.

7. Контроль после выпуска

В 2012 году Федеральная таможенная служба проводила мероприятия по модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров с целью повышения его эффективности. С 1 февраля 2012 года в структуре ФТС России создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров.

Перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров позволит сократить время и упростить совершение таможенных операций при таможенном декларировании товаров.

За 11 месяцев 2012 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 4122 таможенных проверок (камеральных проверок − 3589, выездных проверок − 533), из которых 72% были результативными.

По результатам проверочных мероприятий возбуждено 4364 дела об административных правонарушениях и 39 уголовных дел, доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму свыше 3,672 млрд. рублей, взыскано таможенных платежей 2,032 млрд. рублей.

Средняя сумма таможенных платежей, штрафов, доначисленных по результатам одной таможенной проверки, составляет 890 тыс. рублей, что почти на 60 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (557 тыс. рублей).

Таким образом, выросла экономическая эффективность контрольных мероприятий. При уменьшении количества проверочных мероприятий до 5422 (за 11 месяцев 2011 года − 7595), количество доначисленных сумм увеличилось с 2,494 млрд. руб. до 3,672 млрд. руб.

В целях определения перспективных направлений деятельности таможенного контроля после выпуска товаров в настоящее время разрабатывается концепция развития системы таможенного контроля после выпуска товаров.

Реализация концепции будет способствовать созданию условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеэкономической деятельность путем сокращения времени на совершение таможенных операций.

8. Правоохранительная деятельность, в том числе борьба с контрабандой наркотиков

За 11 месяцев 2012 года таможенными органами возбуждено 73 482 делa об административных правонарушениях, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 10,6% (66 463 дела об АП).

Наибольшее количество дел возбуждено по фактам незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, несоблюдения запретов или ограничений, а также в связи с нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования.

Предметами правонарушений чаще всего являлись табак и промышленный заменитель табака, валюта, автотранспортные средства, текстильные материалы и изделия, алкогольная продукция, мясо и пищевые мясные субпродукты, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее.

Должностными лицами таможенных органов назначено наказаний по 44 066 делам об АП на сумму 1,3 млрд. рублей, судами или иными уполномоченными органами – по 25 184 делам об АП на сумму 129,1 млрд. рублей.

В период с января по ноябрь 2012 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 505 уголовных дел.

Сумма неуплаченных таможенных платежей составила 1,3 млрд. рублей, стоимость товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации, - 97,7 млн. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 85 млрд. рублей.

В 2012 году принимались эффективные меры по пресечению незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов. Проводились оперативно-розыскные мероприятия и совместные международные операции по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Из незаконного оборота изъято около 260 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 51 кг героина, около 19 кг кокаина, более 73 кг гашиша, около 16 кг марихуаны, 65 кг сибутрамина и более 19 кг наркотиков, входящих в состав курительных смесей.

Более чем в 600 случаях таможенными органами были приостановлены таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств ввиду отсутствия разрешительных документов или выявления признаков нарушения санитарного законодательства. В более чем 390 случаях по согласованию с органами Роспотребнадзора принималось решение о запрете ввоза на территорию России радиационно-опасных товаров и их возврате в сопредельные государства, из них 330 случаев связаны с партиями товаров, загрязненных радионуклидами в результате аварии на АЭС «Фукусима-1».

Таможенные органы Российской Федерации активно взаимодействуют с правоохранительными подразделениями зарубежных таможенных служб по линии борьбы с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.

Совместно с таможенной службой Финляндии выявлена схема незаконного вывоза из России в Финляндию палеонтологического материала (кости и бивни мамонта, представляющие культурную ценность). По данному факту Северо-Западной оперативной таможней возбуждено уголовное дело.

По результатам проверки информации, предоставленной Криминальным ведомством Германии в отношении недостоверного декларирования табака для кальянов, в апреле 2012 года Северо-Западной оперативной таможней возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 194 УК России. Сумма неуплаченных таможенных платежей составила около 34 млн. рублей.

9. Взаимодействие с деловыми кругами

Таможенная служба в 2012 году продолжала уделять особое внимание взаимодействию с деловыми кругами. Сотрудничество с участниками внешнеэкономической деятельности осуществлялось в форме консультирования в ходе рабочих и тематических встреч, конференций, круглых столов и было направлено на повышение качества и результативности таможенного администрирования. В 2012 году состоялось около 3 тысяч подобных мероприятий.

Основной площадкой для двустороннего общения и выработки совместных решений остается Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, в состав которого входят 43 представителя крупнейших российских ассоциаций и союзов из различных сфер экономики.

В 2012 году состоялось 3 заседания Общественно-консультативного совета, в рамках которых рассматривались вопросы совершенствования таможенного законодательства и применения механизмов таможенного регулирования на территории Таможенного союза, совершения таможенных операций и таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска, применения технологии предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на территорию Таможенного союза, и другие вопросы.

При каждом региональном таможенном управлении, а также при большинстве таможен функционируют свои Консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (всего свыше 80), что позволяет учитывать деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона.

В 2012 году совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации проведено 3 вебинара (интернет-семинара), в которых приняли участие представители структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и представители бизнеса из более 60 регионов России. Основными обсуждаемыми темами были: электронное декларирование, введение обязательного предварительного информирования, организация межведомственного информационного обмена между ФТС России и федеральными органами исполнительной власти, изменение таможенно - тарифного регулирования после вступления в ВТО и другие актуальные для бизнеса вопросы.

2 июля 2012 года вступил в силу разработанный Федеральной таможенной службой порядок проведения консультаций с представителями четырех крупнейших общероссийских некоммерческих организаций - Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по проектам нормативных правовых актов ФТС России.

Примером совместных действий таможни и бизнеса в рамках совершенствования таможенного администрирования является деятельность рабочей группы по разработке «дорожной карты» при Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Мероприятия, предусмотренные «дорожной картой», направлены на создание более благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере внешней торговли, что является приоритетом в деятельности таможенных органов. ФТС России планомерно реализует данные мероприятия.

10. Международное таможенное сотрудничество

Основным результатом работы ФТС России на международном направлении в 2012 году явилось заключение 26 международных документов в таможенной сфере с 15 странами, а также в рамках СНГ, ШОС и Всемирной таможенной организации.

В 2012 году начала свою деятельность Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. При непосредственном участии ФТС России проведено 34 заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии и 12 заседаний Совета Евразийской экономической комиссии. Принятые на них решения позволили завершить формирование договорно-правовой базы, необходимой для начала функционирования Единого экономического пространства.

Продолжилась активная работа по взаимодействию таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана. Проведено 4 заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза.

В 2012 году продолжилось укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ, ЕврАзЭС. Активная работа проводилась на уровне Советов руководителей таможенных служб СНГ и Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Основное внимание на заседаниях этих органов уделялось сближению норм таможенного законодательства, развитию информационно-технологических систем и упрощению перемещения товаров и транспортных средств.

В рамках двустороннего сотрудничества на пространстве СНГ наиболее активно и динамично развиваются контакты между таможенными службами России и Украины. В 2012 году руководителями таможенных служб России и Украины утвержден Порядок обмена между таможенными органами Российской Федерации и Украины информацией и документами о результатах таможенного контроля товаров и транспортных средств, подписан Меморандум между ФТС России и ГТС Украины об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности. Таможенными органами России и Украины осуществлены масштабные мероприятия по подготовке к организации и проведению на территории Украины Чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012.

Поступательно развиваются отношения ФТС России с таможенными службами Армении, Киргизии, Молдовы.

В марте 2012 года подписано Соглашение между Федеральной таможенной службой и Государственным таможенным комитетом Республики Южная Осетия о местах нахождения, количественном составе должностных лиц, условиях размещения и регионах деятельности специализированных таможенных постов. Аналогичное соглашение подписано с таможенной службой Республики Абхазия в сентябре т.г.

Динамично развивается сотрудничество с таможенными службами государств дальнего зарубежья. Одним из приоритетных направлений является укрепление взаимодействия с таможенными службами государств Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно Китая, Монголии, Индии, Республики Корея, Вьетнама. В июне-июле 2012 года ФТС России пописала меморандумы об обмене статистическими данными во взаимной торговле со Статистическим агентством Индонезии, а также с Главным таможенным управлением Вьетнама.

Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках проектов сотрудничества Россия – ЕС и на двусторонней основе: наиболее активно с таможенными службами Германии, Финляндии. Заметно активизировались контакты с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

В 2012 году Федеральная таможенная служба уделяла большое внимание укреплению таможенного сотрудничества со странами Латинской Америки, что связано с взаимными интересами в развитии торгово-экономических связей.

Представители ФТС России активно участвуют в работе Всемирной таможенной организации, Подкомитета Россия-ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству, в мероприятиях по линии Форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества в рамках Специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству.

ФТС России успешно реализует таможенную составляющую инициативы «Партнерство для модернизации», которая в настоящее время является основным инструментом, определяющим направления сотрудничества России и ЕС.

В настоящее время Федеральная таможенная служба имеет свои представительства (представителей) в 17 странах: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Бельгия, Бразилия, Германия, Китай, включая Гонконг, Республика Корея, Индия, Латвия, Турция, Финляндия, Япония). В ближайшее время планируется направить представителя ФТС России в Аргентину.

Пресс-служба ФТС