15.02.13

ФТС России эффективно осуществляет валютный контроль в соответствии с возложенными функциями

Пресс-служба ФТС России отмечает, что некоторые СМИ допустили фактические ошибки и искажение данных, содержащихся в первоисточнике, при публикации комментариев к аналитическому докладу о незаконном оттоке денежных средств из Российской Федерации в 1994-2011 годы.

Комментируя доклад экспертов американского центра Global Financial Integrity «Россия: незаконные финансовые потоки и теневая экономика» (Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy, доступен на сайте GFI www.gfintegrity.org) некоторые СМИ необоснованно возлагают основную ответственность за незаконный отток денежных средств из Российской Федерации на таможенные органы. Например, газета «КоммерсантЪ» (статья «России насчитали нелегальный отток капитала», 14.02.2013) пишет, что «основным виновником сложившейся ситуации эксперты считают неэфективность государственного контроля в РФ, главным образом таможни, «слабость которой поддерживает теневую экономику».

Это не соответствует тексту доклада, где отмечено, что таможенное администрирование испытывает проблемы в связи с пробелами в российском законодательстве, либеральностью наказаний за правонарушения в таможенной сфере и коррупцией. Вместе с тем, главную причину нелегального оттока капитала авторы доклада видят в несовершенстве банковского регулирования и функционировании нелегальных сервисов по переводу средств за рубеж.

Таким образом, граждане из ряда СМИ получили недостоверные сведения относительно содержания аналитического доклада GFI.

Таможенные органы действуют строго в рамках, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, в режиме, близком к реальному времени, таможенные органы передают информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства в Росфиннадзор – орган, уполномоченный применять соответствующие санкции. Кроме того, в случаях выявления преступлений, таможенные органы передают сообщения об этом в органы внутренних дел в течение десяти суток. При выявлении фактов участия банков в схемах незаконного вывода капитала соответствующая информация направляется в Банк России для инспектирования их деятельности.

Важным является также то обстоятельство, что таможенные органы могут фиксировать незаконный отток денежных средств только в сфере внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров через границу Российской Федерации. При этом следует также учитывать, что по принципу «свободы договора» участники ВЭД вправе устанавливать произвольные контрактные цены. Таможенное законодательство не предусматривает полномочий таможенных органов оспаривать контрактную цену товаров.

Привлечение к ответственности за незаконные валютные операции возможно только, когда товары (при экспорте) или денежные средства (при оплате импорта) уже находятся за рубежом. Это и обусловливает механизм оттока денежных средств, в том числе, посредством невозврата экспортной выручки. В рамках действующего законодательства таможенные органы не располагают возможностью предотвращать такие операции.

Эксперты GFI в своих оценках ссылаются на отчет взаимной оценки соответствия российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма рекомендациям ФАТФ, прошедшей в 2008 году. За последние пять лет Российская Федерация значительно продвинулась вперед в противодействии незаконному перемещению капиталов.

Начиная с 2011 года благодаря усилиям ФТС России во взаимодействии с Банком России отмечается постепенное снижение объемов незаконных валютных операций, в том числе невозвращаемой экспортной выручки в сфере внешнеторговой деятельности в среднем на 20% в год.

На диаграмме показана динамика объемов незаконно невозвращенных в Российскую Федерацию денежных средств от внешнеторговой деятельности в 2010-2012 гг. (млрд. руб.)

Многие проблемы лежат не в плоскости таможенного законодательства. Однако, выявляя факты и новые способы вывода капитала, таможенные органы выступают с соответствующими инициативами, направленными на укрепление экономической безопасности Российской Федерации и повышение прозрачности финансовых операций, ряд которых реализован или реализуется в настоящее время.

Меры, принимаемые в данной области, призваны противодействовать теневому сектору и криминализации экономики, а также способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

На пленарном заседании и заседаниях рабочих групп ФАТФ, прошедших в июне 2012 года, Российская Федерация окончательно защитила отчет о своем прогрессе по результатам третьего раунда взаимной оценки.

Наша справка:

Исследовательский центр Global Financial Integrity - американская организации, которая анализирует незаконные финансовые потоки из развивающихся стран и выступает за принятие национальных и международных мер, которые должны позволить сократить их.

Пресс-служба ФТС