07.04.11

ФТС пытается интегрировать Калининградский эксклав в Таможенный союз

Пожалуй, единственным регионом, на экономике которого формирование Таможенного союза отразилось в виде эпизодических убытков предприятий, стала Калининградская область. Эксклав функционирует в режиме Особой экономической зоны (ОЭЗ), а единые таможенные правила вмиг сломали существующие нормы и уравняли Янтарный край в технологиях работы с другими субъектами РФ. Проблемы начались вместе с вступлением в силу нового Таможенного кодекса. Документ Таможенного союза пошел вразрез с законом об ОЭЗ 2006 года, который позволял калининградским предпринимателям ввозить и вывозить из сопредельных стран сырье и многие детали готовой продукции без уплаты ввозных пошлин и сборов. Товар, который производили в регионе и поставляли в Россию, тоже освобождался от пошлин и сборов при пересечении границы. Когда Таможенный кодекс обязал калининградских предпринимателей оплачивать сборы, у многих даже не было денег на таможенных счетах.

Вопрос удалось урегулировать в течение нескольких дней. К делу подключилась Федеральная таможенная служба, которая вернула бизнесу эксклава право свободной границы и согласовала этот вопрос с другими участниками Таможенного союза. С тех пор ликвидацией противоречий между новым Таможенным кодексом и статусом ОЭЗ Калининградской области региональные власти, бизнес-сообщество и ФТС занимаются постоянно.

"Многие проблемы удалось решить, однако есть ряд вопросов, по которым соглашение не достигнуто", - отметил в разговоре с корреспондентом "РБГ" министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин. И привел в пример требование финансового обеспечения ввозимых товаров, которое значительно осложняет работу транспортных компаний региона. "Даже если склад располагается в нескольких километрах от границы, предприниматель обязан оставить таможенный залог и оформить гору бумаг. Сами понимаете, что развитию бизнеса это не способствует", - продолжает Дмитрий Чемакин.

Вместе с автотранспортниками Таможенный кодекс ударил по привлекательности региона как транзитного пункта. В частности, по Калининградскому порту, который из-за введения транзитных деклараций становится менее популярным для транзита экспортных товаров. Этим активно пользуются прибалтийские конкуренты - польская Гдыня и литовская Клайпеда, через которую проходит экспорт даже из союзной Беларуси.

Неудобства от новых таможенных правил испытывают и калининградские автомобилисты. До 2006 года иномарки на территорию области ввозили в режиме единой таможенной зоны - без уплаты пошлин и НДС. Сейчас приехать на таком автомобиле в Россию можно только на два месяца, оставив на счете таможни залог в две-три тысячи евро.

Как пообещали в ФТС, к 1 июля большинство противоречий будет устранено. Остальные проблемы придется решать уже в режиме единой таможенной территории.

"Российская бизнес-газета" 07.04.11