ФТС пытается интегрировать Калининградский эксклав в Таможенный союз
Пожалуй, единственным регионом, на экономике которого формирование
Таможенного союза отразилось в виде эпизодических убытков предприятий,
стала Калининградская область. Эксклав функционирует в режиме Особой
экономической зоны (ОЭЗ), а единые таможенные правила вмиг сломали
существующие нормы и уравняли Янтарный край в технологиях работы с другими
субъектами РФ.
Проблемы начались вместе с вступлением в силу нового Таможенного
кодекса. Документ Таможенного союза пошел вразрез с законом об ОЭЗ 2006
года, который позволял калининградским предпринимателям ввозить и вывозить
из сопредельных стран сырье и многие детали готовой продукции без уплаты
ввозных пошлин и сборов. Товар, который производили в регионе и поставляли
в Россию, тоже освобождался от пошлин и сборов при пересечении границы.
Когда Таможенный кодекс обязал калининградских предпринимателей оплачивать
сборы, у многих даже не было денег на таможенных счетах.
Вопрос удалось урегулировать в течение нескольких дней. К делу
подключилась Федеральная таможенная служба, которая вернула бизнесу
эксклава право свободной границы и согласовала этот вопрос с другими
участниками Таможенного союза. С тех пор ликвидацией противоречий между
новым Таможенным кодексом и статусом ОЭЗ Калининградской области
региональные власти, бизнес-сообщество и ФТС занимаются постоянно.
"Многие проблемы удалось решить, однако есть ряд вопросов, по которым
соглашение не достигнуто", - отметил в разговоре с корреспондентом "РБГ"
министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин. И
привел в пример требование финансового обеспечения ввозимых товаров,
которое значительно осложняет работу транспортных компаний региона. "Даже
если склад располагается в нескольких километрах от границы,
предприниматель обязан оставить таможенный залог и оформить гору бумаг.
Сами понимаете, что развитию бизнеса это не способствует", - продолжает
Дмитрий Чемакин.
Вместе с автотранспортниками Таможенный кодекс ударил по
привлекательности региона как транзитного пункта. В частности, по
Калининградскому порту, который из-за введения транзитных деклараций
становится менее популярным для транзита экспортных товаров. Этим активно
пользуются прибалтийские конкуренты - польская Гдыня и литовская Клайпеда,
через которую проходит экспорт даже из союзной Беларуси.
Неудобства от новых таможенных правил испытывают и калининградские
автомобилисты. До 2006 года иномарки на территорию области ввозили в режиме
единой таможенной зоны - без уплаты пошлин и НДС. Сейчас приехать на таком
автомобиле в Россию можно только на два месяца, оставив на счете таможни
залог в две-три тысячи евро.
Как пообещали в ФТС, к 1 июля большинство противоречий будет
устранено. Остальные проблемы придется решать уже в режиме единой
таможенной территории.
"Российская бизнес-газета" 07.04.11