29.03.06

ФТС готова работать с акцизными марками нового образца

28 марта 2006 года под председательством заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Татьяны Голендеевой состоялось очередное заседание Экспертного совета по вопросам применения средств таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу Российской Федерации алкогольной продукции. Его основной темой стала проблема готовности таможенных органов к работе в условиях введения новых правил маркировки алкогольной продукции и реализации отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 # 102-ФЗ. Указанные изменения принципиально поменяли порядок маркировки акцизными импортной алкогольной продукции.

Со стороны таможенного ведомства в заседании приняли участие руководители ведущих подразделений ФТС России. Бизнес был представлен президентом Национального союза участников алкогольного рынка (СУАР) Османом Парагульговым, директором по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации Европейского бизнеса в РФ Александром Романовым, а также рядом руководителей крупнейших организаций - поставщиков алкогольной продукции.

Открывая заседание, Т. Голендеева проинформировала присутствовавших об итогах работы Экспертного совета в 2005 году, отметив, что в его основе, по прежнему, лежит стремление таможенных органов развивать конструктивное взаимодействие с участниками ВЭД как в сфере совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления алкогольной продукции, так и в оперативном решении вопросов, возникающих при перемещении товаров данной категории через границу.

Т.Голендеева кратко рассказала о работе проделанной таможенными органами по совершенствованию таможенного контроля и таможенного оформления алкогольной продукции. 10 марта 2006 года вступил в силу приказ ФТС России от 28.10.2005 # 1005 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров", который определил 38 таможенных органов, уполномоченных обеспечивать импортеров акцизными марками. Однако, принимая во внимание требования Федерального закона от 21.07.2005 # 102-ФЗ о введении Единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) и наличие определенных требований в отношении передачи информации о фиксации сведений об алкогольной продукции в ЕГАИС, ФТС России была вынуждена ограничить число указанных таможенных органов. В настоящее время письмом ФТС России от 15.03.2006 # 01-06/8177 "Об определении списка таможенных органов, уполномоченных выдавать акцизные марки" этими полномочиями наделены 8 таможенных органов, по региональному признаку. При этом перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, остался прежним. Участники ВЭД, зарегистрированные например, в любом городе Центрального региона, получив акцизные марки и направив заявку на фиксацию сведений об алкогольной продукции в ЕГАИС в Центральную акцизную таможню (Москва), могут оформить продукцию в таможне своего города.

Начальник Главного управления федеральных таможенных доходов Александр Воронин сообщил присутствующим, что в настоящее время все необходимые нормативные - правовые документы, регулирующие вопросы обеспечения импортеров новыми акцизными марками, изданы. Объединением <Гознак> выполнен и размещен на складах уполномоченных таможенных органов заказ на акцизные марки на март 2006 года, началось изготовление заказа на апрель т.г. Таким образом, ФТС России готова обеспечить марками всех участников ВЭД.

Уполномоченными таможенными органами, принявшими от импортеров более 450 заявлений о выдаче акцизных марок нового образца, 23 марта т.г. была направлена первая разнарядка на их выдачу. Однако, подчеркнул А.Воронин, организации не торопятся их получать, несмотря на то, что с 1 апреля 2005 года маркировать алкогольную продукцию можно будет только марками нового образца. Он также отметил, что завершена установка и тестирование программных средств ЕГАИС в уполномоченных таможенных органах. Вызывает обеспокоенность готовность самих импортеров приобретать технические средства для фиксации оборота алкогольной продукции. По данным ФТС России на 27 марта 2006 года из 126 организаций, импортирующих алкогольную продукцию, только 40 заявили об их приобретении.

На заседании Экспертного совета обсуждались и другие проблемные и организационные вопросы.

Справка

В 2005 г. в Россию было ввезено алкогольной продукции на 1320 млн. долл., что на 38 % больше, чем в 2004 г. (953 млн. долл.). Рост импорта обусловлен увеличением закупок всех видов алкоголя (прежде всего крепких спиртных напитков - на 50%, водки - на 68%, виноградных вин - на 28%).

Основу импорта, как и в предыдущем году, составляли виноградные вина -41%, на долю крепких спиртных напитков (за исключением водки) пришлось 33,6%.

Крупнейшими поставщиками алкоголя на российский рынок являются страны ближнего зарубежья. На них приходиться 56% импорта вин и виноматериалов. В частности, на Молдавию в 2005г. пришлось 45% общего объема ввоза товаров (253 млн. л).

Что касается прочих спиртных напитков, в том числе крепких, то страны ближнего зарубежья также лидируют по количеству (на их долю приходится 70% ввоза), однако по стоимости их удельный вес не превышает 40%.

Это обусловлено тем, что в среднем контрактная цена на данную продукцию, ввозимую из стран дальнего зарубежья, в 3 раза выше по сравнению со средней ценой аналогичного товара, ввозимого из стран СНГ.

На сегодняшний день на рынке алкогольной продукции работает более 126 импортеров, 16 крупнейших из них импортируют 65% от общего объема указанных товаров.

Пресс-служба ФТС РФ 29.03.06