Фрахт вновь на подъеме
Ставки фрахта на международные автомобильные перевозки грузов с начала года выросли на 20—30 %. По прогнозам, в ближайшие месяцы рост продолжится.
«На рынке наметилось улучшение ситуации. Ставки фрахта начали расти. Мы связываем это прежде всего со стабилизацией на международной арене. Пока у нашего основного партнера, России, положение стабильное. Если обстановка останется такой же, то за год-два рынок может полностью восстановиться», — полагает директор ЗАО «Трафик Менеджер» Антон Клыга.
«Ставки выше прогнозных. Порой рынок международных грузоперевозок отличается несоответствием прогнозов и реальной картины. Сегодня на каждом направлении (маршруте) есть определенная ставка фрахта, которая обычно диктуется спросом, предложением, сезонностью поставок и другими факторами. Причем уровень ставок не является индикатором хорошего или плохого состояния рынка. Несколько лет тому назад ставки в это время были ниже. Как следствие, нынешний их уровень для части участников логистического рынка — это, безусловно, хорошо. Для других нет, так как незапланированные расходы отягощают стоимость товара», — отметил руководитель отдела комплектных грузов ООО «СТА Логистик» Дмитрий Войцицкий.
Некоторые эксперты объясняют удорожание перевозок тем, что белорусские предприятия начали активно избавляться от складских запасов. В итоге по совокупности факторов цена фрахта в зависимости от маршрута с начала года подросла на 20—30 %.
«Думаю, нынешний довольно бурный рост ставок продлится еще несколько месяцев, а затем цены снова пойдут на спад», — полагает менеджер по перевозкам ООО «Куттер» Федор Шахрай.
На оживление конъюнктуры перевозчики реагируют, выпуская на маршруты дополнительный транспорт, который раньше простаивал. Таким образом, конкуренция на рынке обостряется, что в скором времени может оказать давление на цены.
Пока же у транспортных компаний есть шанс поправить свое финансовое положение после двух лет работы в условиях предельно низких цен. Многие были вынуждены заниматься перевозками с минимальной рентабельностью, а порой даже в убыток. Тактика пережидания кризиса на столь длительном временном промежутке уже не работала. Чтобы выжить, многим пришлось серьезно ужаться.
«В кризис «режутся» все статьи расходов, которые не ведут непосредственно к получению дохода: социальные статьи, обучение, бонусы от компании. Парки перевозчиков не обновляются, пересматриваются рынки присутствия и маршруты перевозок, минимизируются холостые пробеги и простои. Экономят на чем только могут», — рассказал Дмитрий Войцицкий.
Вынужденная экономия привела к тому, что, по данным ассоциации БАМАП, за последние три года темпы обновления автопарка белорусских перевозчиков снизились в три раза.
Компании выживали за счет роста оборачиваемости транспортных средств и сокращения порожних пробегов. В итоге в прошлом году увеличение на 17 % объемов грузоперевозок обогнало прирост их количества (+14 %). Такая тактика вкупе с восстановлением цены фрахта содействовала повышению к концу 2016 года средней рентабельности перевозчиков до 6—8 %, а в начале нынешнего — до 10 %.
По заверениям представителей транспортных компаний, оптимизация затрат также помогла им усилить свои позиции по отношению к основным конкурентам — польским и литовским перевозчикам. Именно кризис научил белорусов быть гибкими.
«Если года два назад мы проигрывали иностранным компаниям конкуренцию по цене, то в прошлом году ситуация изменилась: белорусы возили грузы по самым низким тарифам», — отметил Антон Клыга.
Пока основным препятствием для наших перевозчиков остается дефицит разрешений по отдельным странам, который не удается нивелировать в течение многих лет. К тому же периодически появляются новые сюрпризы вроде изменения режима труда и отдыха водителей в некоторых европейских государствах, увеличения стоимости проезда по автодорогам, что приобрело устойчивый характер, повышения активности контролирующих служб в части выписывания штрафов. Да и конъюнктура цен на грузоперевозки остается нестабильной, а потому участники рынка не берутся далеко заглядывать в своих прогнозах. Пока ясно одно: рынок международных перевозок будет восстанавливаться, только если экономическая и политическая обстановка на континенте останется стабильной.
«Для Беларуси основной драйвер роста расположен, как ни парадоксально, не в нашей стране. Это Российская Федерация. Будет активно развиваться страна-соседка — будут развиваться и транспортно-логистические услуги в Беларуси», — резюмировал Дмитрий Войцицкий.