Эффективность зон свободной торговли определяют не только политические выгоды
Стратегический вектор внешнеэкономической политики России и Евразийского союза – это развитие зарубежных зон свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС. Ввиду известных внешнеполитических факторов создание таких зон ускоряется.
К сожалению, стороны при этом не уделяют должного внимания предотвращению поставок по заниженным ценам (демпинг) и незаконного реэкспорта, а также уточнению страны происхождения товаров в рамках ЗСТ. Такой подход ведет к тому, что возникают торговые споры, а то и конфликтные ситуации, сокращая тем самым обоюдные выгоды от ЗСТ. Свежий тому пример: ЗСТ ЕАЭС с Вьетнамом действует всего с октября 2016 г., а в него уже вводятся ограничения.
Коллегия Евразийской экономической комиссии 8 июля с. г. постановила применить защитную меру в отношении текстильных товаров, ввозимых из Вьетнама по нулевой ставке пошлины. Решение касается весомой – примерно 35%-ной – доли в общей стоимости вьетнамского экспорта в ЕАЭС. Речь идет о введении пошлин более чем на 70% ассортимента товаров вьетнамского легпрома, поставляемых в страны Союза.
Эта защитная мера, по данным ЕЭК, предусматривает возвращение стандартной пошлины ЕАЭС в связи с превышением объемов импорта в 2020 г. в сравнении с установленным уровнем. То есть в отношении рассматриваемой вьетнамской продукции «будут уплачиваться ввозные пошлины в 1,5-2,2 евро за килограмм в зависимости от вида товара».
Как отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, вьетнамским поставщикам предоставлены «серьезные возможности поставок на рынок Евразийского союза. По ряду чувствительных видов товаров (включая товары легпрома. – Ред.) определены ограничения по объемам этих поставок. Но мы фиксируем значительное превышение установленных уровней. Такие факты требуют реагирования. Надеемся, что вьетнамская сторона вернется к согласованным объемам торговли».
Решение вступит в силу через 30 суток, его срок действия составляет 6 месяцев. Вьетнамская сторона наращивает поставки выше оговоренных объемов в основном за счет того, что она увеличивает реэкспорт в ЕАЭС товаров из стран, с которыми Вьетнам имеет зоны свободной торговли.
Он участвует в ЗСТ не только с Евросоюзом, с которым у РФ с середины 2014 г. действуют обоюдные санкции, но и с КНР, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, Индией, Бангладеш, Южной Кореей. Но эти же страны, по оценкам ЮНИДО и ЮНКТАД, а также по данным ФТС, издавна вывозят в страны ЕАЭС свою продукцию массового спроса – особенно текстильную и электронику. И делают это посредством реэкспорта через страны-участницы ЗСТ с Евразийским союзом. То есть в данном случае продукция, выпущенная в КНР, Индии, странах Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме «переименовывается» во вьетнамскую и уже под этой маркой поставляется в ЕАЭС-регион.
Такая ситуация обусловлена, прежде всего, тем, что в соглашении о ЗСТ Союза с Вьетнамом не в полной мере отрегулированы вопросы недопущения незаконного реэкспорта товаров и услуг. Равно как и меры взаимной ответственности за выявление незаконного реэкспорта.
Кроме того, данное соглашение предусматривает беспрепятственные взаимопоставки и в том случае, если возникают несоответствия в информации о стране происхождения товара. Скажем, в документе поясняется: «Если в сертификате о происхождении товара заявлено несколько товаров, то урегулирование проблемы, возникшей в отношении одного из перечисленных товаров, не должно приводить к задержке в предоставлении преференциального режима остальным товарам, указанным в сертификате о происхождении товара».
Такой подход способствует незаконному реэкспорту.
Доля отдельных стран/направлений в реэкспорте товаров
из КНР* и стран ЮВА в регион ЕАЭС
(% к объему реэкспорта из КНР и ЮВА, в среднем за 2017-2020 гг.)
Вьетнам |
48
|
страны Центральной Азии – члены ЕАЭС |
37*
|
другие страны Центральной Азии и Южной Азии |
15*
|
*включая реэкспорт вьетнамской продукции через эти страны
Тем временем уже введены в действие ЗСТ Евразийского союза с Сербией, Сингапуром; вводится аналогичная зона с Ираном. Прорабатываются такие зоны с Камбоджой, Индонезией, Таиландом, Южной Кореей. Но, как отмечает президент СОЮЗЛЕГПРОМа Андрей Разбродин, «в поставках из стран ЮВА немалую долю занимает демпинговый реэкспорт текстильной продукции в ЕАЭС, в том числе через страны Центральной Азии. Если не отрегулировать этот фактор, он наверняка усилится в рамках зон свободной торговли. Что, способствуя возникновению торговых споров и даже взаимных санкций, способно серьезно затормозить реализацию проектов по импортозамещению в легкой промышленности России-ЕАЭС».
Такое мнение перекликается с оценкой тех же вопросов Владимиром Мазыриным, внешнеэкономическим экспертом Клуба «Валдай»: в рамках зоны свободной торговли ЕАЭС–Вьетнам «вьетнамский бизнес, особенно в сфере товаров массового спроса, действует более настойчиво и умело». Это стимулируется и тем, что экономика этой страны «быстро увеличивает своё предложение на рынках ЕАЭС» ввиду её «активного участия в глобальных цепочках создания добавленной стоимости». Потому в рамках этой зоны «наибольший выигрыш – у Вьетнама».
Подтверждением этого, по оценке эксперта, является продолжающийся рост вьетнамского экспорта в ЕАЭС разнообразной продукции обрабатывающих отраслей – от электроники до изделий текстиль- и легпрома. Подразумевая же реэкспортные и смежные нестыковки, В. Мазырин отмечает, что в ЗСТ Союза с Вьетнамом «возникли противоречия».
В свою очередь, косвенное (если не прямое) подтверждение правоты упомянутых экспертных мнений – введение с середины августа с. г. в ЕАЭС, повторим, защитных пошлин на текстильную продукцию из Вьетнама.
Словом, ЗСТ не могут быть некоей «самоцелью» стран-участниц. Дескать, сперва подпишем ЗСТ-соглашение, а правовое и экономическое обеспечение обоюдной эффективности такой зоны отстроим, что называется, в рабочем порядке. Подход принципиально неверный.
Как показывает международная практика, наибольшая эффективность ЗСТ достигается только в том случае, когда все вопросы по таким зонам решаются именно в период подготовки соответствующего соглашения. Эти вопросы, во-первых, оговаривают объемы обоюдных взаимопоставок и их ценовые параметры. А во-вторых, обеспечивают предотвращение незаконного реэкспорта и поставок некачественной продукции, в том числе небезопасной для здоровья потребителей.