14.02.07

Дороги, коррупция и русская зима

России есть чему научиться у Германии в том, как наиболее эффективно развивать логистику. Причем это касается всех уровней: бизнеса и власти; перевозчиков и 3PL-провайдеров; студентов и преподавателей. Такой вывод можно сделать по итогам "Российско-германской логистической конференции", состоявшейся 7-9 февраля в Москве и организованной Евро-Азиатской логистической ассоциацией и Федеральным союзом немецких логистических компаний.

"Россия – один из самых интересных рынков. И я рекомендую вам на него выйти", - заявила своим соотечественникам – а их было 240 из 600 участников конференции – делегат Общества немецких экономистов в России Андреа фон Кнооп. Тезис фрау Кнооп о привлекательности для германских логистических компаний работы в нашей стране в разных вариациях повторялся другими выступавшими неоднократно.

Общие рамочные условия для инвестиций в Россию довольно благоприятны. Однако есть моменты, которые представитель Общества немецких экономистов обрисовала, невзирая на пресловутую политкорректность: коррупция, неразбериха в таможенном законодательстве и при его применении, а также чрезмерное влияние государства на частный бизнес.

Председатель правления одной из крупнейших логистических компаний в мире Schenker Deutschland AG Ганс-Йорг Хагер конкретизировал вопросы, над которыми отечественному бизнесу и властям надо работать. Необходимо менять устаревший автопарк, разгружать порты, прежде всего Санкт-Петербург, и, конечно же, работать над совершенствованием таможенных операций. "А иногда и русская зима портит нам график", - посетовал он, заметив, что Россия – уникальная страна, к которой нужен особый подход: "Применение западных стандартов здесь невозможно". В том числе и таких, по которым встречают и провожают логистов – пунктуальность доставки. Schenker, например, выдерживает график лишь на 90-95%.

А председатель совета компании Deutsche DVZ-Gesellschaft mbH Рюдигер Хаге после своего доклада пользовался у российских участников конференции огромной популярностью. Причина проста – в своем выступлении господин Хаге показал то, чем живет логистика Германии, а именно – реализованную концепцию логистических парков. Такой парк, или как его иначе называют "деревня", объединяет в себе склады, 3PL-провайдеров, страховщиков, брокеров, ремонтников и прочие службы. Экономическая основа концепции – сокращение издержек благодаря объединению партнеров в одном месте. Как правило, это место расположено неподалеку от крупного транспортного узла, будь то морской порт или аэропорт. "В Германии существует планирование, которое увязывает развитие разных видов транспорта. И вам, в России, тоже нужен такой план", - посоветовал Р.Хаге своим коллегам. Министр транспорта России Игорь Левитин выделил пару часов, чтобы пообщаться с представителями логистических компаний обеих стран. По его словам, "мы пока находимся в самом начале пути". И путь будет долгим – Министерство транспорта РФ поставило перед собой и отраслью масштабные задачи. Речь идет о создании опорной транспортной сети на Дальнем Востоке и в Сибири, развитии магистральных видов пассажирского транспорта, что позволит решить задачу связанности регионов и доступности транспортных услуг для населения. Через механизмы ФЦП сегодня финансируются все инфраструктурные проекты по развитию транспортной инфраструктуры в Российской Федерации – а это более одного триллиона рублей в год из всех источников. Сегодня из этой суммы примерно 200 млрд рублей – это средства госбюджета, и еще 200 миллиардов – средства бюджетов субъектов Федерации; остальная сумма приходится на внебюджетные источники, включая средства частных инвесторов.

За последние полгода Минтранс России провел конкурсы на обоснование инвестиций по комплексному развитию транспортной инфраструктуры Азовско-Черноморского побережья, Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, международного коридора "Транссиб", транспортно-логистического узла в Екатеринбурге и логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке на базе морских портов Восточный и Находка.

"Россия проходит те этапы, которые Европа уже прошла, - резюмировал президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин. "Пройти их как можно скорее нам поможет эффективное сотрудничество с владельцами опыта и технологий.

Предпосылки для такого сотрудничества есть: немецкие логистические компании заинтересованы в освоении российского рынка вместе с локальными операторами", - отметил в своем выступлении менеджер по развитию таможенных операций в СНГ и Юго-Восточной Европе DHL Юрий Келебеев. Способствует этому, кстати, ни что иное, как запутанность таможенного законодательства, в котором иностранцам бывает сложно разобраться. Знание местной специфики - тот самый урок, которому российские логисты в обмен на передовые технологии могут научить немцев. "Коэффициент доставки вовремя у нас составляет 99,5%", - такими показателями генеральный директор Armadillo Сергей Круглов может удивить и Ганса-Йорга Хайдера из Schenker.

РЖД-Партнер; 14.02.07