28.09.05

Для таможни и для участников ВЭД наступают новые времена

Статья заместителя руководителя ФТС России Леонида Лозбенко в журнале "Электроника"

Для таможни, а значит и для участников ВЭД, наступают новые времена. Таможня начинает переходить от исключительного контроля по импорту, чем она занималась столетиями, к контролю по экспорту в обязательной сбивке с импортным контролем. Наступил век электронных технологий, и таможенные службы мира переходят от контроля над товарами и документами к контролю над информацией о товарах. Информатизация повод и механизм объединения всех таможенных служб для взаимовыгодного повышения эффективности деятельности. Предварительное информирование, электронное декларирование, система анализа и управления рисками, выборочный контроль и постаудит станут базовой моделью работы таможенных служб. Все это потребует большой работы не только таможенных администраций и правительств всех стран (поскольку потребуются значительные финансовые средства), но и бизнес-сообщества. Мы говорим бизнесу, в целом, и торговым организациям, в частности: если вы готовы работать с нами открыто, прозрачно и давать нам информацию заблаговременно, причем, именно ту информацию, которая нам нужна для контроля, мы с вами будем встречаться только на приемах. Все остальное таможня будет делать самостоятельно и невидимо, тем самым обеспечивая надежный контроль, защиту своего рынка, при одновременном всестороннем содействии легитимной торговле.

Данный проект, бесспорно, повлияет на увеличение темпов развития и повышение конкурентоспособности российских фирм, которые заняты производством на основе прозрачных технологий. К сожалению, мы не делали специальных калькуляций, которые могли бы дать оценочные показатели с точностью до десятых долей. Но проект не делается ради проекта. Перед началом работ были намечены конкретные цифровые показатели, на которые проект должен выйти. В том числе стандарты времени для оформления по импорту, по экспорту, количеству досмотров и т.д., то есть целая серия показателей. Для наглядности приведу пример, который хотя и не относится к России, но может быть интерполирован к нашей ситуации. В США сейчас проводится компания CSI (Counteyner Security Edition) no обеспечению безопасности контейнерных перевозок морским путем. По ее условиям, за 24 часа до прихода судна информация о товаре, содержащемся на борту, в цифровом виде должна быть предоставлена в таможенную службу США. Если такая информация не поступает судно отправляется на рейд, без всякого досмотра. Согласно недавнему высказыванию начальника таможенной службы США, для тех компаний, которые приняли участие в этой программе, степень таможенного вмешательства в их деятельность по прибытии судна в порт сократилась в шесть раз. Для крупных фирм это может означать экономию в сотни миллионов долларов.

Именно поэтому мы призываем наших производителей заблаговременно предоставлять нам информацию. Тем более что она абсолютно конкретна и не экстраординарна. Для того чтобы установить у себя программный пакет для электронного декларирования, нужны 30-35 тыс. евро. И можно работать с нами в формате электронной подачи информации.

Информатизация безусловно приведет к повышению конкурентоспособности российской таможенной службы. Мы строим конкурентоспособную экономику и хотим, чтобы наша служба, которая призвана пресекать перемещение через государственную границу незаконных товаров, будь то импорт или экспорт, вошла в число лучших администраций, приложивших руку к повышению конкурентоспособности нашей страны, российского бизнеса. На наш взгляд, если к 2008 году удастся реализовать проект минимум на 30-40%, то уже одно это позволит повысить эффективность работы таможни. До конца этого года 56 постов и таможен России будут оборудованы и подготовлены к работе по электронной передаче информации. То есть основная часть постов и таможен на территории Москвы, С.-Петербурга и юга России.

Таможни всех стран должны говорить на одном техническом языке. Это единственный вариант взаимодействия, при котором международное таможенное сообщество будет содействовать развитию мировой торговли при одновременном четком контроле за перемещением товаров.