DHL получила базу в Петербурге
Вчера в Петербурге рядом с аэропортом Пулково компания DHL -- один из ведущих мировых операторов по экспресс-доставке и логистике -- открыла свой новый терминал, в строительство которого было вложено $15 млн. Национальные участники рынка отмечают, что хотя иностранные компании и продолжают лидировать в сегменте международных отправок грузов, все же постепенно они сдают позиции.
До сих пор в Петербурге у компании не было терминала, DHL работала здесь, используя близлежащие комплексы в Москве, Самаре и недавно открывшийся терминал в Мурманске.
Компания DHL начала работать в России в 1984 году. Штаб-квартира компании расположена в Бонне, Германия. На сегодняшний день DHL обслуживает 120 тыс. населенных пунктов в 220 странах мира, из них в России -- свыше 500 населенных пунктов. Компания располагает 72 тыс. единиц транспорта, из них 350 -- авиатранспорт. Выручка компании по итогам 2007 года составила ?63 млрд.
Новый терминал в Петербурге станет центральным пунктом по сортировке и обработке внутрироссийских, международных и таможенных грузов в Северо-Западном регионе. Он сможет обрабатывать до 500 тонн грузов ежедневно, на эту мощность он выйдет через два месяца. Комплекс занимает 13 тыс кв. м., из них около 9,5 тыс кв. м. отведено под операционную деятельность, остальное -- под офисы. По словам Даньела Кервелла, регионального директора DHL в Петербурге и Северо-Западном регионе, на строительство ушло два года, объем инвестиций составил около ?15 млн. Как сообщил Адриан Марлей, генеральный директор DHL в России, четырехлетний план развития компании, выполнение которого началось в 2006 году, предусматривает инвестиции в развитие DHL в России в размере $250 млн.
Собственного авиапарка в России у компании нет, всего здесь эксплуатируется 46 самолетов, предоставляемых сторонними авиапредприятиями в аренду. Представители DHL отказались назвать эти предприятия. Из Пулково полеты будет совершать АН-26. Для выполнения зарубежных заказов он будет летать в Хельсинки, а оттуда в стыковочный пункт DHL в Европе -- Лейпциг. Пока планируются только чартерные рейсы, но в ближайшем будущем предполагается сделать полеты регулярными -- пять раз в неделю. "Пока у нас нет такого количества грузов, чтобы загрузить регулярные рейсы самолета большей вместимости", -- поясняет господин Марлей. Однако в компании рассчитывают на быстрый рост российского рынка, отмечая, что на сегодняшний день темпы развития России одни из самых высоких по сравнению с другими странами, где представлена DHL.
Своими основными конкурентами DHL считает международные компании TNT и UPS. "Рынок экспресс-доставки очень вырос за последние годы. Темпы роста рынка по разным оценкам составляют 30-40 процентов. Опираясь на данные из различных источников, можно предположить, что объем российского рынка экспресс-доставки в 2007 году составил $350-500 млн. Учитывая 30-процентный прошлогодний рост, можно прогнозировать, что в 2008 году рынок будет на уровне $450-650 млн", -- считает Юрий Павлюк, директор по маркетингу и продажам TNT Express в России.
Среди отечественных операторов наиболее серьезную конкуренцию DHL может составить "EMS почта России" (структура ФГУП "Почта России"). По оценке исследовательского агентства "Ромир", эта компания занимает 12% данного рынка. Как считает Валерий Некрасов, заместитель директора по маркетингу "EMS Почта России" -- филиала ФГУП "Почта России", в сегменте международных перевозок безусловное лидерство принадлежит иностранным компаниям, которые уже приходят из-за рубежа со своими клиентами. "Пока российские компании осваивают внутренние перевозки и потихоньку переходят границы СНГ, так что говорить об интеграции в мировую логистику рано, но первые попытки уже видны. Конкуренция на рынке жесткая: многие операторы уже сейчас пытаются закрепиться в определенных нишах", -- считает господин Некрасов.
С ним соглашается Мария Агафонова, главный специалист по маркетинговым коммуникациям Pony Express: "Конкуренция велика, в Петербурге более 60 компаний, оказывающих только курьерские услуги. Кроме того, по разным данным, более 1000 транспортных компаний занимаются различными видами перевозок".
По мнению экспертов, распределение долей российского рынка экспресс-доставки можно оценить следующим образом: 60% принадлежит четырем международным операторам: DHL, UPS, TNT и Fedex, 40% -- российским операторам: "EMS Почта России", СПСР, Pony Express, "Гарантпост". Причем в последние годы происходит перераспределение рынка в пользу российских операторов. "Показатели перераспределения весьма условны, так как зависят от подходов в оценке рынка. По данным экспертов, доля рынка, занимаемая компанией DHL, в 2007 году составила 17 процентов, в 2004 году -- 26 процентов", -- продолжает господин Некрасов. Отметим, что, по оценкам самой DHL, она занимает 30% российского рынка.
КОММЕРСАНТЪ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ; 08.05.08