23.10.08

День таможенника Российской Федерации

25 октября 2008 года сотрудники, служащие и работники Федеральной таможенной службы отмечают свой профессиональный праздник - День таможенника Российской Федерации.

В этом году праздник совпадает со знаменательной датой в истории России – 355-летием издания именного Указа царя Алексея Михайловича «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием поскольку взято и с каких товаров». Указ от 25 октября 1653 года положил начало установлению единой системы взимания таможенных сборов, стал основополагающим документом для развития таможенного дела в России, упорядочил финансовые поступления в государственную казну. В 2008 году рост показателей отмечается практически по всем направлениям деятельности ФТС России.

За девять месяцев этого года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 3 триллиона 529 млрд 96 тысяч рублей, что составило 102,12 процента от планового задания.

Внешнеторговый оборот России за 8 месяцев 2008 года составил 504,2 млрд долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 50,4 %. Экспорт России в январе-августе 2008 года составил 327,4 млрд долларов США и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 52,3 %. Импорт достиг 176,7 млрд долларов США и возрос на 46, 9%.

Несмотря на значительный рост внешнеторгового товарооборота, таможенные органы успешно справляются с таможенным оформлением товаров в сроки, определенные таможенным законодательством. За 9 месяцев текущего года выполнение контрольных показателей по сбору таможенных платежей обеспечивалось значительным перевыполнением задания по импортной составляющей, доля которой в общей сумме платежей составила 37,26 процента. Это – результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Объем экспортных операций, охваченных технологиями валютного контроля, за 9 месяцев 2008 года составил 373 млрд долларов США и по сравнению с 9 месяцами 2007 года увеличился на 60 %. Объем импортных – составил 181 млрд долларов США, что на 47 % превышает объем импортных операций, охваченных технологиями валютного контроля, за аналогичный отчетный период 2007 года.

Российская таможенная служба достигла высоких результатов в борьбе с контрафактными товарами. 27 июня 2008 года в Брюсселе на очередной ежегодной сессии Совета Всемирной таможенной организации (ВТО) по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией, российская таможенная служба названа лучшей среди таможенных органов 174 государств – членов ВТО (на их долю приходится 98 процентов мировой торговли).

Отработана и функционирует система регистрации в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, в котором зарегистрировано 1304 товарных знаков. Налажено взаимодействие с правообладателями и их объединениями. Подписано соглашение с Международной федерацией производителей фонограмм, ведется совместная работа с Национальной федерацией производителей фонограмм. Продолжается формирование в системе таможенных органов специализированных подразделений по защите прав интеллектуальной собственности. В своей работе таможенная служба опиралась и опирается на опыт передовых таможенных администраций, прислушивается к мнению бизнеса. Активно ведется сотрудничество с зарубежными таможенными службами, прежде всего государств ЕврАзЭС, СНГ, Евросоюза. Налаживается взаимодействие с таможенной службой Китая.

Число задержаний контрафактной продукции из года в год увеличивается. Таможенными органами выявлено и признано судами контрафактными в 2006 – 1,5 млн единиц, в 2007 – 12 млн единиц, за 9 месяцев 2008 года – 7,9 млн единиц.

Взяты под защиту товары с олимпийской и паралимпийской символикой, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к XXII Олимпийским зимним и XI Паралимпийским играм 2014 года в городе Сочи. В течение первого полугодия 2008 года арестовано больше четверти миллиона контрафактных товаров, связанных с нарушением прав на олимпийскую символику.

Важную роль в системе таможенного контроля занимает таможенный контроль после выпуска товаров. Поэтапно проводятся мероприятия, направленные на реализацию Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств. За 9 месяцев текущего года подразделениями таможенной инспекции проведено около 8 тысяч проверок. Отмечен рост как правоохранительных, так и экономических составляющих показателей эффективности проверочной деятельности.

Если в 2007 году общая сумма доначисленных таможенных платежей, наложенных штрафных санкций составила 2,5 млрд рублей, то в текущем году она уже превысила 3,7 млрд рублей. Возбуждено свыше 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях и более 300 уголовных дел. Повышение качества и полноты проведения проверок привело к росту их экономической эффективности на 36 %.

В результате совместных мероприятий с налоговыми органами отказано в необоснованных требованиях о возмещении НДС на сумму 126,3 млн рублей, дополнительно начислено налоговых платежей на сумму свыше 55 млрд рублей.

В течение 2008 года совершенствовалась система работы правоохранительного блока таможенных органов. На 15 октября 2008 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3450 уголовных дел. Наиболее часто предметами преступлений по уголовным правонарушениям являлись средства наземного транспорта, товары народного потребления (одежда и обувь), наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, лес и лесоматериалы, культурные ценности, продукты питания, морепродукты.

Всего же общая стоимость товаров и транспортных средств, явившихся предметами преступлений, превысила 13 млрд рублей. В рамках возбужденных уголовных дел изъято ювелирных изделий стоимостью более 124 млн рублей, иностранной валюты свыше 9 млн долларов США, около 24 тыс единиц незаконно перемещенных объектов, представляющих культурную и историческую ценность.

Из незаконного оборота изъято более 1,2 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе свыше 500 кг героина, 230 кг гашиша, 43 кг опия, 35 кг кокаина. Пресечены попытки незаконного перемещения через таможенную границу более 8 тонн прекурсоров.

В первом полугодии 2008 года таможенными органами возбуждено свыше 38 тыс. дел об административных правонарушениях. Субъектами правонарушений по этим делам чаще становились физические лица. В большинстве случаев с нарушениями законодательства Российской Федерации перемещались автотранспортные средства, валюта, текстильные материалы, оборудование и продукты растительного происхождения (структура товаров, являющихся предметами административных правонарушений, несколько отличается от структуры товаров, являющихся предметами уголовных преступлений). Сохраняется темп противодействия организованной преступности. Если за весь 2006 год таможенными органами в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий по фактам контрабанды, совершенной организованной группой, возбуждено 59 уголовных дел, а в 2007 году – 221, то за 9 месяцев этого года – уже 171 уголовное дело. Данная работа ведется во взаимодействии с российскими правоохранительными органами, компетентными органами Германии, США, Турции и государств-участников СНГ.

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), является составной частью разрабатываемой Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года. Планируется, что проект Концепции, подготовленный в соответствии с протоколом Государственной пограничной комиссии от 26 июня 2008 года, будет вынесен на утверждение Правительства Российской Федерации. Целью Концепции является обеспечение требуемого уровня защиты экономических интересов Российской Федерации и ее товаропроизводителей, совершенствование таможенного администрирования и придание импульса инфраструктурному развитию приграничных субъектов Российской Федерации, а также снижение транспортной нагрузки на крупные российские города, обусловленной возрастающим внешнеторговым оборотом Российской Федерации. Концепция предусматривает поэтапный переход к таможенному оформлению и таможенному контролю в приграничных субъектах Российской Федерации. Переход будет носить дифференцированный характер в зависимости от вида транспорта и перемещаемых товаров, а также учитывать сложившиеся грузопотоки и особенности их экспортной и импортной составляющих.

Первоочередная реализация положений Концепции будет осуществлена в отношении Санкт-Петербурга, Московского и Дальневосточного регионов, а также товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом. Концепция позволит совершенствовать государственный контроль в отношении товаров, пересекающих государственную границу Российской Федерации, и создаст условия для облегчения мировой торговли и обеспечит минимизацию рисков России, с учетом обеспечения ее экономической безопасности.

Для обеспечения эффективного таможенного контроля на таможенной границе России размещены инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Данные технические средства используют ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных средств. Эта система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств позволяет обеспечить решение задач таможенного контроля при одновременном упрощении таможенных процедур.

Сейчас на таможенной границе России действует 5 стационарных и 42 мобильных ИДК во всех регионах страны. Только с января по июль этого года по результатам осмотров с применением ИДК таможенные органы 2270 раз проводили досмотр транспортных средств, после чего было возбуждено 591 дело об административном правонарушении и 22 уголовных дела.

Сегодня стационарные и мобильные ИДК стали обычным инструментом для таможенников во многих регионах. Этот инструмент превратился в неотъемлемую часть системы организации таможенного контроля. Огромное значение ФТС России уделяет эксперименту по внедрению новой технологической схемы пропуска по принципу «одного окна». Принципиальная новизна этой схемы состоит в том, что вводится предварительное информирование, а непосредственно на пункте пропуска находятся две контролирующие службы (пограничная и таможенная). При этом реализуется принцип «одна остановка» для прохождения пункта пропуска, когда декларирование товаров осуществляется в электронном режиме по принципу «одного окна», без личного контакта участника ВЭД с таможенниками. Необходимым условием данной схемы является создание Единой базы данных всех контролирующих органов, в том числе всех служб, которые работают не в зоне пограничного и таможенного контроля, а рядом с пунктом пропуска.

Экспериментальной площадкой по отработке новой технологии работы с 1 июля 2008 года стал МАПП Бурачки. Эта технология уже демонстрирует свою эффективность.

Хронометраж показывает положительную динамику происходящих процессов. В частности, увеличивается доля транспортных средств, оформляемых в зеленой зоне. Так пропускная способность ежесуточного оформления до эксперимента увеличилась с 380 транспортных средств в сутки (в первой декаде июля), до 450-460 транспортных средств в августе.

Предварительное информирование означает, что таможенник заранее знает характеристики товара и может принять решение. ФТС России проводит ряд мер информационно-разъяснительного характера, направленных на расширение применения практики предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах.

Одно из главных преимуществ предварительного информирования – сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Это становится возможным за счет того, что предварительная информация используется для заполнения электронной копии транзитной декларации. В случае отсутствия предварительной информации, подготовку копии транзитной декларации сейчас осуществляет либо инспектор таможни, либо таможенный брокер. Эта техническая процедура занимает не меньше часа и тем самым существенно влияет на время прохождения через границу отдельного транспортного средства и на общую скорость продвижения автомобилей в очереди при въезде в пункт пропуска.

Участники ВЭД и перевозчики, которые уже сегодня применяют предварительное информирование, получают реальные видимые преимущества при таможенном оформлении в пунктах пропуска за счет сокращения времени своего нахождения в МАПП (многостороннем автомобильном пункте пропуска). Предварительное информирование сейчас является добровольным для участников ВЭД и перевозчиков. При этом на некоторых МАПП уже до тридцати процентов грузов оформляется на его основе.

Очевидно, что решение проблемы, связанной со скоплениями транспортных средств зависит от комплексной работы государственных органов, осуществляющих транспортную и экономическую политику. Огромное внимание ФТС России уделяет международному таможенному сотрудничеству.

В настоящее время ФТС России имеет прочную правовую базу для осуществления взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. С 50-тью государствами заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. На основании межправительственных соглашений подписано около 80 межведомственных документов, в том числе по обмену предварительной информацией о перемещении товаров с таможенными службами Индии, Китая, Монголии, Узбекистана.

Активную роль в налаживании международных контактов играют представительства ФТС России за рубежом. В настоящее время действуют 8 представительств в Китае, Казахстане, Украине, Белоруссии, Бельгии, Киргизии, Финляндии и Германии.

В 2008 году в ФТС России состоялось первое заседание Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств (КГПП). В ходе заседания был утвержден План работы Комитета на среднесрочную перспективу, согласованы документы, регулирующие деятельность, а также создан механизм для реализации Комитетом своих основных функций – координация действий таможенных служб по борьбе с контрабандой на таможенном пространстве Содружества. Встречи КГПП будут происходить на регулярной основе. В качестве основных вопросов предполагается обсуждение профессиональных тем: обмен правоохранительной информацией, конкретные решения по проведению специальных мероприятий, выработка скоординированных действия по вопросам, требующим оперативного реагирования, проведение контролируемых поставок, организация совместных действий по противодействию «наркотрафику», организация совместных оперативно-профилактических операций на каналах международных автомобильных и железнодорожных перевозок и т.д.

При ФТС России действует Общественно-консультативный совет по таможенной политике. За текущий период 2008 года проведено три заседания.

Такие Консультативные советы, действуют и при региональных таможенных органах. Они играют большую роль в установлении диалога с участниками внешнеэкономической деятельности.

Важное место в диалоге с деловым сообществом занимает Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Он создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 1108 для обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

На постоянной основе осуществляется сотрудничество и с иностранными ассоциациями, такими как Союз Немецкой Экономики (объединяет более 900 немецких фирм, компаний и корпораций), Ассоциация Европейского бизнеса, Американская Торговая Палата.

Также продолжается активный диалог с Японской организацией по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), представляющей интересы японского делового сообщества на территории Российской Федерации. В составе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России действует рабочая группа «Совершенствование таможенных процедур» под председательством руководителя ФТС России А.Ю.Бельянинова.

В сентябре 2008 года отметила свое пятнадцатилетие Российская таможенная академия. В этом году ряды учащихся Российской таможенной академии, как в Москве, так и в её филиалах: Санкт-Петербургском, Ростовском и Владивостокском, принято в общей сложности 685 человек на очную и 99 человек на заочную форму обучения.

За 15 лет работы в стенах Академии прошли обучение более 100 тысяч человек, большая часть которых пополнила ряды таможенников. Более 300 лиц руководящего состава таможенных органов имеют дипломы выпускников РТА.

В ФТС России особое внимание уделяет предупредительно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах, а также осуществлению мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. За 9 месяцев 2008 года по инициативе и с участием сотрудников подразделений собственной безопасности проведено 925 служебных проверок, по результатам которых уволено 13 должностных лиц, привлечено к дисциплинарной ответственности 656 должностных лиц, ротировано – 6.

Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов. На протяжении последних 5 лет этот показатель составляет свыше 80 %. За 9 месяцев этого года этот показатель вырос до 90 %.

Одновременно с непосредственной борьбой с коррупцией подразделениями собственной безопасности таможенных органов уделяется вопросам предупреждения указанных правонарушений. Так, проводится целенаправленная работа по предотвращению проникновения на службу в таможенные органы лиц, имеющих связи с криминальными структурами, привлекавшихся к уголовной ответственности за умышленные преступления и др. В текущем году была проведена проверка 10367 кандидатов на службу в таможенные органы, из которых по негативным обстоятельствам отведено 332 человека, в том числе за связь с криминальными структурами – 27.

В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России в июле прошлого года. Общее число нарушения дисциплины в первом полугодии 2008 года уменьшилось на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом 2007 года.

Пресс-служба ФТС РФ 23.10.08