20.02.09

Дальневосточные таможенники заняли жесткую позицию в отношении приморских «помогаек»

Во Владивостоке состоялась встреча начальника Дальневосточного таможенного управления генерал-майора таможенной службы Игоря Власенко и представителей Приморского отделения Российского союза туриндустрии. Обсуждались вопросы развития турбизнеса в Приморском крае, в частности, проблемы с так называемыми «помогайками». Так называют людей, которые помогают местным торговцам завозить из Китая товар. За небольшие деньги они под видом туристов ехали в Китай и ввозили разрешенные 35 кг изделий легкой промышленности без таможенных пошлин – вроде как для себя.

Как отметил глава Приморского отделения РСТ Виктор Бартовщук, большинство туристических компаний негативно относятся к бизнесу «помогаек», так как они мешают развиваться цивилизованному туризму. Однако в связи с тем, что таможенные органы усилили контроль за товарами, перемещаемыми физическими лицами через российско-китайскую границу, в январе поток приморских туристов сократился почти на 70%. Поддерживая усилия таможенных органов в деле пресечения этого нелегального бизнеса, руководители турфирм, вместе с тем, опасаются, что под таможенный «пресс» попадут и законопослушные туристы.

В ходе беседы Игорь Власенко заверил, что таможенные органы действуют исключительно в рамках закона. Приграничные таможни стали только более тщательно исполнять постановление правительства № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Поэтому законопослушным туристам, как и турфирмам, организующим действительно туристические поездки, нечего опасаться.

По поводу ситуации с так называемыми «помогайками» Игорь Власенко сообщил, что Дальневосточное таможенное управление заняло очень жесткую позицию по отношению к этому полукриминальному бизнесу и никаких послаблений не будет. Последствия такого «бизнеса» куда серьезнее, чем представляется на первый взгляд. Кроме того, что «помогайки» нарушают закон, федеральный бюджет не пополняется платежами, а это - зарплаты и пенсии, финансирование различных государственных социальных программ. Недобросовестная конкуренция разрушает бизнес законопослушных импортеров, подрывает существование российских производителей. Но самое главное, создается реальная угроза здоровью и жизни российских граждан, ведь товар, ввозимый «помогайками», не подвергается никаким запретам и ограничениям экономического характера, не проходит санитарно- эпидемиологический контроль и контроль на соответствие требованиям российским стандартам, как это обычно происходит с коммерческими партиями.

Сегодня это явление осталось только в Приморском крае. В европейской части России, в Сибири о таком «бизнесе» уже давно забыли. Да и на Дальнем Востоке в граничащих с Китаем регионах «кирпичи» или «верблюды», как их называют на местном жаргоне, почти не встречаются. Кстати, в Хабаровском крае таможенным органам удалось справиться с этим «феноменом» при активной поддержке губернатора. «Помогайки» - это, прежде всего, социальная проблема, поэтому местным властям необходимо вести более активную деятельность по созданию нормальных рабочих мест.

В заключение Игорь Власенко посоветовал добросовестным туристам перед поездкой сделать копии паспортов или свидетельств о рождении всех членов семьи, чтобы при пересечении границы можно было доказать некоммерческую цель ввоза товаров, а также сохранять чеки на все покупки. В случае если таможенники проявляют необоснованную пристрастность (например, требуя доказать некоммерческую цель ввоза единственного телевизора), а также чванство и хамство, необходимо подавать жалобы, указывая точно день и время пересечения границы, и, по возможности, фамилии должностных лиц. Каждая жалоба будет обязательно рассмотрена и если обнаружится вина должностного лица, на него будет наложено соответственное дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения. Однако не следует забывать, что опрос туриста, равно как и осмотр ввозимых им вещей для определения цели ввоза - это обязанность таможенников.

RATA-news; 20.02.09