15.02.06

Что ждет таможня от принятия пакета внесенных в Думу поправок

Директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина рассказала корреспонденту газеты "Бизнес" Татьяне Алешкиной о том, что ждет таможня от принятия пакета внесенных в Думу поправок.

- Принятие каких поправок в Таможенный кодекс следует ожидать?

- Вопрос сложный. Сразу стоит уточнить: не факт, что все поправки, которые сейчас разрабатываются, будут приняты именно в этом году. Пока мы не заявлены ни в одном плане законопроектной работы. Есть только осознание того, что некоторые изменения в Таможенный кодекс должны быть приняты в 2006 году.

- В чем суть наиболее важных поправок?

- Ключевая поправка- изменение правил ввоза товаров физическими лицами. Несмотря на то что совсем недавно было принято постановление правительства, уменьшающее размер беспошлинного провоза багажа до 35 кг, требуются изменения по стоимостным критериям. Сегодня норма беспошлинного ввоза беспрецедентно высокая и составляет 65 тыс. руб., это более чем $2 тыс. Если бы по этой норме ввозили исключительно единичные товары для личных целей, то можно было бы оставить ее действующей. Однако зачастую предприниматели везут товары с целью продажи.

Мы считаем, что правила ведения внешней торговли должны быть едиными для всех, и если предприниматель ввозит товары для продажи, он должен точно так же платить пошлины, как если бы их ввозили торговые дома по коммерческим контрактам.

- Изменения коснутся ведь не только физических лиц?



- Еще одна важная поправка предусматривает изменения в оформлении экспорта энергоносителей. Когда готовился Таможенный кодекс, мы не знали такой проблемы, как стремительное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на энергоносители.

Ставки, конечно, изменялись, но не так часто, как это происходило в последние два года.

И для экспортеров были установлены щадящие правила таможенного оформления. Так, если по общим правилам таможенные декларации и все иные документы представляются в таможню при каждом пересечении товара через границу, то при постоянных поставках (например, нефти) в кодексе заложена возможность подавать одну декларацию на период времени, в течение которого будут вывозиться эти товары.

Со временем это положение дало некоторым недобросовестным компаниям возможность оптимизировать механизм уплаты вывозных таможенных пошлин, то есть платить пошлины заранее по тем ставкам, которые предшествуют периоду вывоза. Их размер не соответствует уровню тех пошлин, которые будут действовать на период фактической поставки товаров. Тем самым эти компании ставят себя в более благоприятное положение по сравнению с другими экспортерами.

В принципе механизм защиты от таких недобросовестных действий в кодексе зафиксирован - в частности, есть право таможенных органов не допускать такие льготные правила декларирования в том случае, если это ведет к неполноте поступлений платежей в бюджет. Но, к сожалению, арбитражная практика трактует нормы закона по-другому, допуская возможность двойного толкования. Поэтому мы хотим внести уточнения, чтобы никто не мог двояко прочитать эту норму.

- Ранее говорилось, что в кодекс будет внесена норма, которая даст таможне право приостанавливать выпуск товара, если есть подозрение, что это контрафакт. Будет ли она включена в тот блок поправок, о котором вы говорите?

- Да. Мы предлагаем расширить полномочия таможенных органов при борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности. Поправки уже сформулированы. Однако это будет полумера. У таможенников появится право приостановить выпуск товаров на 10 рабочих дней, если возникнет подозрение, что это контрафакт. Но это коснется только тех товарных знаков, которые имеют статус общеизвестных на территории Российской Федерации. В противном случае приостановление выпуска товара будет производиться только по инициативе правообладателя. Однако сразу стоит отметить, что если вдруг товар, который посчитали контрафактным, таковым не окажется, таможня не будет нести имущественной ответственности. Если это не обозначить, то таможня под страхом возмещения убытков не будет задерживать товары. Импортер вправе все свои убытки возместить за счет правообладателя.

Ответственность таможни наступает только в том случае, если доказано, что конкретное должностное лицо либо превысило свои полномочия, либо имело злой умысел, то есть изначально таможенник знал, что товар неконтрафактный, но все равно задержал его.

- А если таможенник просто ошибся?

- Все равно он не в ответе.

Поэтому эта мера и считается спорной. Она позволит таможенникам немного расширить свои полномочия по защите интересов правообладателей. Это соответствует практике, применяемой в других странах.

- У участников ВЭД есть свои предложения по поводу изменений таможенного законодательства. Вы учитываете их при подготовке поправок?

- Есть много вариантов поправок, в том числе и предложенных участниками ВЭД. Однако то, что предлагает сейчас бизнес, это не столько желание поменять общие нормы кодекса, сколько решить какую-то свою узкую проблему. Например, есть предложение вписать в кодекс положение о том, что таможня в морских портах должна работать круглосуточно. Скорее всего, оно вызвано проблемой, возникающей в конкретном порту. Может, там действительно грузопоток такой, что таможне нужно работать круглосуточно. Но не вписывать же такую норму в закон! Существуют мало загруженные да и просто замерзающие морские порты. Еще одно предложение касается временного вывоза товаров. Так, в Таможенном кодексе есть ограничение, что временно вывезти можно только те товары, которые находятся в свободном обращении. Некоторые участники ВЭД предлагают снять это ограничение, позволив временно вывозить любые товары, в том числе и иностранные. Есть также предложение написать в кодексе, что российские товары - это только те товары, которые подверглись достаточной переработке на территории России. Это означает, что сырье, которое ввозится и перерабатывается, в конечном результате становится российским продуктом.

А по кодексу российские товары - это такие товары, которые находятся в свободном обращении и с которых не надо платить пошлины или налоги. Получается скрытая форма изъятия из таможенного тарифа целой категории товаров. На такие предложения мы, конечно же, не согласимся.

- Участники ВЭДтакже настаивали на том, чтобы в ТК были внесены поправки, касающиеся безнадежного взыскания платежей. В частности, было предложение освободить от уплаты пошлин грузы, которые были утеряны при транспортировке. Будут ли такие поправки вноситься?

- Нет. Напротив, в законе будет прямо написано, что если товар утерян, то участник ВЭД должен платить с него пошлины, потому что сегодня предпринимается очень много попыток через суды доказать обратное. И есть конкретные решения. Например, наши судьи почему-то признают кражу форс-мажором. В то же время для страховой компании это не считается форс-мажором. Ни в одной развитой стране мира в таможенном законодательстве нет такой нормы, которая бы освобождала украденные товары от уплаты платежей. Уважительной причиной для неуплаты, помимо льгот, установленных непосредственно в законодательстве, являются только два обстоятельства: отказ от товара в пользу государства, а также физическое уничтожение товара. Таким образом, происходит изъятие товара из экономического оборота.

- Как же тогда участнику ВЭД доказать, что товар безвозвратно утерян при транспортировке?

- Доказывать он должен так же, как страховой организации, если бы требовал возмещения убытков. Все зависит от того, при каких обстоятельствах товар уничтожен. Есть общеизвестные факты, которые не надо доказывать: пожары, наводнения. В этом случае надо лишь доказать по каким-то признакам, что товар именно в тот момент находился там. Либо он должен представить доказательства, что этим товаром на рынке никто не воспользуется. У таможенника есть право не согласиться, и никаких четких критериев на этот случай мы не установим.

Если таможенник не соглашается, то участник ВЭД может пойти в суд, и тогда таможенник будет доказывать суду, почему представленных доказательств ему оказалось недостаточно.

Бизнес 15.02.06