20.04.06

Бревно со штрих-кодом

Введенная в Иркутской области по инициативе таможни и Восточно-Сибирской железной дороги система электронного декларирования древесины исключила из работы на лесном рынке недобросовестных экспортеров.

Разработка системы электронного декларирования экспортной древесины в Иркутской области началась еще в 2004 году. Совместную работу над ней вели Иркутская таможня, Восточно-Сибирская железная дорога и администрация области.

С 1 ноября 2005 года в зоне ответственности иркутских таможенников начался поштучный электронный учет древесины. Бревна стали маркировать специальной биркой со штрих-кодом, а их характеристики заносить в электронную базу данных. Такой учет, по мнению руководства таможни, практически гарантирует отсутствие на рынке недобросовестных экспортеров леса и упрощает таможенное оформление. Сейчас уже 60 предприятий приобрели оборудование для поштучного электронного учета лесоматериалов.

Как рассказал Гудку первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин, систему поштучного электронного учета лесоматериалов дополнило подписанное в конце октября прошлого года дорогой и таможней соглашение о совместном контроле за экспортом круглого леса, перевозимого железнодорожным транспортом.

Дорога стала перевешивать все вагоны с экспортным лесом и сверять их параметры с предъявленной грузовой таможенной декларацией.

В качестве эксперимента на Восточно-Сибирской железной дороге установлена предельная высота (габарит) погрузки в зависимости от погруженного объема и установленного фактического веса лесоматериалов.

Также рассчитан переводной коэффициент в зависимости от сезонности и сорта древесины. Все это позволило значительно увеличить объемы загрузки транспортных средств. Если в первом квартале 2005 года объемы погрузки вагона круглым лесом составляли 71,6 кубометра, то в четвертом квартале 2005 года они выросли до 76,9. А объемы загрузки пиломатериалами увеличились с 77,3 до 81,1 куб. м.

Сейчас на ВСЖД совместно с администрацией Иркутской области и таможней идет работа по сокращению количества мест отгрузки лесоматериалов на экспорт. Как сообщил Николай Маклыгин, рассматривается вопрос создания специализированных погрузочных терминалов, где будет удобнее и эффективнее осуществлять проверку легальности заготовки и происхождения лесоматериалов. Такие терминалы позволят оперативно решать вопросы по подаче и уборке вагонов.

Между тем в ходе проведения эксперимента был выявлен ряд проблем. Так, оборудование для электронной системы поштучного контроля лесоматериалов не всегда выдерживает сибирские морозы. При температуре ниже 20 градусов начинаются сбои в работе сканера, прибор начинает медленнее реагировать на команды. Кроме того, организации, установившие только один прибор, не могут одновременно проводить приемку, маркировку и отгрузку лесоматериалов в вагоны.

Евгений БОГАЧЕВ,
соб. корр. Гудка
Иркутск