08.02.05

Беседа с замначальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС В. Дьяченко

ВЕДУЩИЙ: Бизнесменам, ввозящим на территорию России продукции так называемой группы риска, станет проще оформлять груз на таможне. Подробности в сюжете.

КОРР.: Цветы, овощи, рыба. До недавнего времени для ряда подобных товаров из т. н. группы риска на таможне был возведен нелепый административный барьер. Их можно было декларировать в строго отведенных для этого таможенных местах, число которых резко ограничено. Табу было введено в целях борьбы с серым импортом и контрабандой. И сильно усложняло жизнь добросовестным импортерам. К примеру, фуру с японскими омарами для продажи на территории Дальнего Востока гнали на растаможку в Центральные регионы России. Против такого порядка взбунтовались 40 государств-участников переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Они потребовали отменить места ограничений. Государственный таможенный комитет пошел на встречу.

АЛЕКСАНДР ЖЕРИХОВ, глава федеральной таможенной службы: Все таможенное управление сосредоточить во внутренних таможенных органах ближе к потребителю, там, где удобнее импортеру. Вот это смысл нашего подхода работы на границе. Мы берем и будем брать на себя обязательство, чтобы они эти, проводили не более 40-50 минут.

КОРР.: Другие рисковые группы - бытовая техника, автомобили и мясо. Для этих товаров сегодня также установлена своя пропускная система. Она просуществует до середины года, но уже к лету ограничения по пропуску бытовой техники и иномарок могут быть сняты. Особый порядок таможенного оформления сохранится лишь для мяса из-за существования квот на его ввоз, а также для ювелирных украшений и драгоценных камней в силу специфики этих изделий.

ВЕДУЩИЙ: И у нас в студии первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы Виктор Дьяченко. Здравствуйте. Виктор Васильевич, еще одно нововведение на таможне. С 15 января для челноков вступили в действие новые правила. Теперь таможенники имеют право требовать от них разделения товаров по наименования групп товаров, те, которые они везут. Для чего было введено это ужесточение?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО, первый зам. начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России: Достаточно активно обсуждаемая в средствах массовой информации тема челноков, хотелось бы внести некоторую ясность в смысловую нагрузку этого понятия. Возникшее словосочетание в 93-м г. претерпело серьезные изменения, и эта тема делится на два направления. Первое направление - это действительно перемещение людьми в чемоданах товара через таможную границу. Эта тема лежит в плоскости, видимо, норм беспошлинного ввоза, 65 тысяч рублей. Это для физических лиц. И вторая тема - это оказание посреднических услуг фирмами- перевозчиками, принимающими заказы на территории России от людей и привозящих им в отдельных местах какие-то товары.

ВЕДУЩИЙ: То есть Вы хотите сказать, что сейчас челноков как класса у нас не стало? То есть челноков у нас нет.

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Я бы не хотел оперировать понятием челнок.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Но остановимся на каргофирмах, на каргоперевозках. Итак, они должны, я так понимаю, вот все грузы, они все вместе сваливали, все вперемешку везли все товары, почему возникла эта идея, для чего, чем мешала, вот полный груз, все вместе, почему нельзя так перевозить?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Спасибо, хороший вопрос. Проблема возникла в связи с тем, что на борту самолета могут находиться много сотен баулов, отдельно взятых грузовых мест. В каждом из этих баулов, находятся товары различного наименования, а в таможенной декларации и фирма, являющаяся получателем, она заявляет товары по наименованиям отдельным. Как инспектору проверить количество и наименование товаров, разбросанных по этим сотням мешков.

ВЕДУЩИЙ: То есть, насколько я понимаю, люди просто занижали стоимость, пользуясь тем, что все свалено в одну кучу, верно?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Как результат, и результат невозможность инспектора проверить.

ВЕДУЩИЙ: Интересно, а что сейчас происходит на таможне, вот те люди, которые по-старому везут свой товар, их останавливают, заставляют все вытаскивать из сумок, снова все перекладывать, это так?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО, первый зам. начальника главного управления организации таможенного контроля России: Вот это требование, которое вы упомянули, оно было опубликовано официально 15 декабря, вступало в силу с 15 января. Федеральная таможенная служба, как нам кажется, достаточно добросовестно информировала общественность о нововведении. Был месяц для того, чтобы подготовится.

ВЕДУЩИЙ: По вашим данным, уже месяц с 15 января уже прошел? ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО, первый зам. начальника главного управления организации таможенного контроля России: Происходит то, что происходит, как всегда, при определенного рода нововведениях, в частности, необходимости выплачивать достоверные суммы таможенных пошлин и налогов. Просто фирмы пока не проявляют активности.

ВЕДУЩИЙ: А чем им грозит нарушение вот этого нового правила?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО, первый зам. начальника главного управления организации таможенного контроля России: Штрафы.

ВЕДУЩИЙ: А на сколько вы имеете право задерживать груз на таможне таких людей?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО, первый зам. начальника главного управления организации таможенного контроля России: Если выполнены все условия выпуска, их четыре и они общеизвестные, трое суток максимум. 95% выпускается в течение суток. Но если есть необходимость раскладывать товары по наименованиям, мы это требованием выставляем получателю и теперь вопрос за получателем, как скоро он это требование выполнит.

ВЕДУЩИЙ: Звонок от зрителя.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ: Я звоню из Самары. У меня будет к Дьяченко такой вопрос. Как будет производиться растаможка меховых изделий, вывозимых из Греции, которые отправляет "Карго"?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Оно будет производиться в стандартном порядке, в соответствии с мерами тарифного и нетарифного регулирования. Проще говоря, в отношении меховых изделий установлена ставка НДС - 18%, таможенная пошлина - 15%, насколько я помню, и акциз. Эти таможенные платежи должны быть выплачены.

ВЕДУЩИЙ: То есть если меховые изделия не будут смешаны с зубочистками в одном бауле, то все будет в порядке.

АЛЕКСАНДР СУЭТИН: Изменилось ли что-нибудь? Так было и раньше, или с 15 января стало по-другому?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Гражданке, задавшей вопрос, хочу сказать, если меховые изделия предъявлялись таможне отдельно взятым предметом, а не смешанным с туфлями, тапочками и так далее, но это будет производиться так же, как и производилось.

ВЕДУЩИЙ: Некоторые эксперты считают, что ваше нововведение приведет к росту цен на товары, которые везут в страну карго- фирмы, карго-компании, как мы определились в понятиях.

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Приведение сумм пошлин к норме, которая установлена, наверняка, скажется на стоимости этих товаров.

ВЕДУЩИЙ: То есть увеличение все-таки может быть?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Может быть, исходя из разных экспертных оценок, разница не уплачиваемых сумм, она оценивается экспертами по-разному. Но приведение ее к нормальному норме, наверное, приведет.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста.

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Есть, этот вопрос имеет очень серьезную социальную окраску и все говорят о том, что мы лишаем возможности зарабатывать деньги. Но не нужно забывать о тех людях, которые работают на швейных, обувных фабриках, на территории России и продукция которых просто не пользуется тем спросом, который должна была бы пользоваться в виду сброса на рынок дешевой продукции из- за рубежа.

ВЕДУЩИЙ: То есть, таким образом вы хотите сказать, что вы поддерживаете отечественного производителя?

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Отечественного производителя, это, во- первых, и, во-вторых, те таможенные пошлины и налоги, которые реально будут уплачиваться людьми, увозящими эти товары, пойдут на те же самые нормальные социальные нужды, на оплату заработной платы учителям, медработникам.

АЛЕКСАНДР СУЭТИН: Я вот только одну вещь уточню, что это не тарифная мера получается регулирования, то есть пошлина, она и так признана защищать.

ВИКТОР ДЬЯЧЕНКО: Это реализация 359 статьи таможенного кодекса, которая обязывает лицо предъявлять товары в том виде, в котором таможня в состоянии их проконтролировать.

ВЕДУЩИЙ: Виктор Васильевич, мы благодарим Вас за участие в нашей программе, спасибо, что нашли время, ответили на наши вопросы, и на этом "Деловая Москва" подошла к концу, всего доброго.

ТВ-Центр