30.01.18

Армения не против совместных таможенных постов на границах стран ЕАЭС

Армения не против предложения президента России Владимира Путина о создании совместных таможенных КПП стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В Ереване считают возможность создания постов в рамках ЕАЭС стратегической задачей, которая может быть реализована в ближайшем будущем.

Глава российского государства на большой пресс-конференции 14 декабря прошлого года, говоря о процессах развития ЕАЭС, заявил о важности введения электронного декларирования товаров, перемещаемых через территорию евразийского пространства, а также создания совместных постов — таможенных КПП.

«Мы должны обязательно ввести электронное декларирование товаров, перемещаемых через наши территории, отслеживать их движение, — это чрезвычайно важно и нужно. Совместные посты… некоторые мои коллеги считают, что это неправильно. Но я постараюсь их убедить. Что плохого, если на наших постах будут появляться и работать таможенники из Казахстана и Белоруссии, а наши — появляться на их постах. Это не нарушает принцип суверенитета, это просто делает прозрачной работу таможни. Необходимо вводить новые технологии перемещения товаров через границу», — сказал президент России.

Оказывается, в Армении уже действует механизм электронного декларирования товаров. «В Армении в настоящее время в рамках Таможенного кодекса действует система электронного декларировании товаров, а в рамках принятого закона в начале декабря прошлого года „О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза“ четко зафиксирован приоритет электронного декларирования. В тоже время, помимо декларирования товаров была утверждена важность реализации иных таможенных функций в электронной форме», — сообщили в Комитете госдоходов Армении в ответ на официальный запрос EADaily.

Что касается электронного контроля перемещаемых через территории ЕАЭС товаров, то в ведомстве сообщили, что в настоящее время ведутся переговоры вокруг проекта соглашения «О механизме отслеживания товаров в рамках ЕАЭС». «Целью проекта данного соглашения является обеспечение беспрепятственного перемещения товаров по всей территории ЕЭАС», — сказали в Комитете.

Здесь, однако, не смогли уточнить, какими будут результаты полноценного введения механизмов электронного декларирования и отслеживания товаров, а также создания совместных постов. «Что касается возможных результатов или последствий, сообщаем, что в настоящее время такие оценки невозможно давать», — сказали в пресс-службе Комитета госдоходов.

Глава «Национального центра исследования общественной политики», экономист Артак Манукян считает предложения Путина логичными и закономерными на фоне участившихся случаев реэкспорта товаров через некоторые страны ЕАЭС в Россию, где их ввоз запрещен, а также периодически возникающих острых торговых конфликтов между странами союза.

«В прошлом и позапрошлом годах было немало случаев, когда проблема реэкспорта товаров приводила к торговым войнам между членами ЕАЭС. В качестве демарша Белоруссия возобновила работу своих таможенных КПП на границе с Россией, а в конце прошлого года аналогичная ситуация возникла в отношениях между Казахстаном и Киргизией», — напомнил Манукян в беседе с нами. Он заметил, что все эти трения являются следствием непрозрачной работы таможенных систем отдельных стран евразийского пространства. В этом плане, предложение Путина, на его взгляд, демонстрирует отсутствие или низкий уровень доверия между евразийскими партнерами.

Здесь он напомнил и о проблеме реэкспорта запрещённых в России до недавних пор турецких томатов через территорию Армении. «После того как Россия применила контрсанкции и запретила ввоз определённых товаров из стран ЕС, Белоруссия сразу же начала поставлять в Россию такие виды товаров, как сыр пармезан и моцарелла или креветки. А когда Россия применила санкции против Турции, резко подскочил экспорт томатов из Армении в Россию. Ясно, что это реэкспорт, поскольку даже при большом желании производственную инфраструктуру страны невозможно так быстро перепрофилировать, чтобы она начала производить в больших объёмах то, чего раньше вообще не производила или производила мало», — пояснил он.

Слухи и подозрения насчет возможности реэкспорта турецких помидоров в Россию через территорию Армении возникли после того, как появились данные официальной статистики о резком росте объёмов экспорта армянских сельхозтоваров в РФ. В 2016 году рост составил порядка 70%, что и вызвало некоторые вопросы у специалистов. Экспорт армянской продукции вырос за счет таких видов товаров, которые Армения сама импортирует. За первые 9 месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., экспорт томатов из Армении в РФ вырос в 20 раз, экспорт сыра и творога вырос в 4,5 раза, икры и рыбы — в 3 раза.

Одной сельхозпродукцией, однако, армянская сторона не ограничилась. За отчетный период, по официальным данным, в 3,6 раза вырос экспорт отопительных систем, деталей кондиционеров, панелей дистанционного управления и другого бытового оборудования. Последнее особенно удивительно, учитывая, что на территории Армении производства бытовой техники фактически не существует.

В прошлом году начались наблюдаться перебои и на рынке сахара в России. По мнению экспертов, ситуация обусловлена действиями Казахстана и Белоруссии, беспошлинно ввозящих сырье для его производства. Вопрос был обсужден также на заседании Евразийского межправсовета в Ереване 25 октября прошлого года. В середине сентября 2017 года глава Минсельхоза России Александр Ткачев заявил, что российская сахарная промышленность терпит убытки на десятки миллиардов рублей от действий Белоруссии и Казахстана, которые беспошлинно ввозят сахар-сырец для дальнейшей переработки и недобросовестно конкурируют на российском рынке готовой продукции.

В сложившейся ситуации, как отмечает Артак Манукян, Россия громче всех подает голос о необходимости внедрения механизмов электронного контроля импорта товаров и создания совместных постов, поскольку ее экономика страдает больше всех.

«Россия — самый емкий и платёжеспособный рынок в ЕАЭС. Она в ответ на санкции Запада ввела ограничительные меры в отношении определенных стран, что открыла возможности „левых перевозок“ для некоторых государств-членов ЕАЭС. Они стали каналами для импорта и реэкспорта тех же продукций на рынок России. В связи с этим предложения Путина вполне логичны и понятны, но ситуация в целом свидетельствует об отсутствии или минимальном уровне доверия внутри союза», — заключил Манукян. Он предположил, что, скорее всего, выступают против внедрения указанных механизмов те страны, которые используют их отсутствие в своих экономических интересах.

Евразия Daily