26.02.06

Aнтичелночное постановление правительства комментирует Г. Баландина

Кому они мешали? Новые изменения, внесенные в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, фактически ставят точку в 20-летней истории челночной экономики

Aнтичелночное постановление правительства Огоньку комментирует Галина БАЛАНДИНА - один из идеологов новых мер, директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития (МЭРТ) РФ

Что ввозят сейчас челноки в РФ и как велик этот товаропоток?

Основной ассортимент текстиль, трикотаж, одежда, в основном из кожи и меха, обувь. Официальная статистика по ввозу данных товаров не ведется, однако, по экспертным оценкам, объемы ввоза значительны и колеблются в диапазоне от 60 до 80 тысяч тонн в год, а их общая стоимость составляет от 600 до 800 млн долларов США.

Чем было вызвано античелночное постановление и в чьих оно интересах?

Обновленные правила никоим образом не затрагивают законных интересов ни граждан в целом, ни бизнес-сообщества в частности. Если же попытаться ответить коротко, то цель изменений создать конкурентные условия, одинаковые для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Существовавший у нас порядок ввоза товаров физическими лицами предусматривал освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе один раз в неделю товаров весом до 50 кг на сумму около 2300 долларов США. Это давало возможность коммерческим структурам ввозить товары без уплаты таможенных платежей при помощи челноков, которых для этого нанимали. Как следствие, федеральный бюджет недополучал значительных сумм как от таможенного, так и от внутреннего налогообложения.

Незаконный ввоз товаров не просто наносит урон развитию нашей промышленности, он ставит под угрозу само ее существование. По данным Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности, только за 2004 год более 90 тысяч работников легкой промышленности пополнили ряды безработных из-за спада производства. И этим, к сожалению, список проблем, связанных с челночным бизнесом, не исчерпывается.

Например, отечественные производители обязаны платить акцизы и налоги на добавленную стоимость. А челноки их не платят. Получается, что мы не только создаем худшие условия для сбыта своих товаров, но и фактически субсидируем импорт.

Далее. Поскольку те же акцизы и налог на добавленную стоимость не платятся и на ввозимые в Россию предметы роскоши, из-под налогообложения выводятся лица с высоким уровнем доходов.

Наконец, челночный бизнес это высокая криминогенность. Товары не проходят соответствующей сертификации по безопасности и качеству, сплошь и рядом ввозится контрафакт. В результате происходит затоваривание внутреннего рынка импортом низкого качества. Зачастую просто опасным для здоровья.

Однако организации, защищающие интересы малого и среднего предпринимательства, тоже встревожены новым порядком ввоза товаров. Они беспокоятся, что только в Москве из-за античелночного постановления могут пострадать около 200 тысяч малых предпринимателей и их наемных работников. Насколько оправданы такого рода опасения?

Странно, что изменения, внесенные в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, встревожили не граждан, а представителей бизнеса, к которым данное постановление не имеет никакого отношения.

Это еще раз подтверждает нашу уверенность в том, что некоторые предприниматели настолько привыкли использовать туристический канал для поставок большого объема товаров под видом багажа туристов , что уже считают его законным способом беспошлинного ввоза товаров на российскую территорию.

В законодательстве РФ, в том числе и таможенном, такие понятия, как челнок и челночная торговля , вообще отсутствуют. На наш взгляд, целесообразнее использовать другое понятие физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в качестве ПБОЮЛ. Ведь из существа правоотношений, возникающих между теми, кто ввозит товары по этой схеме, и теми, кто их приобретает, можно сделать вывод: их отношения носят предпринимательский характер.

А что делать с остальными теми, кто везет товары действительно для себя?

Размер беспошлинной квоты, равной 65 тысячам рублей (примерно 2300 долларов США), по нашему мнению, позволяет практически полностью удовлетворить личные потребности при поездках за границу. В США, например, физическое лицо может ввезти без уплаты таможенных платежей товаров не для коммерческих целей на сумму около 400 долларов, в Германию на сумму около 120 долларов, а в Финляндию около 240 долларов.

Огонек 26.02.06