20.03.06

А. Жерихов: Таможенная служба: новые рубежи

Статья руководителя ФТС России Александра Жерихова в вестнике "Россия. Третье тысячелетие"

Сегодня российская таможенная служба по праву считается одґной из наиболее развитых таможенных служб мира. Ее техничеґское оснащение, бурное развитие и применение новейших инґформационных технологий, наличие соответствующей междунаґродным стандартам законодательной базы, квалифицированный персонал все это дает основание считать таможню надежной опорой Российского государства. За чрезвычайно короткие в исґторическом плане сроки удалось добиться многого. Ведь совреґменная таможня как институт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности существует чуть менее поґлутора десятка лет. 25 октября 1991 года был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Государственноґго таможенного комитета, а с 1 июля 2004 года ГТК РФ был преґобразован в Федеральную таможенную службу. Путь, который прошла за это время таможня, действительно впечатляет. Ведь создание новой российской таможни совпало с распадом СССР, нам достались новые, совершенно необустроенные и неохраняґемые границы, не было правовой основы нашей деятельности, да и опыта работы с внешнеторговыми грузами, конечно, не хваґтало. На момент создания в структуру ГТК входили два управлеґния (Северо-Западное и Дальневосточное), 83 таможни и 88 таґможенных постов. В них работали чуть больше 7 тысяч сотрудґников. А сегодня мы являемся одной из крупнейших таможенґных служб мира. Структурно служба состоит из 7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных управлений, 137 таможен, более 700 таможенных постов, 413 пунктов пропуґска через Государственную границу. ФТС России имеет 7 представительств за рубежом в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии, Финляндии, Германии и Бельгии. Рассматривается вопрос об открытии представительства в Китае. Всего в тамоґженной службе трудится более 60 тысяч человек. С 1993 года и по настоящее время таможенными органами построено 188 авґтомобильных пунктов пропуска, практически обустроена североґ-западная граница. Осуществляется планомерное создание тамоґженной инфраструктуры на южных направлениях на украинґском и казахстанском участках границы.

За прошедшие годы существенно усложнились задачи, стояґщие перед таможенными органами. До недавних пор основной из них было наполнение доходной части федерального бюджеґта. И, надо сказать, с задачей этой таможня справляется. В 2004 году таможенные поступления в бюджет составили более 1,2 трлн рублей. При этом каждый рубль, вложенный в развитие сиґстемы в прошлом году, дал отдачу в 67 рублей, вклад от работы каждого таможенника составил 19,2 млн рублей. В текущем году за 9 месяцев мы собрали 1,5 трлн рублей, или 150 процентов от установленного на 2005 год задания. Ежедневно в доход бюджеґта перечисляется более 270 млн долларов.

Такие результаты достигаются не только за счет роста внешнеґторгового оборота и высоких цен на нефть. Это результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию систеґмы управления рисками, постаудиту.

Но теперь, помимо безусловной нашей обязанности обеспечиґвать полноту взимания таможенных платежей, на первый план выходят другие задачи. За последние годы таможенная админиґстрация России сделала существенный шаг вперед на пути поґстроения конструктивного диалога с бизнес-сообществом, основываясь на принципах взаимодействия, открытости, прогнозируемости действий таможенных органов. Уход от административноґго и фискального давления в сторону партнерских отношений с бизнесом требование и времени, и закона.

В 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Российґской Федерации, который разработан в соответствии с Междунаґродной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией), основополагающим докуменґтом для таможенных администраций всего мира. По отзывам международных экспертов и российского бизнеса, Таможенный кодекс РФ это закон, существенно либерализующий внешнюю торговлю, способствующий упрощению и ускорению таможенных процедур, лишающий таможню (и это правильно!) избыточных административных рычагов. Заложенный в кодекс принцип конґтроль в виде сервиса это не просто лозунг, а реальное напраґвление развития таможенной службы, вызванное потребностью общества. Вступление России в ВТО приведет к резкому увеличеґнию товарооборота, и, работая старыми методами, таможня проґсто не справится с возросшими объемами. Система управления рисками, новые подходы к таможенному контролю, электронное декларирование все это из призывов переходит в конкретную повседневную деятельность таможни.

Таможенный кодекс РФ в законодательном плане создал осноґву и предпосылки для применения самых передовых достижений мирового таможенного дела. Вместе с тем есть и другая сторона медали. По нашему мнению, российское таможенное законодаґтельство опережает те нравы, ту практику, которая за последние полтора десятилетия сложилась во внешней торговле страны. Заґконопослушность нашего бизнеса, к сожалению, не всегда соответґствует тому современному и либеральному законодательству, коґторое существует. И это ставит перед нами еще одну важнейшую задачу, сформулированную в ежегодном Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию. Приоритетом в деятельноґсти таможенных органов он назвал проверку исполнения тамоґженного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов. Постановка такой задачи, безусловно, требует от нас измеґнения подходов к организации нашей деятельности и нового, свеґжего взгляда вообще на состояние законности в нашей области.

Должны самокритично сказать, что такой свежий взгляд выявил очень и очень значительные резервы в нашей работе, как в приме нении к участникам внешнеэкономической деятельности, так и самим себе. Ведь требование Президента об исполнении таможенного законодательства относится не только к бизнесу, но и к самим таможенникам. К сожалению, имеются еще случаи, когда должностные лица таможенных органов руководствуются принципом цеґлесообразности в ущерб законности. Летом нынешнего года состоґялось заседание коллегии ФТС России, на которой, в частности, обґсуждалась и эта тема. Укрепление законности в правопримениґтельной практике определено как приоритетная задача таможенґных органов Российской Федерации. В решении коллегии, в частґности, записано: Требования таможенным органам в правовом государстве, стремящемся стать полноправным цивилизованным партнером в мировом сообществе, исключают любую подмену правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы благими целями такие меґры ни были продиктованы . Мы всерьез занялись наведением поґрядка и надеемся, переломим практику, когда должностные лица таможенных органов нарушают нормы процессуального законодаґтельства, в том числе таможенного, при производстве по делам об административных правонарушениях, а также в ходе осуществлеґния таможенного оформления и таможенного контроля.

Таможенный кодекс Российской Федерации предоставляет нам право ведомственного контроля, то есть выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами. Статья 412 ТК РФ наделяет вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо полномочиями по отмене или изґменению в любое время в порядке ведомственного контроля не соґответствующего требованию законодательства РФ решения любоґго нижестоящего таможенного органа или должностного лица. Одґнако, несмотря на предоставление такого права, пользуемся мы им пока и в центре, и в регионах не в полной мере. Данное направлеґние работы будем расширять и укреплять. В рамках этой же рабоґты провели две акции в Москве и Петербурге под условным назваґнием На что жалуетесь? . Сотрудники Правового управления веґли прием участников ВЭД и простых граждан и рассматривали их претензии к таможне. Много вопросов удалось решить прямо на меґсте, не доводя дело до судебного разбирательства.

Но и бизнес, со своей стороны, должен осознать: партнерские отношения с таможней, работа на доверии требуют с их стороны прозрачности и соблюдения норм права. Мы чрезвычайно серьґезно относимся к задаче наведения порядка с импортом товаров народного потребления, бытовой электроники и электротехники, мобильных телефонов, компьютеров, автомобилей. Нашумевшие недавно события на рынке мобильных телефонов, ситуация с ввозом подержанных автомобилей на Дальнем Востоке все это не единовременные акции, а системная, стратегическая работа по наведению порядка, по легализации импорта. Работа тяжелая и долгосрочная. Нарушители закона должны отдавать себе отчет: возможностей для лазеек остается все меньше, не увенчаются усґпехом и попытки шантажировать таможню. Все меньше и меньше возможностей и для пресловутого договориться с таможней .

Руководством ФТС России уделяется особое внимание чистоте собственных рядов. За последнее время проведены многочисленґные оперативные мероприятия не только по пресечению коррупґционных проявлений со стороны таможенников, но и дачи взяток таможенникам. Приведу лишь несколько примеров. Управлением собственной безопасности совместно с правоохранительными органами Финляндии и Великобритании пресечена деятельность преступной группировки (с участием таможенников), которая организовала незаконный ввоз в Россию дорогостоящих моторґных яхт. Их деятельностью государству нанесен ущерб в размере 1 млн долларов. В отношении участников данной преступной группы возбуждены уголовные дела. Управлением собственной безопасности ФТС России была получена информация о возможґных противоправных действиях сотрудников Заводского тамоґженного поста Зеленоградской таможни. Было установлено, что они оформили 130 ГТД, в которых втрое занижалась стоимость ввезенных некоторыми коммерческими структурами снегоходов и квадроциклов. Государству нанесен ущерб в 100 млн долларов. Уголовные дела возбуждены как в отношении таможенников, так и коммерсантов. Сотрудниками отдела собственной безопасности Оренбургской таможни совместно с органами внутренних дел заґдержан с поличным гражданин при попытке дачи взятки в размеґре 100 тысяч рублей начальнику оперативно-разыскного отдела за не проведение таможенного досмотра вагонов, в котором пеґремещались автозапчасти. В отношении взяткодателя возбуждеґно уголовное дело. Таких примеров немало.

Что же касается добропорядочного бизнеса, то ему мы готовы создать благоприятные условия, упрощенные процедуры. Это храґнение товаров на собственном или арендованном складе; предваґрительное декларирование товаров; выпуск товаров до подачи таможенной декларации и другие специфические таможенные процедуры. Мы интенсивно развиваем систему электронного декґларирования товаров, требующую применения новейших информаґционных технологий и основанную на доверительном отношении таможни и бизнеса. Основным принципом тут является использоґвание одной таможенной декларации без необходимости предосґтавления других документов.

Декларант и таможенник не общаютґся напрямую, за них это делают информационные системы. При исґпользовании электронного декларирования влияние человеческоґго фактора, а значит, возможность коррупции, сводится к минимуґму. Сегодня соответствующим оборудованием оснащены 57 тамоґженных постов, к концу года их будет 60.

Как показывает международный опыт, перспективным напраґвлением развития таможенного дела является внедрение инстиґтута предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах еще до их прибытия в страну. В данном случае речь идет о взаимодействии таможенных администраций страны-экспортера и страны импортера. С другой стороны, эта предварительная информация может использоваться таможенныґми органами для минимизации времени, необходимого для выґполнения формальностей, планирования распределения ресурґсов, оптимизации контроля, обеспечения прозрачности и предґсказуемости действий таможенных органов. Мы также активно работаем в данном направлении, проводим консультации и переґговоры с таможенными службами стран внешнеторговых контрагентов России о налаживании системы предварительного информирования. Первые результаты уже есть. Совсем недавно подписано соглашение с таможенной службой Казахстана о преґдоставлении предварительной информации. Эксперты двух стран начали прорабатывать вопрос о составе передаваемой информаґции и регламенте обмена ею.

Подытоживая, хотел бы сказать: добропорядочный бизнес может быть уверен, что в лице таможенной службы он имеет соґюзника и партнера, заинтересованного в его долгосрочном разґвитии и делающего в рамках своих полномочий все возможное для защиты его интересов. Что же касается тех, кто все еще пыґтается минимизировать свои расходы в обход закона, их мы будем систематически и планомерно выдавливать из экономичеґской жизни России.