Приказ ФТС РФ № 812 от 2006-08-25 00:00:00

Об утверждении Положения об установлении категории таможенным органам Российской Федерации и методики установления категории таможням Российской Федерации

В целях совершенствования порядка установления категории таможенным органам Российской Федерации, с учетом решения коллегии ФТС России от 25.11.2005 приказываю:
1. Утвердить Положение об установлении категории таможенным органам Российской Федерации и методику установления категории таможням Российской Федерации (приложения 1,2).
2. Признать утратившим силу приказ ГТК России от 27.12.2002 1427 "О введении в действие Положения и Методики установления категории таможенным органам Российской Федерации".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

Руководитель генерал-полковник
таможенной службы
А.Ю.Бельянинов

Приложение 1
к приказу ФТС России
от 25.08.2006 812

Положение об установлении категории таможенным органам Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение об установлении категории таможенным органам Российской Федерации (далее - Положение) определяет:
1) порядок установления региональным таможенным управлениям (РТУ), таможням и таможенным постам Российской Федерации определенной категории, в соответствии с которой по должностям сотрудников таможенных органов устанавливаются специальные звания;
2) порядок приравнивания специальных званий по должностям сотрудников в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, к специальным званиям по должностям сотрудников в таможенных органах.
2. Установление категории таможенным органам Российской Федерации проводится для совершенствования системы управления таможенным делом в Российской Федерации, оценки и учёта деятельности таможенных органов. 3. Изменение установленной категории таможенных органов Российской Федерации не является их реформированием.
4. . Категории РТУ и таможен являются Основой при подготовке предложений о включении должностей высшего начальствующего состава этих таможенных органов в проект перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, утверждаемого указом Президента Российской Федерации, либо об их исключении из данного перечня.
5. РТУ и таможенным постам категория устанавливается по дхвухуровневой системе, таможням - по трёхуровневой.
6. Установление категории создаваемым РТУ и таможням (в том числе специализированным) осуществляется приказами ФТС России с учётом рекомендаций Организационно-структурной комиссии (ОСК) ФТС России, изменение их категории - приказами ФТС России с учётом решений, принятых коллегией ФТС России по предложениям ОСК ФТС России.
7. Предложения об изменении категории РТУ и таможен рассматриваются не чаще одного раза в год при наличии оснований, предусмотренных Положением.
При этом ОСК ФТС России вносит предложения об изменении категории РТУ и таможен на рассмотрение коллегии ФТС России при условии их работы в установленной категории не менее одного года.
8. Изменение категории таможни допускается не более чем на одну ступень.
9. Установление категории создаваемым таможенным постам осуществляется приказами ФТС России с учётом их структуры и рекомендаций ОСК ФТС России, изменение их категории - приказами ФТС России с учётом их структуры.

II. Методическая основа установления категории таможенным органам

10. Порядок установления категории РТУ и таможенным постам определяется Положением, таможням - Положением и методикой установления категории таможням Российской Федерации.
11. Основой для изменения категории РТУ и таможням являются результаты их работы по основным направлениям деятельности с учетом их специализации, характеристики регионов их деятельности, условий службы и других факторов.
12. Информационной базой для изменения категории являются базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и ежегодные формы статистической отчетности таможенных органов перед ФТС России.
13. Категория устанавливается таможне на основании анализа следующих показателей:
1) особенности региона деятельности (его площадь, полный или неполный охват территории субъекта Российской Федерации, промышленный и торговый потенциал, количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), направления товаропотоков);
2) особенности структуры таможенного органа и таможенной инфраструктуры в регионе его деятельности (количество подчинённых таможенных постов, их специализация, количество и характеристики пунктов пропуска);
3) штатная численность и сменность в работе;
4) специализация таможенного органа (установленная в соответствии со статьей 402 Таможенного кодекса Российской Федерации), а также специфика его деятельности (оформление физических либо юридических лиц, преобладание товаров определенной номенклатуры, торгово-промышленная ориентация субъектов ВЭД в регионе деятельности - преобладание экспорта или импорта, определенных видов транспорта, на котором перемещается товар).
14. При изменении категории таможни помимо перечисленных в пункте 13 учитываются следующие показатели:
1) деятельность за первые три квартала текущего года и IV квартал предыдущего года, а также за предшествующий этому период такой же продолжительности, с учётом напряженности деятельности (интенсивности труда и эффективности деятельности);
2) состояние работы по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, по выявлению каналов и возможных направлений незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, боеприпасов и других товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

III. Категория таможенных органов

15. РТУ устанавливают:
1) высшую категорию:
а) РТУ, регионом деятельности которых является многоотраслевой промышленный регион, включающий территории нескольких субъектов Российской Федерации со значительным объемом ВЭД, развитой промышленной и транспортной инфраструктурой, и которые вносят существенный вклад в пополнение федерального бюджета;
б) специализированным РТУ.
2) 1-ю категорию - РТУ, не удовлетворяющим условиям, при которых устанавливается высшая категория.
16. Предельные специальные звания по должностям сотрудников в РТУ в зависимости от его категории устанавливаются согласно таблице 1.
Таблица 1

Предельные специальные звания по должностям сотрудников в РТУ

ДолжностьПредельные специальные звания в РТУ
высшей категории1-й категории
Начальник управленияГенерал-полковник таможенной службы* генерал-лейтенант таможенной службы* генерал-майор таможенной службы*Генерал-лейтенант таможенной службы*, генерал-майор таможенной службы*
Первый заместитель начальника управленияГенерал-лейтенант таможенной службы*, генерал-майор таможенной службы*Генерал-майор таможенной службы*
Заместитель начальника управленияГенерал-майор таможенной службы*, полковник таможенной службыГенерал-майор таможенной службы*, полковник таможенной службы
Начальник службы, первый заместитель начальника службы, заместитель начальника службыПолковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Начальник отдела, заместитель начальника отделаПолковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Начальник отделенияПолковник таможенной службыПодполковник таможенной службы
Главный инспекторПодполковник таможенной службыПодполковник таможенной службы
 высшей категории1-й категории
Ведущий инспекторМайор таможенной службыМайор таможенной службы
Старший инспекторМайор таможенной службыКапитан таможенной службы
ИнспекторКапитан таможенной службыСтарший лейтенант таможенной службы


* Устанавливаются указом Президента Российской Федерации.

17. Таможням устанавливают:
1) высшую категорию:
а) пограничным1 и внутренним2 таможням, которые расположены в крупных населенных пунктах с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой, со значительным количеством участников ВЭД, с широкой номенклатурой перемещаемых товаров и значительным объёмом товарооборота, в которых преобладает завершённое3 таможенное оформление и которые вносят существенный вклад в пополнение федерального бюджета и имеют в своем подчинении не менее трёх таможенных постов;

1 Пограничный таможенный орган - таможенный орган, в регион деятельности которого входят сухопутные, морские, речные и озерные участки Государственной границы Российской Федерации, на которых имеются установленные в соответствии с действующим порядком функционирующие пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2 Внутренний таможенный орган - таможенный орган, в регион деятельности которого либо не входят сухопутные, морские, речные и озерные участки Государственной границы Российской Федерации, либо на таких участках отсутствуют установленные в соответствии с действующим порядком и функционирующие пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также и таможенный орган, в регионе деятельности которого все имеющиеся функционирующие пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации являются авиационными либо действуют по упрощённому порядку.
1 Завершённое таможенное оформление - выпуск товаров и транспортных средств с применением грузовой таможенной декларации (ГТД) в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также оформление товаров и транспортных средств с применением таможенного приходного ордера (ТПО), не требующее последующей перевозки товаров под таможенным контролем.


б) оперативным таможням, подчинённым РТУ высшей категории.
2) 1-ю категорию:
а) пограничным и внутренним таможням, регион деятельности которых целиком охватывает территорию субъекта Российской Федерации, которые расположены в его административном центре (столице), характеризуются значительным объёмом завершённого таможенного оформления товаров и транспортных средств и имеют в своем подчинении не менее трёх таможенных постов;
б) таможням, непосредственно подчинённым ФТС России;
в) оперативным таможням, подчинённым РТУ 1-й категории.
3) 2-ю категорию:
а) пограничным таможням, в деятельности которых преобладает незавершенное1 таможенное оформление;
б) внутренним таможням, в регион деятельности которых входит полностью либо частично территория субъекта Российской Федерации, которые расположены в его административном центре (столице) либо в населённых пунктах республиканского (областного, краевого, окружного) подчинения, а также таможням, в регионе деятельности которых в основном расположены предприятия с большими объемами экспорта и с незначительными объемами импорта.
18. Предельные специальные звания по должностям сотрудников в таможне в зависимости от ее категории устанавливают согласно таблице 2.

1 Незавершенное таможенное оформление - таможенное оформление товаров при помещении их под процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита.

Предельные специальные звания по должностям сотрудников в таможне

ДолжностьПредельные специальные звания в РТУ
высшей категории1-й категории2-й категории
Начальник таможниГенерал-лейтенант таможенной службы*, генерал-майор таможенной службы*Генерал-майор таможенной службы*, Полковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Первый заместитель начальника таможниПолковник таможенной службыПолковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Заместитель начальника таможниПолковник таможеннойслужбыПолковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Начальник службы, заместитель начальника службыПолковник таможенной службыПолковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Начальник отдела, заместитель начальника отделаПолковник таможенной службыПолковник таможенной службыПодполковник таможенной службы
Начальник отделенияПодполковник таможенной службыПодполковник таможенной службыПодполковник таможенной службы
Главный инспекторПодполковник таможенной службыПодполковник таможенной службыМайор таможенной службы
Ведущий инспектор Майор таможенной службы Майор таможенной службы Майор таможенной службы
Старший инспектор Капитан таможенной службы Капитан таможенной службы Капитан таможенной службы
Инспектор Старший лейтенант таможенной службы Старший лейтенант таможенной службы Старший лейтенант таможенной службы


Устанавливаются указом Президента Российской Федерации.

19. Если в одном субъекте Российской Федерации расположено несколько таможен, . то таможни, расположенные в населённых пунктах республиканского (областного, краевого, окружного) подчинения, не могут иметь категорию выше, чем таможня, расположенная в административном центре (столице) субъекта Российской Федерации.
20. Таможенным постам присваивают:
1) 1-ю категорию:
а) таможенным постам, которые имеют в своей структуре не менее двух отделов;
б) таможенным постам со статусом юридического лица.
2) 2-ю категорию - таможенным постам, не удовлетворяющим условиям, при которых устанавливается 1-я категория.
21. Специальные звания по должностям сотрудников (кроме должностей начальника таможенного поста и заместителей начальника таможенного поста) на таможенных постах всех категорий устанавливают в соответствии с категорией таможни, которой непосредственно подчинены данные таможенные посты, а на таможенных постах, подчиненных непосредственно РТУ, - соответственно специальным званиям сотрудников таможен 2-й категории.
22. Предельные специальные звания по должностям начальника таможенного поста и заместителей начальника таможенного поста в в зависимости от его категории устанавливают согласно таблице 3.

Таблица 3

Предельные специальные звания по должности начальника таможенного поста и по должности заместителя начальника таможенного поста

ДолжностьПредельные специальные звания по должности сотрудника на таможенном посте
1-й категории2-й категории
Начальник постаПолковник таможенной службыПолковник таможенной службы
Заместитель начальника постаПолковник таможенной службыПодполковник таможенной службы


23. Некоторым таможенным органам в связи с особыми условиями службы (значительный объем работ, сложная оперативная обстановка, объявленйе чрезвычайного положения в регионе деятельности таможенного органа, осуществление таможенного контроля на территории особой экономической зоны, стихийные бедствия и др.), а также с учетом 12 специализации может быть установлена категория на одну ступень выше категории, определяемой в соответствии с условиями, указанными в пунктах 15, 17, 19 и 20 Положения.
При низкой загруженности и незначительных объемах работ таможенному органу может быть установлена категория на одну ступень ниже категории, определяемой в соответствии с условиями, указанными в пунктах 15, 17, 19 и 20 Положения.

IV. Порядок изменения категории таможенных органов

24. Предложения об изменении категории РТУ и таможен для рассмотрения на заседании ОСК ФТС России готовит Главное организационно-инспекторское управление ФТС России.
25. Предложения об изменении категории РТУ и таможен для рассмотрения на заседании коллегии ФТС России готовит ОСК ФТС России в соответствии с порядком, установленным Положением об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России.
26. Предложения об изменении категории таможенного поста РТУ или таможня, непосредственно подчиненная ФТС России, представляют в Главное организационно-инспекторское управление ФТС России с приложением копии приказа РТУ или таможни, в соответствии с которым изменена структура таможенного поста. Категория таможенного поста может быть изменена, если в соответствии с порядком, установленным Положением об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, изменена его структура и такое изменение структуры таможенного поста влияет на его категорию.

V. Порядок приравнивания учреждений, находящихся в ведении ФТС России, к таможенным органам

27. Для присвоения специальных званий по должностям сотрудников в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, последние приравниваются к таможенным органам Российской Федерации в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Приравнивание учреждений, находящихся в ведении ФТС России, к таможенным органам

Учреждение, находящееся в ведении ФТС РоссииТаможенный орган, к которому приравнивается учреждение, находящееся в ведении ФТС России
Российская таможенная академияРТУ высшей категории
ГНИВЦ ФТС России, филиал Российской таможенной академииРТУ 1-й категории
Лечебно-оздоровительное учреждение, Медицинское учреждение Таможня 2-й категории


И.о. начальника Главного организационно-инспекторского управления
В.В. Ивин

Приложение 2
к приказу ФТС России

от 25.08.2006 812

I. Показатели, используемые при выработке предложений об установлении категорий таможням

1. При выработке предложений об установлении категорий таможням используются следующие сравнительные показатели:
1) показатели, характеризующие сравнительную напряженность деятельности таможен:
а) число товарных партий, оформленных по грузовым таможенным декларациям1 (ГТД), NГТД;
б) число наименований товаров в ГТД, принятых к оформлению ;
в) число принятых к оформлению деклараций таможенной стоимости (ДТС ;
г) число оформленных корректировок таможенной стоимости (КТС), N КTC;
д) число оформленных транзитных деклараций2 (ТД), NГТД;
е) число оформленных книжек МДП, N МДП;
ж) число оформленных таможенных приходных ордеров (ТПО), NТПО
з) число оформленных добавочных листов ТПО, NДТПО;

' Учитываются ГТД, поданные на бланке установленной формы "Грузовая таможенная декларация (ТД1)", и таможенные декларации, поданные в электронной форме.
2 Учитываются транзитные декларации, оформленные на бланке установленной формы, транзитные декларации, представленные в форме электронного документа, транспортные (перевозочные) документы, составляющие основу транзитной декларации, которые учтены в соответствующих журналах регистрации транзитных деклараций в таможенном органе отправления.

и) число оформленных удостоверений ввоза транспортного средства (УBTC),N УВТС;
к) число оформленных паспортов транспортного средства (ПТС), N ПТC;
л) число оформленных паспортов шасси транспортного средства (ПШТС), N ПШТС;
м) число оформленных паспортов самоходной машины (ПСМ), N ПСМ;
н) число физических лиц, проследовавших через таможенную границу в регионе деятельности данной таможни, ;
о) общая штатная численность должностных лиц таможни (включая подчиненные ей таможенные посты), единиц;
п) число всех зафиксированных контрактодержателей, NKBP;
р) число зафиксированных контрактодержателей, место государственной регистрации которых находится в регионе деятельности таможни, NKCP;
с) число возбужденных дел об административных правонарушениях; т) число возбужденных уголовных дел;
у) число проведенных таможенных ревизий (в общей и специальной формах);
2) показатели, характеризующие результативность деятельности таможен:
а) внешнеторговый оборот оформленных товаров, учитываемый в статистике внешней торговли (в тоннах и в долларах США);
в) сумма начисленных таможенных пошлин и налогов (акциз, налог на добавленную стоимость), взимание которых возложено на таможенные органы, рублей;
г) сумма уплаченных и подлежащих перечислению в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов (акциз, налог на добавленную стоимость), взимание которых возложено на таможенные органы, рублей;
д) сумма уплаченных таможенных сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (за исключением средств от реализации конфискатов и платежей, указанных в подпункте "г" настоящего пункта), рублей.
2. Источником значений показателей, указанных в пункте 1, являются формы статистической отчетности таможенных органов перед ФТС России, а также базы данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.
3. В основу установления категорий таможням положены не абсолютные значения показателей деятельности таможен, а соотношение показателей для таможен, имеющих одну категорию. Результаты такого сравнения по нескольким показателям являются достаточно объективными, поскольку по закону больших чисел частные погрешности и неточности нивелируются.
II. Определение напряженности деятельности таможен
4. Напряженность деятельности таможни характеризуется показателем "сравнительная напряженность деятельности" (Nснд), рассчитываемым по формуле:
Nснд= Nуд+Nфл+Nфл+N

Nуд=Nгтд+Nнт+Nит+Nдтс х Nдтс+Nктс х Nктс+Nтд х (Nтд+Nмдп)+Nтпо х Nтпо+Nдтпо х Nдтпо+Nувтс х Nувтс+Nптс х (Nптс+Nпштс)+Кпсм х Nпсм

где: Nуд - число условных документов;
Кфл - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления физических лиц и ГТД, КФЛ = 0,01.
Кнт - коэффициент повышения трудоемкости таможенного оформления при проверке сведений о товарах нескольких наименований, Кнт = 0.25;
Кдтс - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления ДТС и основного листа ГТД, Кдтс= 0,15;
Кктс - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления КТС и основного листа ГТД, Кктс = 0,4;
Ктд - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления транзитной декларации (книжки МДП) и ГТД, Ктд= 0,1;
Ктпо _ коэффициент сравнительной трудоемкости оформления основного листа ТПО и ГТД, Ктпо =0,5;
Кдтпо - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления добавочного листа ТПО и ГТД, Кдтпо = 0,15;
Кувтс - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления УВТС и ГТД, KУВТС =0,11;
Кптс - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления ПТС (ПШТС)и ГТД,Кптс = 0,1;
Кпсм - коэффициент сравнительной трудоемкости оформления ПСМ и ГТД, Кпсм =0,05.
5. Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является ГТД, в связи с чем значения коэффициентов в формуле (2), характеризующих сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно ГТД, принимаются меньше единицы.

III. Определение показателей инспекционной деятельности таможен

5. Инспекционная деятельность таможен характеризуется показателем "число условных таможенных ревизий" (Nутр), рассчитываемым по формуле:

Nутр=Nотр+Kстр x Nстр

где: NОТР - число проведенных общих таможенных ревизий;
NCTP - число проведенных специальных таможенных ревизий;
КСТР - коэффициент сравнительной трудоемкости проведения общей и, специальной таможенных ревизий, Кстр = 20.

IV. Определение показателей правоохранительной деятельности таможен

8. Для наиболее полного отражения деятельности таможен необходимо учитывать и результативность их правоохранительной деятельности путем использования следующих показателей:
1) число возбужденных дел об административных правонарушениях;
2) число возбужденных уголовных дел.
При этом в расчете и при сравнительном анализе число возбужденных дел об административных правонарушениях и уголовных дел суммируются в единый показатель правоохранительной деятельности.

V. Определение показателен внешних условий деятельности таможен

9. Одной из важных характеристик деятельности таможен является число постоянных участников ВЭД - контрактодержателей, товары которых предъявлялись к таможенному оформлению.
10. Постоянство участника ВЭД определяется декларированием в таможне пяти партий товаров.
Данный показатель отражает сложность и многосторонность деятельности таможни. Очевидно, что осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых различными видами транспорта на всём пути их перевозки (от отправителя к получателю), помещаемых под различные таможенные режимы, проведение проверки большого числа контрактов, которые заключены на различных условиях, на предмет соответствия условий контракта требованиям валютного законодательства, правильности выбора метода определения таможенной стоимости и определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, а также другие параметры в конечном счете приводят к увеличению напряженности деятельности таможни и способствуют повышению профессионализма её должностных лиц.
11. Число контрактодержателей, место государственной регистрации которых находится в регионе деятельности данной таможни, отражает наличие устойчивой основы для развития таможни независимо от ситуации в других регионах Российской Федерации.
12. Показатель "число контрактодержателей" (NK) рассчитывается по формуле:
где: Nкдр - число контрактодержателей, место государственной регистрации которых находится в регионах деятельности других таможен;
Ккдр - коэффициент, характеризующий наличие устойчивой основы для прогрессирующего развития таможни, Ккдр= 0,5.

VI. Определение показателей эффективности деятельности таможен

14. При выборе критерия эффективности деятельности таможенных органов необходимо учитывать, что на значения таможенных платежей влияют следующие факторы:
1) масштабы и структура внешнеэкономической деятельности (в первую очередь - объемы экспорта и импорта и их соотношение);
2) уровень таможенного налогообложения (величины ставок таможенных пошлин и налогов);
3) принадлежность партнеров России по ВЭД к дальнему и ближнему зарубежью, странам развитым или развивающимся - то, что можно обозначить как географическая структура ВЭД;
4) преференции и льготы, установленные Правительством Российской Федерации, федеральными законами и международными обязательствами Российской Федерации.
15. Сумма таможенных платежей является главным и определяющим финансовым результатом деятельности таможенных органов.
При этом следует раздельно учитывать сумму начисленных и уплаченных таможенных платежей, так как разность между начисленными и уплаченными таможенными платежами отражает сумму условно начисленных таможенных платежей, что зависит в том числе и от географической структуры вэд.
16. Таможенные пошлины и налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, включают:
1) таможенные пошлины (ввозная таможенная пошлина, специальная пошлина, антидемпинговая пошлина, компенсационная пошлина, вывозная таможенная пошлина);
2) налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
3) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
17. Показателем, отражающим экономическую эффективность деятельности таможенных органов, являются и таможенные платежи за услуги, предоставляемые таможенными органами участникам ВЭД, а также иные платежи.
Данный показатель включает:
1) таможенные сборы за таможенное оформление;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение;
4) плата (в процентах) за предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей;
5) штрафы, взыскание которых возложено на таможенные органы;
6) платежи, взимаемые с физических лиц;
7) средства от реализации залога, пени и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы.

VII. Порядок проведения сравнительного анализа деятельности таможен

18. Из общего списка исключаются таможни, отличающиеся от остальных ярко выраженной специализацией (оперативные и тыловые таможни).
Полученные для каждой таможни значения показателей напряженности деятельности, внешних условий деятельности, инспекционной, и правоохранительной деятельности, экономической эффективности деятельности и общей штатной численности сравнивают в рамках таможен одной категории. Кроме того, значения показателей сравнивают с их значениями в предыдущем отчетном периоде. По результатам сравнения, анализа всех перечисленных показателей и характеристик за определенный период времени, если эти результаты свидетельствуют о постоянном росте (понижении) учитываемых показателей (в текущем и предыдущем периодах), выносится предварительное решение о понижении или о повышении её категории.
19. Ниже приведена последовательность проведения сравнительного анализа.
1) Сравниваемые показатели группируются по таможням одной категории.
2) Вычисляются условные границы перехода от таможен одной категории к таможням другой категории по конкретному показателю по формуле: Для таможен высшей и второй категорий соответственно верхняя и нижняя условные границы не вычисляются.
3) Строится гистограмма, на которую-наносятся значения изучаемого показателя для таможен данной категории и условные границы перехода, от таможен данной категории к таможням более высокой и более низкой категорий.
4) На основании гистограммы по изучаемому показателю для каждой таможни делается одно из следующих заключений:
а) таможня соответствует уровню таможен своей категории;
б) таможня соответствует уровню таможен более высокой категории;
в) таможня соответствует уровню таможен более низкой категории.
5) Заключения, сделанные для каждой из таможен, отражаются на итоговой гистограмме, образец которой приведен ниже.

Результат сравнительного анализа деятельности таможни

за период с года по года.

Таможня
Существующая категория
Подчинённость
(ФТС России или региональное таможенное управление)

23 - таможня соответствует уровню таможен своей категории;
1 - таможня соответствует уровню таможен более низкой категории;
1 - таможня соответствует уровню таможен более высокой категории.
6) По результатам анализа всех показателей за определенный период для каждой таможни делается вывод о возможности сохранения существующей категории или о необходимости ее изменения.
Вывод о необходимости повышения категории таможни делается, если более чем по 50 % числа исследованных показателей таможня соответствует уровню таможен более высокой категории.
Вывод о необходимости понижения категории таможни делается, если более чем по 50 % числа исследованных показателей таможня соответствует уровню таможен более низкой категории.
В остальных случаях делается вывод о сохранении категории таможни.
7) Аналогично проводится сравнительный анализ показателей в предыдущем периоде, за исключением случаев, когда результаты, достигнутые в исследуемых периодах, нельзя сопоставить из-за значительных изменений во внешних и других условиях осуществления таможенного контроля, в таможенной политике Российской Федерации.
8) По итогам сравнения выводов за исследуемый и предыдущий периоды для каждой таможни делается предварительное заключение о необходимости:
а) повышения категории - если за оба исследованные периода сделан вывод о необходимости повышения категории;
б) понижения категории - если за оба исследованные периода сделан вывод о необходимости понижения категории;
в) сохранения категории - во всех остальных случаях.
9) Для подготовки окончательного заключения проводится анализ других показателей, указанных в Положении об установлении категории таможенным органам Российской Федерации.
10) Необходимость понижения категории таможни может быть обусловлена следующими факторами:
а) регион деятельности охватывает часть территории субъекта Российской Федерации;
б) основой оформляемого внешнеторгового оборота является ограниченная номенклатура товаров;
в) в структуре внешнеторгового оборота (в стоимостном выражении) экспорт значительно (на 75 % и более) превышает импорт;
11) Необходимость повышения категории таможни может быть обусловлена следующими факторами:
а) в регионе деятельности дополнительно открыто (со времени предыдущего установления категории) не менее трех пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
б) в структуру таможни дополнительно включено (со времени предыдущего установления категории) не менее трех таможенных постов 1-й категории;
в) значительный (не менее 5% суммарного показателя по всей таможенной системе) вклад в доход федерального бюджета;
г) число таможенных постов, складов временного хранения и таможенных складов в регионе деятельности значительно выше, чем в других таможнях той же категории;
д) наличие специализации таможни и подчиненных ей таможенных постов (установленная правовыми актами ФТС России компетенция по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида).
12) Если на основании анализа всех перечисленных показателей и факторов делается вывод о необходимости изменения категории таможни, соответствующее предложение вносится на рассмотрение Организационно- структурной комиссии ФТС России в соответствии с порядком, определенным Положением об установлении категории таможенным органам Российской Федерации и Положением об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России.

И.о. начальника Главного организационно-
инспекторского управления
В.В. Ивин