Приказ ФТС РФ № 177 от 2004-10-20 00:00:00

Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой

В целях совершенствования организационной структуры ФТС России и в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации от 21.08.2004 429,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой (приложение).
2. Признать утратившим силу приказы ГТК России от 08.04.2002 343дсп Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой и от 01.07.2003 717дсп О внесении изменений в Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой .
3. Заместителю руководителя ФТС России Н.А. Волобуеву осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Руководитель службы
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов

Приложение приказу
ФТС России
от 20.10.2004 177

Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой

I. Общие положения

1. Главное управление по борьбе с контрабандой (далее - Главное управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной таможенной службы, осуществляющим специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями, дознание и проведение неотложных следственных действий по которым отнесено к компетенции таможенных органов (далее -преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов), а также по выявлению и пресечению административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов и осуществляющим оперативно-разыскную деятельность.
2. Главное управление может осуществлять иные функции в соответствии ус тановленной сферой деятельностью, если такие функции предусмотрены федеральны ми конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительст ва Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономи ческого развития и торговли Российской Федерации, правовыми актами Федеральной таможенной службы.
3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституци ей Российской Федерации, федеральными конституционными законами, феде ральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федера ции, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Рос сийской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением о Главном управлении по борьбе с контрабандой (далее - Положение).
4. Структура и штатная численность сотрудников Главного управления утвер ждает руководитель Федеральной таможенной службы.
5. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, кото рый подчиняется руководителю ФТС России и его заместителю, курирующему Глав ное управление.
6. Начальник Главного управления имеет в подчинении первого заместителя начальника Главного управления и четырех заместителей начальника Главного управ ления.
7. Начальник Главного управления и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.
8. В отсутствие начальника Главного управления общее руководство Главным управлением осуществляет его первый заместитель, а в случае его отсутствия -один из заместителей начальника Главного управления.
9. Для замещения должностей Главного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предъявляются следующие квалификационные требования:
- должностям первого заместителя и заместителя начальника Главного управления - наличие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных орга нах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;
- должности начальника службы Главного управления - наличие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в та моженных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужаще го, в должности государственного служащего;
- должности заместителя начальника службы, заместителя начальника службы - начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника отдела, начальника отделения Главного управления - наличие высшего профессиональ ного образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;
- должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам, опер уполномоченного по особо важным делам, старшего оперуполномоченного на личие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего.
10. Начальник Главного управления назначается на должность и освобождается от должности приказом ФТС России, первый заместитель начальника Главного управления и заместители начальника Главного управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказом ФТС России по представлению начальника Главного управления.
11. Функциональные обязанности сотрудников Главного управления регламентируются должностными инструкциями, разработанными и утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
12. Деятельность Главного управления осуществляется на основе текущего и перспективного планирования оперативно-служебной деятельности, а также в соот ветствии с планами работы ФТС России.
13. Главное управление осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через специализированные таможенные органы (далее - оперативные та можни) и оперативно-разыскные подразделения таможенных органов Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, федеральными территориальными органами исполнительной власти, пра воохранительными и контролирующими органами.
14. Главное управление участвует в представлении интересов ФТС России в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъ ектов Российской Федерации, судебных органах, органах местного самоуправления, а также коммерческих и некоммерческих организациях при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию.
15. Главное управление, в соответствии с установленным ФТС России порядке обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государ ственную, банковскую, коммерческую и налоговую тайну и конфиденциальность ин формации.
16. Создание, реорганизация и ликвидация Главного управления осуще ствляется приказом ФТС России.

II. Основные задачи Главного управления

17. Обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации. Организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.
18. Осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, признаваемые законодательством Российской Федерации преступлениями, а также вы явление, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможен ных органов.
19. Осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях установления лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и международном розыске за совершенные преступления, а также при получении поручений международных право охранительных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 20. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу эко номической безопасности Российской Федерации.
21. Оперативное и методическое руководство деятельностью оперативных та можен.
22. Осуществление общего и методического руководства оперативно- розыскными подразделениями таможенных органов, контроль и координация такой деятельности в пределах компетенции Главного управления, координация оперативно- разыскной деятельности таможенных органов и контроль за ней по вопросам, отнесен- ным к компетенции Главного управления.
23. Организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Россий ской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Рос сийской Федерации и иностранных государств, а также международными правоохра нительными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управ ления.
24. Организация и (или) непосредственное оперативное сопровождение уго ловных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов.
25. Осуществление предупредительно-профилактических мероприятий, на правленных на предотвращение возможных нарушений таможенного, налогового, ад министративного и уголовного законодательства Российской Федерации со стороны участников внешнеэкономической деятельности, иных физических и юридических лиц, причастных к обороту ввозимых и вывозимых товаров.
26. Организация контроля за осуществлением таможенными органами Российской Федерации оперативно-разыскной деятельности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.
27. Осуществление правовой экспертизы и рассмотрение нормативных и правовых актов, отнесенных к компетенции ФТС России и правоохранительных органов Российской Федерации.

III. Функции Главного управления

28. Участие в пределах своей компетенции в разработке мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в части, относящей ся к таможенному делу и их реализация.
29. Главное управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- борьба с экономическими преступлениями, относящимися к компетенции таможенных органов;
- борьба с особо опасными видами контрабанды;
- борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ;
- борьба с контрабандой взрывчатых, радиоактивных веществ, радиаци онных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных уст ройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых уста новлены специальные правила перемещения через таможенную границу Россий ской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных цен ностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу;
- взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами зарубеж ных стран, а также международными правоохранительными организациями;
- организация контроля и инспектирования осуществления оперативно- разыскной деятельности таможенными органами;
- оперативно-аналитическое обеспечение оперативно-разыскной деятель ности;
- оперативно-информационное направление;
- ведение оперативно-справочных и оперативно-разыскных учетов;
- содействие другим правоохранительным органам в проведении меро приятий по борьбе с организованной преступностью, легализации доходов от пре ступной деятельности, а также мероприятий антитеррористического характера;
- выявление и пресечение административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов.
30. Главное управление может выполнять мероприятия по иным направлениям правоохранительной деятельности, необходимость в которых обусловлена оперативной обстановкой.
31. Координация и контроль за осуществлением таможенными органами Рос сийской Федерации оперативно-разыскной деятельности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.
32. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной дея тельности оперативных таможен и оперативно-разыскных подразделений таможен ных органов, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными преступлениями, отне сенными к компетенции таможенных органов, обработка поступающей информации о состоянии оперативной обстановки, в том числе путем выявления рисков соверше ния преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
33. Разработка и осуществление системы мер, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела.
34. Осуществление оперативно-разыскных мероприятий и участие в проведе нии оперативно-технических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресече нию и раскрытию контрабанды и иных преступлений, отнесенных к компетенции та моженных органов, а также выявлению и задержанию лиц, их совершивших.
35. Организация и осуществление международных, межрегиональных и иных контролируемых поставок. Осуществление координации и согласования при проведении международных межрегиональных и иных контролируемых поставок с иными органа ми, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;
36. Обобщение и анализ сложившейся практики осуществления оперативно- разыскной деятельности оперативными таможнями, оперативно-разыскными подраз делениями таможенных органов.
37. Привлечение сил и средств структурных подразделений и организаций ФТС России для проведения оперативно-разыскных мероприятий и операций по выявле нию, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере таможенного дела, а также выявлению и задержанию лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших.
38. Организация и осуществление во взаимодействии с другими правоохрани тельными органами мероприятий по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.
39. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу эко номической безопасности Российской Федерации.
40. Профилактика преступлений, отнесенных к компетенции таможенных ор ганов, и иных правонарушений в сфере таможенного дела, выявление причин и усло вий, способствующих их совершению. '
41. Организация и координация деятельности таможенных органов по оказа нию содействия иным правоохранительным органам в борьбе с международным терро ризмом.
42. Организация планирования и контроль за ходом выполнения планов, подго товкой отчетов по итогам оперативно-служебной деятельности в оперативно-разыскных подразделениях таможенных органов.
43. Организация в пределах своей компетенции разработки и исполнения про грамм, комплексных планов, проведения крупномасштабных, специальных опера ций по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, иными правонарушениями в сфере таможенного дела.
44. Участие в подготовке предложений по совершенствованию законода тельства Российской Федерации о таможенном деле. Участие в разработке и совер шенствование нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление оперативно-разыскной деятельности оперативными таможнями и оперативно-разыскными подразделениями таможенных органов.
45. Оказание методической и практической помощи в организации инфор мационно-аналитической работы в оперативных таможнях и оперативно- разыскных подразделениях таможенных органов.
46. Взаимодействие в решении возложенных на Главное управление задач с органами государственной власти Российской Федерации, правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юриди ческими лицами.
47. Обеспечение координации и взаимодействия с таможенными и правоох ранительными органами иностранных государств, международными правоохрани тельными организациями, в подготовке и проведении совместных оперативных меро приятий, организация и осуществление информационного обмена с ними оператив ными данными.
48. Контроль соблюдения законности, прав и свобод граждан при осуществле нии оперативно-разыскной деятельности должностными лицами Главного управле ния и оперативно-разыскными подразделениями таможенных органов.
49. Обеспечение своевременного рассмотрения поступающих в ФТС России предложений, заявлений, жалоб и сообщений должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
50. Обеспечение руководства ФТС России информацией по вопросам организа ции и проведения оперативно-разыскной деятельности оперативными таможнями и оперативно-разыскными подразделениями таможенных органов при осуществлении ими борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенных к компетенции та моженных органов.
51. Участие в пределах своей компетенции совместно с Управлением соб ственной безопасности в обеспечении государственной защиты сотрудников Главно го управления, их близких, а также лиц, оказывающих гласное и негласное содействие оперативно-разыскным подразделениям таможенных органов.
52. Участие в составе следственно-оперативных групп в расследованиях уго ловных дел.
53. Выполнение отдельных поручений следственных органов, органов дозна ния и прокуроров о проведении оперативно-разыскных мероприятий и процессуаль ных действий:
54. Осуществление поиска, накопления и анализа информации об оперативной обстановке в регионах деятельности таможенных органов, создание и использование централизованных оперативно-справочных учетов, собственных программных продуктов, информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения своих функций.
55. Обеспечение работы Регионального узла связи по правоохранительной ра- боте Всемирной таможенной организации по странам Содружества Независимых Госу дарств RILO-Москва .
56. Участие в согласовании назначения руководящего состава правоохрани тельных подразделений таможенных органов.
57. Оказание содействия:
- кадровым подразделениям в изучении кандидатов для приема на службу в оперативно-разыскные подразделения таможенных органов;
- руководителям таможенных органов в проведении служебных проверок по фактам совершенных сотрудниками таможенных органов правонарушений и дисцип линарных проступков, относящихся к компетенции Главного управления.
58. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации со трудников оперативных таможен и оперативно-разыскных подразделений таможен ных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
59. Организация и непосредственный прием квалификационных зачетов у со трудников Главного управления, оперативных таможен и правоохранительных под разделений таможенных органов на допуск к осуществлению оперативно-разыскной деятельности.
60. Подготовка предложений о привлечении в соответствии с установленным порядком для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления, научных и иных организаций, ученых и специалистов.

IV. Права Главного управления

61. Главное управление для решения возложенных на него задач имеет пра во:
- осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах компетенции таможенных органов оперативно-разыскную деятельность;
- использовать в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предпри ятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые по мещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие лич ность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, поме щений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих содействие таможенным органам в лице Главного управления на конфиденциальной основе;
- вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по во просам правового регулирования и осуществления деятельности Главного управ ления, в том числе предложения о создании в соответствии с установленным за конодательством Российской Федерации порядком предприятий, организаций, учреждений и подразделений, необходимых для осуществления оперативно-разыскной деятельности;
- получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных орга нов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, информацию, необходимую для выполнения задач и функций Главного управления, в том числе статистические, аналитические и другие материалы;
- взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государст венной власти Российской Федерации, правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств, международными пра воохранительными организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а так же должностными лицами и гражданами;
- участвовать в заседаниях коллегии и оперативных совещаниях ФТС России и таможенных органов при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции Главно го управления;
- реализовывать в рамках своей компетенции программы развития таможенно го дела в Российской Федерации;
- согласовывать назначение на должность и освобождение от должности на чальников оперативных таможен и их заместителей, первых заместителей начальни ков таможен по правоохранительной работе;
- привлекать для защиты экономических интересов и для борьбы с преступ лениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, должностных лиц тамо женных органов Российской Федерации;
- проводить в соответствии с утвержденными планами или по отдельным поруче ниям руководства ФТС России инспектирование деятельности подразделений таможен ных органов, осуществляющих и обеспечивающих осуществление оперативно-разыскной деятельности;
- привлекать в соответствии с установленным законодательством Россий ской Федерации порядке для проработки вопросов, отнесенных к деятельности Главного управления, специалистов других правоохранительных органов, органов федеральной исполнительной власти, научных и иных организаций, а также экс пертов и ученых;
- взаимодействовать в решении задач, возложенных на Главное управление, с органами государственной власти Российской Федерации, правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физиче скими лицами;
- пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами, иметь доступ к источникам и носителям информации, создавать собственные базы данных, необходимые для выполнения возложенных на Главное управление задач, создавать локальные информационные сети и автоматизи- рованные системы обработки данных;
- должностные лица Главного управления имеют право применять физи ческую силу, специальные средства и оружие согласно порядку, предусмотрен- ному Таможенным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами;
- согласовывать проекты организационно-штатных структур оперативных таможен и оперативно-разыскных подразделений таможенных органов;
- осуществлять работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности подразделений Главного управления.

V. Заключительные положения

62. Главное управление осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы ФТС России, планом работы Главного управления, межведом ственными и межгосударственными планами борьбы с преступностью, а также иными планами, утвержденными приказами ФТС России.
63. Начальник Главного управления:
а) руководит на принципах единоначалия деятельностью Главного управ ления;
б) организовывает, планирует, координирует и контролирует деятельность Главного управления, взаимодействие с другими подразделениями ФТС России и заинтересованными подразделениями федеральных органов исполнительной вла сти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными организациями;
в) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач и функций;
г) распределяет обязанности между своими заместителями;
д) обеспечивает подбор, расстановку кадров Главного управления и соблюде ние ими законности и служебной дисциплины;
е) создает условия для повышения профессиональной подготовки сотрудни ков, прохождения службы должностных лиц Главного управления и внедрения пере довых приемов и методов работы;
ж) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении очередных (внеочередных) специальных званий сотрудникам Главного управления, и назначении их на должность;
з) вносит предложения руководству ФТС России о поощрения должностных лиц Главного управления, наложении на них дисциплинарных взысканий и снятии ра нее наложенных дисциплинарных взысканий;
и) принимает меры по обеспечению необходимых условий труда для сотрудников Главного управления, а также их правовой и социальной защищенности;
к) утверждает планы работы служб Главного управления, положения о структурных подразделениях Главного управления и должностные инструкции сотрудников Главного управления;
л) направляет сотрудников Главного управления согласно установленному порядку в служебные командировки по Российской Федерации, вносит предложения руководству ФТС России о заграничных" служебных командировках сотрудников Главного управления;
м) подписывает документы и организовывает в пределах своей компетенции проверку их исполнения на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации;
н) имеет право представлять Главное управление в соответствии с установленным порядком в государственных органах, организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, принимать решения в соответствии с должностными обязанностями, осуществлять контроль (проверку) оперативно-разыскных подразделений таможенных органов, вести переписку с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации, а также учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;
о) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
п) утверждает в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, постановления о заведении и прекращении дел оперативного учета, документы на проведение оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий и установление отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие сотрудникам Главного управления на конфиденциальной основе, проведение предупредительно-профилактических мероприятий;
р) выносит постановления о представлении материалов оперативно-розыскной деятельности для использования в качестве доказательств в органы дознания, следствия и прокурорам по делам, находящимся в их производстве;
с) утверждает расходование выделенных финансовых средств на осуществление оперативно-разыскной деятельности.
64. Начальник Главного управления вправе делегировать отдельные предос тавленные ему полномочия подчиненным сотрудникам Главного управления.
65. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если та кие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми акта ми Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

И.о. начальника" Главного управления по борьбе с контрабандой
генерал-майор таможенной службы
И.Н. Волошенко