Приказ ФТС РФ № 179 от 2004-10-20 00:00:00

Об утверждении Положения о Главном управлении информационных технологий

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 429, и приказом ФТС России от 13.09.2004 44 Об организационно-штатных мероприятиях в центральном аппарате ФТС России ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о Главном управлении информационных технологий (приложение).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, руководителям организаций, находящихся в ведении ФТС России, довести настоящий приказ до сведения подчиненных должностных лиц.
3. Считать утратившим силу приказ ГТК России от 24.12.1999 916 Об Управлении спецтехники и автоматизации таможенных технологий .

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель службы
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов

Приложение
к приказу ФТС России
от 20.10.2004 179

. I Положение О Главном управлении информационных технологий

I.Общие положения

1. Главное управление информационных технологий (далее -Управление) является структурным подразделением ФТС России.
2. Управление обеспечивает проведение единой научно-технической политики ФТС России, а также осуществляет организационно-техническую, методическую, информационно-аналитическую деятельность по информационно-техническому обеспечению таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы).
3. Управление осуществляет в соответствии с установленным порядком разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.
4. Управление в своей деятельности руководствуется международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, Положением о Федеральной таможенной службе и правовыми актами ФТС России, а также настоящим положением.
5. Управление решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через информационно-технические подразделения таможенных органов и ГНИВЦ ФТС России.
6. Структура и штатная численность Управления утверждаются приказом ФТС России.
7. Управление возглавляет начальник, который имеет первого заместителя и заместителей. Общее руководство Управлением в отсутствие начальника осуществляет первый заместитель, а в его отсутствие - один из заместителей.
Заместитель начальника управления - руководитель службы таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (далее - Служба ТКДРМ) подчиняется непосредственно начальнику Управления, а по вопросам организации таможенного оформления и контроля за делящимися и радиоактивными материалами и опасными - отходами начальнику Главного управления организации таможенного контроля.
8. Начальник Управления назначается на должность и освобождается от - неё приказами ФТС России. Первый заместитель начальника Управления, заместители начальника Управления и другие должностные лица Управления назначаются на должность приказами ФТС России по представлению начальника Управления.
9. Должностные обязанности Управления устанавливаются должностными инструкциями, утверждаемыми в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

П. Основные задачи Управления

10. Разработка и проведение единой научно-технической политики ФТС России при создании и развитии Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов, при создании информационно-вычислительных центров, оснащении таможенных органов перспективными информационно-техническими средствами 1*.
11. Разработка, согласование и реализация основных направлений создания и развития информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.
12. Организация планирования, заказа, контроля выполнения и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) по созданию перспективных информационных таможенных технологий, компонентов и систем ЕАИС и ВИТС таможенных органов, информационно-технических средств, а также средств обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
13. Обеспечение согласования плана НИОКР ФТС России и его координации с межведомственными программами и планами работ других федеральных органов исполнительной власти в области технического оснащения и создания информационно-коммуникационных технологий и систем.
14. Разработка, реализация основных направлений интеграции информационных ресурсов ФТС России и согласование этих направлений с федеральными органами исполнительной власти.

1* Под информационно-техническими средствами подразумеваются средства информатизации, телекоммуникационное оборудование, средства связи, технические средства таможенного контроля, технические средства таможенных расследований, технические средства таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и опасными отходами, средства вычислительной техники, оборудование локальных вычислительных сетей, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.

15. Обеспечение оперативного руководства ГНИВЦем ФТС России и подразделениями информационно-технической службы таможенных органов 2*, в том числе Службой ТКДРМ 3*.
16. Разработка и реализация предложений о совершенствовании системы информационной безопасности таможенных органов.
17. Обеспечение деятельности Научно-технического совета (НТС) ФТС России.
18. Организация и координация выполнения проекта модернизации информационной системы таможенных органов, финансируемого за счет средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

III. Основные функции Управления

19. Координация разработки предложений о совершенствовании научно-технической политики ФТС России.
20. Осуществление технико-экономического обоснования, разработка и организация реализации программ оснащения таможенных органов информационно-техническими средствами. Внесение предложений руководству ФТС России об участии в их разработке заинтересованных подразделений ФТС России, таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России.
21. Технико-экономическое обоснование необходимости централизованных закупок информационно-технических средств и программного обеспечения для таможенных органов. Согласование годовых планов материально-технического оснащения таможенных органов в части информационно-технических средств.
22. Представление на тендерную комиссию ФТС России технических заключений по закупкам информационно-технических средств, средств защиты информации, программного обеспечения, услуг и работ для таможенных органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
23. Организация ввода в эксплуатацию, послегарантийного (сервисного) обслуживания, ремонта, хранения информационно-технических средств, планирования и учета ремонтно-восстановительных мероприятий, сбора и обработки информации об надежности информационно-технических средств, установления им категории и их списания, проведения

2* Информационно-техническая служба таможенных органов включает Управление, ГНИВЦ ФТС России и информационно-технические подразделения таможенных органов.
3* Служба ТКДРМ состоит из подразделений ТКДРМ ФТС России и таможенных органов (отдел (отделение) ТКДРМ таможенного органа) и составляет единую систему с двойным подчинением. Служба ТКДРМ подчиняется непосредственно начальнику Главного управления информационных технологий, а в части организации таможенною контроля ДРМ и опасных отходов - начальнику Главного управления организации таможенного контроля, а подразделения ТКДРМ таможенного органа начальнику таможенного органа или двум заместителям - по информационно-техническому обеспечению и по организации таможенного оформления и таможенного контроля.


рекламационной работы, гарантийного и авторского надзора, технического освидетельствования.
24. Организация сопровождения программного обеспечения и администрирования информационных систем и баз данных таможенных органов.
25. Контроль за оснащением таможенных органов информационно- техническими средствами, программным обеспечением, средствами защиты информации.
26. Планирование денежных средств на содержание и развитие информационно-технических средств и средств защиты информации таможенных органов, контроль за их расходованием.
27. Выполнение функций - генерального заказчика НИОКР, выполняемых в интересах развития таможенного дела в Российской Федерации.
28. Подготовка и контроль выполнения договоров о проведении:
НИОКР по созданию информационно-технических систем и средств;
работ по изготовлению установочных (опытных) партий оборудования;
работ по настройке и монтажу оборудования на объектах эксплуатации;
опытной оперативной эксплуатации;
модернизации (доработки) информационно-технических средств;
централизованного послегарантийного обслуживания и ремонта информационно-технических средств;
работ по изготовлению и закупке запасных частей и принадлежностей для систем и средств, находящихся в эксплуатации;
проектно-изыскательских работ в интересах развития ВИТС;
строительно-монтажных работ по оборудованию телекоммуникационных узлов и размещению средств связи;
аренды телекоммуникационных услуг и каналов связи.
29. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Мининформсвязи России, другими ведомствами и организациями, а также с операторами связи по вопросам обеспечения таможенных органов всеми видами связи.
30. Своевременное информирование в соответствии с установленным порядком руководства ФТС России и по его поручению федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
31. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Управления. Функциональное взаимодействие по вопросам информационно технического обеспечения с подразделениями ФТС России, таможенными органами, организациями, находящимися в ведении ФТС России.
32. Разработка предложений о создании единого информационного пространства таможенных органов стран - членов ЕврАзЭС и таможенных служб государств - участников СНГ, координация соответствующей работы.
33. Разработка и согласование со структурными-подразделениями ФТС России, заинтересованными министерствами и ведомствами основных направлений развития информационных таможенных технологий.
34. Организация разработки и согласования технологий автоматизированного информационного взаимодействия таможенных органов с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти с учетом оперативных задач подразделений ФТС России.
35. Организация разработки и реализации программ и планов создания и внедрения в практику деятельности таможенных органов современных технических средств таможенного контроля и охраны.
36. Систематический контроль функционирования информационно-технических средств, программных средств ЕАИС таможенных органов, анализ их эффективности и разработка мероприятий по их совершенствованию.
37. Разработка технических требований к составу и характеристикам информационно-технических средств, необходимых для реализации перспективных таможенных технологий.
38. Анализ перспективных направлений развития сетей и средств телекоммуникаций, разработка предложений об их применении в таможенных органах.
39. Внесение на рассмотрение руководства ФТС России предложений о рациональном использовании штатной численности таможенных органов с учетом приоритетов внедрения информационных технологий таможенного контроля и информационного обеспечения системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
40. Согласование заданий на проектирование и проектно-сметной документации строящихся и реконструируемых объектов таможенной инфраструктуры. Утверждение технических заданий на оснащение объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами.
41. Организация конфиденциальной городской, междугородной, радиоподвижной, специальной засекреченной и государственной документальной связи в интересах должностных лиц таможенных органов.
42. Разработка телефонных справочников ФТС России, таможенных органов и организация их издания. .
43. Подготовка и согласование заявок на выделение радиочастот для организации направлений и сетей радиоэлектронных средств таможенных органов.
44. Организация частотного обеспечения таможенных органов и контроля за использованием выделенного для таможенных органов частотного ресурса.
45. Организация и контроль обеспечения таможенных органов оперативной радиосвязью, сотовой радиотелефонной и пейджинговой связью.
46. Разработка предложений о планировании капитального строительства объектов ВИТС и локальных вычислительных сетей для таможенных органов. Согласование, контроль выделения и спользования финансовых средств на эти цели.
47. Подготовка технических заключений на схемы организации связи, технические задания, рабочие проекты по организации телекоммуникационных сетей.
48. Координация работ региональных таможенных управлений по организации сетей телекоммуникаций, контроль за выполнением планов и мероприятий по созданию и развитию ВИТС таможенных органов.
49. Разработка предложений об обучении должностных лиц таможенных органов в области применения информационно-технических средств, методов и средств обеспечения информационной и радиационной безопасности в практической деятельности таможенных органов, координация профессиональной подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.
50. Представление руководству ФТС России предложений об издании, отмене, изменении или о дополнении правовых актов ФТС России по вопросам, входящим в компетенцию -Управления. Разработка проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и правовых актов ФТС России определяющих порядок: заказа, приемки и реализации результатов НИОКР;
сертификации и аттестации информационного и программного обеспечения ЕАИС таможенных органов, информационно-технических средств;
организации эксплуатации и ремонта информационно-технических средств;
организации метрологического обеспечения таможенных органов;
применения современных информационных таможенных технологий и информационно-технических средств при проведении таможенного контроля;
обеспечения радиационной безопасности;
обеспечения информационной безопасности таможенных органов;
предоставления льгот за работу во вредных условиях.
51. Согласование проектов нормативных правовых актов и иных документов, подготавливаемых структурными подразделениями ФТС России по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
52. Координация деятельности структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам организации и проведения научно-технической политики и обеспечение единых подходов к их решению.
53. Координация и контроль деятельности по защите информации в региональных таможенных управлениях и таможнях, контроль эффективности проводимых в таможенных органах мероприятий и технических мер по защите информации.
54. Организация проведения специальных проверок и исследований основных и вспомогательных технических средств обработки информации ограниченного доступа в структурных подразделениях ФТС России.
55. Организация учета и контроля радиоактивных материалов в рамках систем государственного учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
56. Информационная поддержка таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, опасными отходами и другими товарами из контролируемых списков.
57. Подготовка проектов профилей риска, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов.
58. Организация таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов в соответствии с лицензией Госатомнадзора России и Общим положением о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. 59. Организация эксплуатации радиационных источников,
содержащих радиоактивные вещества, и ведомственный контроль радиационной безопасности в таможенных органах при обращении с радиоактивными веществами, приборами или аппаратурой, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
60. Обеспечение единства и требуемой точности измерений, метрологический контроль и надзор в таможенных органах.
61. Организация стандартизации, унификации и сертификации разрабатываемых и заказываемых информационно-технических средств.
62. Участие в международном сотрудничестве по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
63. Организация мер и правил техники безопасности при эксплуатации информационно-технических средств в таможенных органах и контроль за их соблюдением.
64. Выполнение функций рабочего органа по реализации программы сотрудничества ФТС России и Министерства энергетики США Вторая линия защиты .
65. Организация планирования работы НТС ФТС России, подготовка заседаний НТС и контроль за выполнением его решений, анализ эффективности его работы.
66. Разработка и согласование со структурными подразделениями ФТС России организационно-технических документов о реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов.
67. Выполнение функций рабочего органа Управляющего совета по проекту модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, организация взаимодействия по вопросам его реализации с Минэкономразвития России, Минфином России и МБРР.
68. Контроль за деятельностью таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам укрепления и развития информационно - технической базы, по другим направлениям работы в соответствии с основными задачами и функциями Управления.
69. Обобщение и реализация передового отечественного и зарубежного опыта информатизации таможенного дела. Участие в разработке предложений о совершенствовании технологий таможенного оформления и контроля на основе внедрения информационных технологий и информационно-технических средств.
70. Участие в совершенствовании структуры таможенных органов и системы управления ими в соответствии с требованиями и приоритетами внедрения в процесс таможенного оформления ти таможенного контроля современных информационно-коммуникационных технологий, систем и информационно-технических средств.
71. Планирование, организация и контроль выполнения мероприятий по развитию ВИТС. Организация технического обеспечения связи.
72. Координация работ по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов таможенных органов в области применения информационных таможенных технологий и программных средств ЕАИС и ВИТС таможенных органов, защиты информации и информационно- технических средств.
73. Подготовка предложений о совершенствовании нормативной базы информационно-технического обеспечения таможенных органов.
74. Организация таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов (совместно с Главным управлением организации таможенного контроля).
75. Организация работ при применении системы управления рисками в соответствии с действующими правовыми актами ФТС России.
76. Организация метрологического обеспечения таможенных органов.

IV, Права Управления

77. Управление для выполнения возложенных задач и функций имеет право:
- разрабатывать в пределах своей компетенции проекты правовых актов;
- запрашивать у таможенных органов и подразделений ФТС России необходимую информацию;
- направлять в таможенные органы рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- вносить на рассмотрение руководства ФТС России предложения по вопросам, входящим в его компетенцию;
- участвовать в согласовании документов по вопросам, входящим в его компетенцию;
пользоваться в соответствии с установленным порядком информационными системами и электронными базами данных ФТС России, создавать собственные базы данных;
- запрашивать необходимые документы и сведения у осударственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности, а также у должностных лиц и граждан;
привлекать для оказания содействия таможенным органам специалистов государственных контролирующих органов, организаций, а также независимых экспертов;
- назначать и проводить по вопросам, входящим в его компетенцию проверки деятельности таможенных органов, организовывать и проводить проверки соответствия установленным требованиям информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, используемых участниками ВЭД для таможенных целей;
- участвовать в работе комиссий (рабочих, государственных, межведомственных) по приемке в эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры;
- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности.

V. Заключительные положения

78. Начальник Управления:
- руководит на принципах единоначалия деятельностью Управления;
- принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России и в оперативных совещаниях руководства ФТС России при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- подписывает документы распорядительного характера по вопросам организаций деятельности Управления;
подписывает (утверждает) на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минэкономразвития России, Минфина России, правовых актов ФТС России в пределах компетенции Управления правовые акты и документы, . организовывает проверку их исполнения;
- представляет руководству ФТС России согласно установленному порядку предложения о присвоении специальных званий - и квалификационных разрядов должностным лицам Управления;
- представляет руководству ФТС России согласно установленному . порядку предложения о наложении взысканий на должностных лиц Управления, снятия с них ранее наложенных взысканий и об их поощрении;
- представляет Управление в государственных органах;
- вносит предложения руководству ФТС России о заграничных служебных командировках должностных лиц Управления;
- утверждает положения об отделах Управления;
- создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Управления и внедрения передовых приемов и методов работы;
- обеспечивает соблюдение должностными лицами Управления законодательства о труде, требований должностных инструкций, правил внутреннего распорядка;
- принимает необходимые меры по обеспечению необходимых условий труда для должностных лиц Управления, а также их правовой и социальной защищенности;
- осуществляет - другие функции, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами ФТС России.
79. Руководство метрологическим обеспечением осуществляет Главный метролог ФТС России.

Начальник Главного управления информационных технологий
генерал-лейтенант таможенной службы
Л.М. Ухлинов