Об операциях с временно вывезенными морскими (речными) судами
В целях обеспечения единого подхода к применению положений главы 22
Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного
оформления и осуществлении таможенного контроля морских (речных) судов,
временно вывезенных с таможенной территории России в качестве
транспортных средств, разъясняем следующее.
Как следует из пункта 2 ст. 276 ТК России, в случае, если временно
вывезенное судно подвергалось за пределами таможенной территории России
операциям по переработке, отличным от перечисленных в пункте 1 данной
статьи операций, то при обратном ввозе судна на таможенную территорию
России в отношении него применяется частичное освобождение от уплаты
таможенных пошлин и налогов применительно к порядку, предусмотренному ст.
207 ТК России в отношении взимания таможенных пошлин и налогов при ввозе
продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне
таможенной территории.
Следовательно, одна из задач, стоящих перед таможенными органами в
процессе таможенного контроля за временно вывезенными судами, заключается
в выявлении случаев проведения за пределами таможенной территории России
операций с судами, отличных от перечисленных в п. 1 ст. 276, и взимании в
каждом таком случае таможенных пошлин и налогов в установленном порядке.
Порядок проведения технического обслуживания и ремонта технических
изделий, в т.ч. морских и речных судов, регламентируется изготовителями в
эксплуатационной документации (инструкциях по техническому обслуживанию и
ремонту). В технической документации допускается использование только
стандартизованных терминов, относящихся к техническому обслуживанию и
ремонту изделий, которые установлены ГОСТами.
В то же время операции, перечисленные в п. 1 ст. 276 ТК России, не
поименованы в соответствии с ГОСТами, поэтому в случае установления
таможенными органами фактов совершения операций с временно вывезенными
судами представляется затруднительным сделать вывод о том, относятся ли
такие операции к тем, что перечислены в названной статье ТК России.
В связи с изложенным представляется целесообразным определить, какие
же поименованные в ГОСТах операции по техническому обслуживанию и ремонту
подпадают под описание операций, содержащееся в п. 1 ст. 276 ТК России.
В названной статье ТК России перечислены операции следующих видов:
1) операции по ремонту, техническому обслуживанию и другие подобные
операции, необходимые для обеспечения сохранности и эксплуатации
транспортного средства, а также поддержания его в состоянии, в котором
оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
2) операции по ремонту, осуществляемые бесплатно в силу закона или
договора;
3) операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые
для восстановления судна после его повреждения вследствие аварии или
действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной
территории России.
Под ремонтом судна в соответствии с ГОСТом 24166-80 "Ремонт судов.
Термины и определения" понимается комплекс мероприятий по восстановлению
исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал
времени.
Исправное и работоспособное состояния являются видами технического
состояния судна. Техническое состояние судна - это совокупность
изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической
документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных
характеристик в данный момент времени.
Ремонт судна связан с восстановлением плавучести, ходкости,
управляемости, остойчивости, прочности и других свойств судна.
Прежде всего, необходимо остановиться на таких определенных ГОСТом
24166-80 видах ремонта судна, как текущий ремонт, средний ремонт и
капитальный ремонт.
Под текущим ремонтом судна понимается ремонт судна, выполняемый для
поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных
пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся
элементов.
Под средним ремонтом судна понимается ремонт судна, выполняемый для
восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных
значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной
номенклатуры.
Капитальный ремонт судна - ремонт судна, выполняемый для
восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений,
близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов
судна, включая базовые.
Из данных видов ремонта к операциям первого вида, перечисленным в п.
1 ст. 276 ТК России, можно отнести текущий ремонт и средний ремонт.
Относительно капитального ремонта необходимо отметить следующее. В
пункте 1 ст. 276 ТК России в качестве одного из признаков операций
первого вида указано, что данные операции необходимы для поддержания
судна в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под
таможенный режим временного вывоза. Следовательно, если до помещения под
таможенный режим временного вывоза судно уже находилось в эксплуатации и
его технико-эксплуатационные характеристики отличались от построечных, то
в случае проведения капитального ремонта судно приобретет характеристики,
близкие к построечным, т.е. не совпадающие с теми, которые оно имело на
день помещения под указанный таможенный режим. Исходя из указанного
критерия, капитальный ремонт не может быть отнесен к операциям первого
вида, указанным в п. 1 ст. 276 ТК России.
Исходя из ГОСТа 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта
техники. Термины и определения", под техническим обслуживанием судна
следует понимать комплекс операций или операцию по поддержанию
работоспособности или исправности судна.
Содержание и периодичность операций, которые подлежат выполнению при
проведении технического обслуживания судна, регламентируются
заводом-изготовителем в эксплуатационной документации.
Так, например, инструкцией по техническому обслуживанию судового
дизельного двигателя ДКРН-4 российского производства регламентированы
ежедневное, ежемесячное, ежегодное техническое обслуживание, техническое
обслуживание N 1, 2, 3, 4, 5, ТО-1, ТО-2 и т.д. Техническое обслуживание
судового дизеля включает контроль технического состояния, очистку от
загрязнений, регулирование зазоров в сопрягаемых деталях, их замену в
целях предупреждения недопустимых износов и поломок, устранение
возникающих повреждений и их последствий. Все эти операции являются
обязательными.
Таким образом, в период нахождения временно вывезенного судна за
пределами таможенной территории России в обязательном порядке должно
проводиться техническое обслуживание того или иного вида.
Следовательно, любые регламентированные эксплуатационной
документацией операции по техническому обслуживанию судна могут быть
отнесены к операциям первого вида, указанным в п. 1 ст. 276 ТК России.
Описанию операций второго вида, содержащемуся в п. 1 ст. 276 ТК
России, соответствует установленный ГОСТом 24166-80 термин "гарантийный
ремонт", под которым понимается ремонт судна, выполняемый силами и
средствами строителя судна или исполнителя ремонта (имеется в виду
предшествующий ремонт судна) в течение гарантийного срока для
восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений,
установленных в нормативно-технической документации на постройку судна
или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической
эксплуатации.
Таким образом, в случае проведения гарантийного ремонта в отношении
временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную
территорию России таможенные пошлины и налоги не взимаются.
Описанию операций третьего вида, содержащемуся в п. 1 ст. 276 ТК
России, соответствуют установленные ГОСТом 24166-80 термины "аварийный
ремонт судна" и "восстановительный ремонт судна".
Под аварийным ремонтом судна понимается неплановый ремонт судна,
выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных
аварийным случаем.
Восстановительный ремонт судна - неплановый ремонт судна, выполняемый
для устранения последствий повреждений, вызванных несчастным случаем.
Кроме того, исходя из ГОСТа 24166-80 и ГОСТа 18322-78, к операциям
данного вида может быть отнесен неплановый ремонт судна (в т.ч.
неплановый текущий, неплановый средний и неплановый капитальный ремонт,
если они являются аварийными или восстановительными).
Таким образом, при проведении указанных операций в отношении временно
вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России
таможенные пошлины и налоги не взимаются.
ГОСТом 24166-80 определены также такие связанные с ремонтом операции,
как модернизация судна и переоборудование судна.
Под модернизацией судна понимается совокупность операций по изменению
конструкции судна или элементов судна с целью улучшения
технико-эксплуатационных характеристик, включая характеристики условий
труда и быта экипажа.
Под переоборудованием понимается совокупность операций по изменению
конструкции судна (элемента судна) с целью изменения его функционального
назначения.
Как видно из определений данных терминов, цель проведения как
модернизации, так и переоборудования судна отлична от целей операций,
перечисленных в п. 1 ст. 276 ТК России. Следовательно, модернизация и
переоборудование судна не могут быть отнесены ни к одному из видов
операций, перечисленных в п. 1 ст. 276 ТК России.
Таким образом, в случае выполнения указанных операций в отношении
временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную
территорию России подлежат уплате таможенные платежи в соответствии с
порядком, изложенным в п. 2 ст. 276 ТК России.
В завершение необходимо отметить, что, как следует из имеющихся в
ГОСТ 24166-80 пояснений к терминам, проведение модернизации допускается
при среднем ремонте судна. Поэтому в случае, если помимо прочих операций
процессе среднего ремонта временно вывезенного судна проводилась
модернизация, то при возврате судна на таможенную территорию России
подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, определенные в установленном
порядке исходя из стоимости модернизации судна.
Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления,
генерал-лейтенант таможенной службы
П.В.Корчажкин