Об итогах целевой инспекторской проверки Санкт-Петербургской таможни
Комиссия ФТС России во исполнение приказа ФТС России от 10.03.2005 182 с 14 по 26 марта 2005 года провела целевую инспекторскую проверку деятельности Санкт-Петербургской таможни в целях проверки изложенной в докладной записке Главного организационно-инспекторского управления от 22.02.2005 02-16/0119 информации о возможных нарушениях таможенного законодательства, допущенных при таможенном оформлении холодильного оборудования, классифицируемого в товарной позиции 8418501900 ТН ВЭД России, на Северо-Западном, Северо-Восточном таможенных постах Санкт-Петербургской таможни.
Установлено, что указанные таможенные посты в 2005 году оформили 16 ГТД (29 транспортных средств) на указанные товары, из них Северо-Западный таможенный пост - ГТД Ю210080/240105/0000658, 10210080/240105/0000658, 10210080/190105/0000473, 10210080/181005/0000386, 10210080/170105/0000313, 10210080/110205/0002026, 10210080/070205/0001648, 10210080/310105/0001195, 10210080/040205/0001513, 10210080/020205/0001327, 10210080/140105/0000243, 10210080/030205/0001421, 10210080/080205/0001698, 10210080/010205/0001255, Северо-Восточный таможенный пост - ГТД 10210150/210105/0000264, 10210150/200105/0000221,10210150/210105/0000261.
Ввоз товаров осуществлялся через Выборгскую таможню, получателем и декларантом товаров являлось ООО ПромСтройПолимеры . Товары заявлены как бывшие в употреблении холодильные витрины (производство Norpe Oy , Финляндия) различных моделей 1994 и 1996 годов выпуска. Всего по указанным декларациям была заявлена 481 холодильная витрина общей стоимостью 265 910 долларов США, общей массой 293 770 кг.
Товары ввозились на основании контракта от 01.07.2003 072003/0002, заключенного ООО ПромСтройПолимеры с компанией VELLER TURIZM TASIMACILIK A.S. (Турция). При этом определявшие наименование и стоимость ввозимых товаров дополнительные приложения от 01.07.2003 к указанному контракту, представленные декларантом при таможенном оформлении на Северо-Западном таможенном посту от имени покупателя, подписаны Ю.Г. Шахановым, который на момент подписания данного документа генеральным директором ООО ПромСтройПолимеры не являлся, так как был назначен на эту должность только с 1 ноября 2004 года.
Дополнительные соглашения, представленные декларантом при аможенном оформлении товаров на Северо-Восточном таможенном посту, датированы 2005 годом (18 и 19 января), подписаны генеральным директором Ю.Г. Шахановым, однако составлены от имени О.А. Затолоченной, которая с 1 ноября 2004 года генеральным директором ООО ПромСтройПолимеры уже не являлась.
Подпись Ю.Г. Шаханова, проставленная в описях к ГТД, отличается от его же подписи, проставленной в ГТД и на представленных документах, что являлось основанием для проведения должностными лицами указанных таможенных постов дополнительной проверки полномочий декларанта и подлинности представляемых для таможенного оформления документов.
Однако в нарушение требований подпункта в пункта 33 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.03 1356, должностные лица Северо-Западного и Северо-Восточного таможенных постов не проверили надлежащим образом сведения, указанные в контракте. Указанные дополнительные соглашения были приняты для оформления без применения каких-либо дополнительных форм таможенного контроля.
С учетом изложенного в ходе проверки был направлен запрос в таможенные органы Финляндии о том, какие именно товары вывозились в Россию. Согласно предварительному ответу по пяти автомашинам (книжки МДП XT 44790402, RX 44882568, XZ 44881254, VX 44SS2578, XN 44790400) процедура МДП по указанным книжкам не открывалась. На этих автомашинах в Россию были ввезены аудио- и видеотехника, обувь, телевизоры.
Изложенное дает основание полагать, что в Выборгской и в Санкт-Петербургской таможнях таможенное оформление товаров осуществлялось на основании документов (книжек МДП и товаросопроводительных документов), содержавших недостоверные сведения о товарах, об обстоятельствах перемещения, а в декларациях были недостоверно указаны их количество и стоимость. При этом должностные лица Выборгской и Санкт-Петербургской таможен в ходе документального и фактического контроля никаких нарушений не выявили.
Установлены факты нарушений, допущенных должностными лицами
Санкт-Петербургской таможни при оформлении указанных ГТД. В описи к
таможенным декларациям нет сведений о приложенных к ним документах
(требования о предоставлении дополнительных документов, расчет размера
обеспечения уплаты таможенных платежей, ДТС-2 (ГТД
10210150/200105/0000221, 10210150/210105/0000261, 10210150/210105/ 0000264),
сведений об актах таможенного досмотра и поручениях на досмотр (ГТД
10210080/170105/0000313). Количество листов представленного декларантом
технического описания товаров не соответствует количеству, указанному в описи
(ГТД 10210080/140105/0000243, 10210080/180105/0000386,
10210080/010205/0001255,10210080/020205/00001327, 10210080/040205/0001513).
В нарушение требований пункта 17 Правил приема грузовых таможенных
деклараций, утвержденных приказом ГТК России от 29.11.2002 1284, во всех
указанных ГТД нет отметки должностного лица о дате и времени начала документального контроля.
Анализ правомерности представленных Санкт-Петербургской таможней решений о таможенной стоимости указанных товаров показал, что контроль таможенной стоимости проведен без учета качественных и количественных характеристик заявленных товаров, а также репутации их торговых марок на мировом рынке. Не учтено отсутствие наименования, ассортимента и количества товаров, непредставление декларантом при таможенном оформлении предусмотренных контрактом предварительных согласований, отсутствие в приложениях, инвойсах и упаковочных листах сведений о стоимости товаров на ассортиментном уровне, а также отметок таможенных органов страны вывоза.
По ГТД 10210080/040205/0001513, 10210080/010205/0001255,
10210080/020205/0001327, 10210080/030205/0001421, 10210080/080205/0001698, 10210080/240105/0000658, 10210080/310105/0001195, 10210080/070205/0001648 декларант не представил, а инспектор Северо-Западного таможенного поста А.Б. Люшин не запросил документов, предусмотренных пунктом 5 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (далее - Перечень), утвержденному приказом ГТК России от 16.09.2003 1022, содержащих отчет об оценке товара, подготовленный согласно установленному порядку организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности. Расчет суммы обеспечения произведен без указания источников информации о ценах и без документального подтверждения стоимости товаров. В нарушение требований пункта 4 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров (далее - Положение), утвержденного приказом ГТК России от 26.12.2003 1546, корректировки таможенной стоимости проведены без приложения документов, на основании которых эти расчеты производились.
По ГТД 10210080/110205/0002026 при неподтверждении декларантом таможенной стоимости товаров А.Б. Люшин принял решение об определении таможенной стоимости товаров по методу 1.
По ГТД 10210080/140105/0000243, 10210080/190105/0000473, 10210080/170105/0000313, 10210080/180105/0000386 товары выпущены под обеспечение таможенных платежей. Декларант не представил, а инспектор отдела контроля таможенной стоимости Санкт-Петербургской таможни К.Ю. Щербаков не запросил документов, предусмотренных пунктом 5 приложения 1 к Перечню. Расчет суммы обеспечения произведен без указания источников информации о ценах и без документального подтверждения стоимости товаров. В нарушение требований пункта 4 Положения корректировки таможенной стоимости проведены без приложения документов, на основании которых эти расчеты производились. В ходе таможенного оформления по ГТД 10210080/170105/0000313 и 10210080/180105/0000386 К.Ю.Щербаков направил запрос декларанту о представлении дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости товаров, не указав, каких именно и когда их необходимо представить.
По ГТД 10210150/200105/0000221, 10210150/210105/0000261, 10210150/210105/0000264 декларант не представил, а инспектор Северо-Восточного таможенного поста И.И. Добровольская не запросила документов, предусмотренных пунктом 5 приложения 1 к Перечню. В нарушение требований пункта 4 Положения корректировки таможенной стоимости проведены без приложения документов, на основании которых эти расчеты производились.
Кроме того, должностные лица Северо-Западного таможенного поста в нарушение требований пункта 5 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 1399, в отсутствие на таможенном посту функционального подразделения контроля таможенной стоимости и без решения начальника Санкт-Петербургской таможни о возможности принятия на посту таможенной стоимости товаров принимают решения о таможенной стоимости товаров, основанные на применении метода 6.
Указанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения И.С. Сидоровым требований пунктов 33, 42 должностной инструкции начальника Северо-Западного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, С.А. Дозоровым требований пунктов 34, 38, 40, 45 должностной инструкции начальника Северо-Восточного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, В.О. Кляшиным требований пунктов 15, 17, 18, 20 должностной инструкции начальника отдела контроля таможенной стоимости Санкт-Петербургской таможни, а также отсутствия надлежащего контроля за деятельностью подчиненных таможенных постов со стороны начальника Санкг-Петербургской таможни И.И. Мушкета.
На основании изложенного
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику Северо-Западного таможенного управления
П.В. Корчажкину обеспечить:
1) проведение служебной проверки в отношении начальника Санкт-
Петербургской таможни, полковника таможенной службы И.И. Мушкета и по её
результатам рассмотреть вопрос о привлечении его к дисциплинарной
ответственности;
2) проведение служебных проверок по фактам выявленных нарушений в
отношении должностных лиц Выборгской и Санкт-Петербургской таможен;
3) проведение досрочной аттестации в отношении начальника Северо-
Западного таможенного поста И.С. Сидорова и начальника Северо-Восточного
таможенного поста С.А. Дозорова, и направление по ее результатам в ФТС
России предложений о целесообразности дальнейшего прохождения указанными
лицами службы в таможенных органах.
2. Главному управлению по борьбе с контрабандой (В.М. Егоров)
обеспечить проведение в рамках своей компетенции проверочных мероприятий
по указанным в настоящем приказе случаям возможного недостоверного
декларирования и по их результатам принять решение в соответствии с
административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
3. Главному организационно-инспекторскому управлению (аппарату руководителя ФТС России) (Р.С. Мухутдинов) направить материалы настоящей проверки в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов