О таможенном контроле товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений
Отдельными таможенными органами Центрального таможенного
управления в феврале и марте 2007 года было проведено таможенное
оформление товара с повышенным уровнем ионизирующего излучения
(циркобит МО) с нарушением требований Федерального закона от 30 марта
1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", федеральных норм и правил в области обеспечения
радиационной безопасности, а также действующего в отношении товаров с
повышенным уровнем ионизирующих излучений профиля риска N
11/010107/00011.
Так, в ходе проведения таможенного контроля циркобита МО
должностными лицами Брянской таможни было установлено, что на
поверхности указанного товара имеется повышенное ионизирующее
излучение, мощность дозы гамма-излучения которого составляла 0,55
мкЗв/час, что превышало уровень естественного радиационного фона в
зоне таможенного контроля пункта пропуска более чем в 6,5 раза.
Какие-либо разрешительные документы, подтверждающие наличие на
поверхности товара ионизирующего излучения, у перевозчика
отсутствовали.
Брянской таможней в соответствии с установленными профилем риска
N 11/010107/00011 таможенными процедурами были выполнены действия по
отбору проб для проведения экспертизы товара в "Центре гигиены и
эпидемиологии в Брянской области", о чем составлен акт отбора образцов
от 16.02.2007 N 57 (не приводится). Отбор проб производился в
присутствии государственного таможенного инспектора отдела таможенного
досмотра Климовского таможенного поста.
Позднее в Брянскую таможню получателем товара была передана по
факсимильной связи копия нотариально заверенного
санитарно-эпидемиологического заключения от 18.10.2006 N
77.01.03.210.П.064789.10.06 (копия не приводится) на циркобит МО,
выданного территориальным Управлением Роспотребнадзора без проведения
инструментального контроля, основанного только на анализе документов
(экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе
Москве" от 09.10.2006 N 61479, копия не приводится), в котором было
указано, что значение удельной эффективной активности радионуклидов
составляет менее 4000 Бк/кг.
В соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации Брянская таможня должна была приостановить помещение товара
под процедуру внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ) до
получения заключения по отобранным пробам на ввозимую партию товара.
Вместе с тем должностные лица таможни не потребовали от получателя
предъявления заключения "Центра гигиены и эпидемиологии в Брянской
области", в который были отправлены ранее отобранные пробы для
проведения экспертизы товара.
Таким образом, в целях принятия решения о ввозе товара на
территорию Российской Федерации таможней не было проведено
сопоставление сведений о товаре с повышенным уровнем ионизирующих
излучений, содержащихся в представленной копии
санитарно-эпидемиологического заключения, со сведениями о радиационных
параметрах циркобита МО по отобранным пробам на перемещаемую партию
товара.
Брянская таможня осуществила помещение товара под процедуру ВТТ,
руководствуясь копией санитарно-эпидемиологического заключения.
Товар циркобит МО по процедуре ВТТ был доставлен в Московскую
западную таможню, где было проведено его таможенное оформление и этот
товар был помещен под таможенный режим - выпуск для внутреннего
потребления.
Вместе с тем, в соответствии с протоколом "Центра гигиены и
эпидемиологии в Брянской области" от 19.02.2007 N 89 (не приводится),
выданного на основании акта отбора проб от 16.02.2007 N 57, удельная
эффективная активность радионуклидов превышала значение в 4000 Бк/кг.
По действующим федеральным нормам выдача разрешения на использование
такого товара и его транспортировку по территории Российской Федерации
является прерогативой Федеральной службы Роспотребнадзора, то есть
санитарно-эпидемиологическое заключение на применение указанного
товара должно быть подписано либо Главным государственным врачом
Российской Федерации, либо одним из его заместителей.
Одновременно сообщаем, что при проведении таможенного контроля
товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений и при появлении у
таможенных органов сомнений в достоверности представляемых
разрешительных документов (санитарно-эпидемиологических заключений)
таможенными органами должны предприниматься действия по проведению
экспертизы перемещаемого через таможенную границу товара в
компетентной организации с проведением инструментальных измерений.
Направляем указанную информацию для использования в работе в
целях усиления таможенного контроля в отношении товаров с повышенным
уровнем ионизирующих излучений, так как перемещение через таможенную
границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с
повышенным уровнем ионизирующих излучений без соответствующих
разрешительных документов (санитарно-эпидемиологических заключений,
сертификатов и т.п.) является нарушением законодательных и нормативных
правовых актов в области радиационной безопасности и
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и может нанести
вред здоровью людей (в том числе должностным лицам таможенных органов,
осуществляющим таможенный досмотр) и вызвать радиоактивное загрязнение
окружающей природной среды.
Заместитель начальника
Главного управления
информационных технологий
полковник таможенной службы
Н.Э.Кравченко