Письмо ФТС РФ № 15-162/29719 от 2006-08-25 00:00:00

О результатах ведомственного контроля в I полугодии 2006 года

Соблюдение таможенного законодательства Российской Федерации при принятии решений в сфере таможенного дела, в соответствии с компетенцией таможенных органов и их должностных лиц является одной из приоритетных задач, стоящих перед Федеральной таможенной службой. Любая подмена правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы благими целями они не были продиктованы, должны быть исключены из практики работы таможенных органов.
Выявление неправомерных решений возможно, в том числе, путем применения ведомственного контроля (статья 412 Таможенного кодекса Российской Федерации), позволяющего вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу таможенного органа в любое время отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или должностного лица.
Эффективность реализации таможенными органами прав по осуществлению ведомственного контроля законности и обоснованности принимаемых решений в сфере таможенного дела в полной мере зависит от понимания таможенными органами необходимости его применения, четкого разграничения области применения и внедрения его в повседневную практику.
Согласно отчетности, введенной с 01.01.2006 приказом ФТС России от 28.12.2005 1232, таможенными органами в I полугодии 2006 года выявлено 1914 решений не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, из которых 1541 решение отменено и 373 решения изменено в соответствии с требованиями статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Региональными таможенными управлениями в порядке ведомственного контроля выявлено и отменено 206 решений не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, которые приняты подчиненными таможнями (148), таможенными постами (51) и должностными лицами регионального таможенного управления (7).
Таможнями регионов пересмотрено 1705 решений в сфере таможенного дела, принятых таможенными постами и их должностными лицами, из которых 1334 решения признаны неправомерными и отменены и 371 решение - изменено. Таможенными постами за указанный период отменено 4 решения, принятых в сфере таможенного дела должностными лицами постов.
Наиболее часто предметом пересмотра в порядке ведомственного контроля являлись решения:
- о принятии таможенной стоимости (отменено - 291, изменено - 284);
- о корректировке таможенной стоимости (отменено - 250, изменено - 31);
- о взыскании таможенных платежей (отменено -17);
- решения, связанные с классификацией товаров (отменено - 727);
- решения по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и должностных лиц (318 пересмотрено, из них 192 отменено). За этот же период в судах общей юрисдикции и арбитражных судах предметом рассмотрения было 2123 жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, из которых 1260 судами удовлетворены. Данный высокий показатель принятых судами решений не в пользу таможенных органов свидетельствует о недостаточной эффективности использования таможенными органами механизма ведомственного контроля. Правовым управлением ФТС России в целях проверки законности и обоснованности решений, принятых в порядке ведомственного контроля и выявления проблемных вопросов, возникающих при его осуществлении, проведен анализ представленных таможенными органами решений, вынесенных в I квартале 2006 года. Таможенными органами регионов было представлено 390 решений, из которых лишь 90 решений приняты таможенными органами на основании ст.412 ТК РФ и оформлены в соответствии с требованиями "Методических рекомендаций по применению ФТС России статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации", утвержденных руководителем ФТС России от 11.10.2005. Остальные 300 решений, внесенных в статистическую отчетность по форме 9 - "решения" за I квартал 2006 года региональными таможенными управлениями и подчиненными им таможенными органами не могут рассматриваться как решения, принятые в порядке ведомственного контроля (Таблица 1), так как в качестве решений, принятых в соответствии со статьей 412 ТК РФ, таможенными органами были представлены следующие документы:
1. Решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, принимаемые после выпуска товаров (ЦТУ - 43, ЮТУ - 5, ПТУ - 28, УТУ - 4) в соответствии со статьей 40 ТК РФ. Вынесению указанных решений должна предшествовать процедура отмены не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений нижестоящих таможенных органов или их должностных лиц.
2. Решения об уточнении и/или корректировке таможенной стоимости (ЮТУ - 89, ДВТУ - 23, УТУ - 3), принятые при проведении контроля таможенной стоимости.
В порядке ведомственного контроля вышестоящими таможнями органами не выносились решения об отмене (изменении) неправомерных решений, принятых уполномоченными должностными лицами нижестоящих таможенных органов. Принимая новые решения об уточнении и/или корректировке таможенной стоимости в соответствии с требованиями статьи 323 ТК РФ, не отменялись предыдущие неправомерные решения нижестоящих таможенных органов или их должностных лиц.
3. Направления таможенных постов для согласования с отделом контроля таможенной стоимости принятого решения по классификации, стране происхождения, таможенной стоимости товаров и т.д. в связи с перемещением товаров, подпадающих под профиль риска (10 направлений Щелковской таможни). Указанные согласования, изложенные в дополнениях к "Направлению для принятия решения", не являются решениями, вынесенными в порядке ведомственного контроля, так как не отменяют решения нижестоящих таможенных органов.
4. Служебные записки информационного характера (ЦТУ - 7, СЗТУ - 10), письма таможенных органов с указанием нижестоящим таможенным органам на необходимость отмены неправомерных решений, принятых этим же таможенным органом (СЗТУ - 8), письма, содержащие рекомендации участникам ВЭД о выполнении каких-либо действий (ПТУ - 4, ЮТУ - 9), докладные записки о необходимости внесения изменений в электронную базу данных в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров (Домодедовская таможня - 19).

Таблица 1

ДВТУПТУСЗТУСТУУТУЦТУЮТУВнуковскаяДомодедовскаяШереметьевскаяВсего
Всего представлено решений, из них:102462617661143214390
Решения, принятые в соответствии со ст.412ТКРФ70б9102031090
Иные решения3240170764980204300


Таким образом, из общего числа документов, представленных таможенными органами по запросу ФТС России, лишь 24% могут быть рассмотрены в качестве решений, вынесенных в соответствии с требованиями статьи 412 ТК РФ. Причиной представления неверных статистических данных является подмена понятия "ведомственного контроля", проводимого на основании ст.412 ТК РФ понятием "таможенного контроля после выпуска товаров", предусмотренного главой 35 ТК РФ. Объектом таможенного контроля является проверка достоверности заявленных декларантом сведений о товарах и транспортных средствах при таможенном оформлении. Объектом же ведомственного контроля являются принятые решения и совершенные (несовершенные) действия нижестоящих таможенных органов и должностных лиц, связанные с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела. Проводимый таможенный контроль может являться поводом пересмотра решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица и принятия решения о его отмене или изменении в порядке ст. 412 ТК РФ. Анализ остальных 90 решений показал, что в целом по форме и содержанию они соответствуют требованиям, предъявляемым к решениям "Методическими рекомендациями по применению ФТС России статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации", однако при этом были выявлены следующие недостатки характерные для всех таможенных органов.
1. В решениях не содержится ссылка на статью 412 ТК РФ, либо содержится ссылка, что решение принято в соответствии со статьей 56 ТК РФ.
2. В решении существо пересмотренного решения отражено кратко, не приведено правовое обоснование принятого решения, вместо которого делается ссылка на акт документальной проверки либо на решение ОКТС (Внуковская, Санкт-Петербургская таможни).
3. В решении не указываются меры, которые должны быть приняты в отношении неправомерного решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа в целях устранения вредных последствий.
4. Указание в решении на возможность обжалования решения в вышестоящий таможенный орган в соответствии с п. 7 ст. 56 ТК России, который предусматривает возможность обжалования решения таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, вместо указания на ст. 45,48 ТК РФ (решения ДВТУ).
5. Оформление решения служебной запиской должностного лица таможенного органа, как правило по результатам дополнительной проверки документов и сведений, заявленных в декларации. Служебная записка не содержит в себе все элементы (дата, существо пересмотренного решения, правовые основания и указания на ст. 412 ТК РФ), которые обязательны для решения в порядке ведомственного контроля.
6. Несоответствие выводов, приведенных в резолютивной части решения доводам, изложенным в описательной части. Например, по пунктам 1 и 2 резолютивной части решения о признании неправомерными действий должностных лиц Якутской таможни, выразившихся в обосновании неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости фактом отсутствия документов, которые не запрашивались в установленном порядке, в описательно-мотивировочной части решения отсутствует правовое обоснование сделанного вывода. Наоборот, в тексте указано, что исходя из п. 7 Приказа ГТК РФ от 05.12.2003 1399 "Об утверждении положения" процедура уточнения таможенной стоимости не является обязательной стадией контроля таможенной стоимости и если выявлены ограничения по применению основного метода (п. 2 ст. 19 Закона о Таможенном тарифе РФ), должностное лицо принимает решение о необходимости корректировки таможенной стоимости. В описательной части обоснован только вывод о неправомерности принятия решения по таможенной стоимости.

Региональным таможенным управлениям и таможням непосредственно подчиненным ФТС России необходимо во II полугодии 2006 года:
1) активизировать работу по осуществлению ведомственного контроля нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц;
2) провести учебу с начальниками таможен и таможенных постов по применению статьи 412 ТК РФ;
3) исключить факты представления в ФТС России недостоверной информации о результатах проведенной работы по организации ведомственного контроля таможенных органов, путем внесения ложных сведений в статистическую отчетность по форме 9 - "решения";
4) усилить контроль со стороны начальников таможенных органов за применением статьи 412 ТК РФ и надлежащим оформлением принимаемых решений.
Региональным таможенным управлениям в срок до 20.10.2006 обобщить практику применения статьи 412 ТК РФ в регионе деятельности и представить в Правовое управление ФТС России предложения по дальнейшему совершенствованию ведомственного контроля.

Начальник Правового управления
подполковник таможенной службы
А.Б.Струков