О разъяснении положений таможенного законодательства Таможенного союза
В связи с поступающими в ФТС России обращениями таможенных органов по вопросу возврата денежных средств, уплаченных в соответствии с "Соглашением" об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) (заключено в Санкт-Петербурге 20 мая 2010 года) (далее - Соглашение) и не идентифицированных в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров при обращении участников внешнеэкономической деятельности с заявлением о возврате указанных денежных средств по истечении трехгодичного срока, и в целях единообразного применения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле ФТС России сообщает следующее.
В соответствии с "пунктом 1 статьи 3" Соглашения ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той стороны (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация), в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Общий порядок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен "статьей 84" Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Согласно "пункту 4" указанной статьи формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств - членов Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов регламентированы "статьей 116" Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Положениями "частей 1", "2 статьи 116" Федерального закона ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации. Распоряжение суммами ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи таможенной декларации, осуществляется применительно к порядку, предусмотренному "статьей 121" Федерального закона, с учетом положений международного договора государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с "частью 3 статьи 121" Федерального закона в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени:
- таможенной декларации;
- заявления на возврат авансовых платежей;
- либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) установлен "статьей 90" ТК ТС.
Согласно "статье 90" ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядок возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регламентирован "главой 17" Федерального закона, а порядок возврата авансовых платежей - "статьей 122" Федерального закона.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) установлен таможенным законодательством Таможенного союза, а также законодательством Российской Федерации о таможенном деле и осуществляется таможенными органами в зависимости от статуса денежных средств, подлежащих возврату.
Исходя из определения, установленного "статьей 89" ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег):
- размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с "ТК ТС" и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза;
- идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с "частью 1 статьи 121" Федерального закона авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
На основании изложенного статус ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи таможенной декларации, законодательно не определен (они не являются излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, а также авансовыми платежами).
Таким образом, исходя из совокупности приведенных норм следует, что ввозные таможенные пошлины, уплаченные до подачи таможенной декларации, не подлежат учету в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета. При этом пресекательный срок для распоряжения указанными денежными средствами не установлен.
Первый заместитель руководителя
В.М. Малинин