О принципах таможенной политики
Государства - участники настоящего Соглашения, далее именуемые
"Договаривающиеся Стороны",
желая сохранить и укрепить единое экономическое пространство в
отношениях между собой,
стремясь обеспечить в пределах этого пространства свободное
движение товаров,
исходя из необходимости проводить согласованную между собой
таможенную политику в отношении третьих стран и стремясь к
унификации таможенного законодательства и таможенных процедур,
имея целью стимулировать развитие экономики и защиту
внутреннего рынка,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для реализации целей настоящего Соглашения Договаривающиеся
Стороны создают Таможенный союз, являющийся в пределах своих функций
самостоятельным субъектом международного права.
Договаривающиеся Стороны создают общую таможенную территорию,
представляющую собой совокупность таможенных территорий
Договаривающихся Сторон.
Статья 2
Договаривающиеся Стороны согласовывают общий таможенный тариф и
содействуют единообразному внутреннему налогообложению товаров и
иных предметов, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых
с этой территории.
Товары, обращающиеся внутри Таможенного союза, не облагаются
таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющими
эквивалентное действие.
Статья 3
Договаривающиеся Стороны воздерживаются от установления
таможенных барьеров между собой и обязуются пересматривать
действующие количественные ограничения с тем, чтобы объем
ограничений на вывоз товаров во взаимном обмене уменьшался.
При этом количественные ограничения могут сохраняться лишь по
взаимному согласованию между государствами только на вывоз товаров и
на конкретный срок.
Договаривающиеся Стороны обязуются отменить количественные
ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих
гражданам Договаривающихся Сторон.
В случае введения временных количественных ограничений на вывоз
товаров эти ограничения в равной степени применяются в отношении
всех Договаривающихся Сторон.
Статья 4
Настоящее Соглашение не затрагивает права любой
Договаривающейся Стороны на принятие в соответствии с международным
правом, а также ее внутренним законодательством мер, необходимых для
охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья
или нравственности населения, культурно-исторического наследия своих
народов, охраны редких животных и растений.
Статья 5
Для обеспечения функционирования Таможенного союза, выработки и
проведения общей таможенной политики, координации взаимодействия
таможенных служб, сбора и анализа таможенной статистики
Договаривающиеся Стороны учреждают Таможенный совет.
Статья 6
Таможенный совет, состоящий из полномочных представителей
Договаривающихся Сторон, является высшим органом Таможенного союза.
Деятельность Таможенного совета регламентируется Положением об
этом Совете, которое утверждается Договаривающимися Сторонами.
Статья 7
Бюджет для решения вопросов материально-технического,
финансового, кадрового, социального и иного обеспечения деятельности
Таможенного совета формируется за счет взносов, вносимых
правительствами Договаривающихся Сторон по согласованным между ними
квотам.
Статья 8
Доходы от взимания таможенных пошлин и налогов при ввозе
товаров на общую таможенную территорию из третьих стран и вывозе
товаров с этой территории в третьи страны направляются в бюджеты
государств-участников Таможенного союза.
Статья 9
Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать нормативных
актов, противоречащих настоящему Соглашению, и привести свои
действующие нормативные акты в соответствие с настоящим Соглашением
в срок не позднее одного года после вступления его в силу.
Статья 10
Порядок урегулирования спорных вопросов, могущих возникнуть в
связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, а также
процедура выхода из Таможенного союза определяются отдельным
соглашением, заключаемым между Договаривающимися Сторонами.
Статья 11
К Таможенному союзу при согласии всех его членов может
присоединиться любое другое государство.
С этим государством заключается специальное соглашение об
условиях его участия в Таможенном союзе.
Статья 12
Настоящее Соглашение вступает в силу в отношении каждой из
Сторон через один месяц с даты сдачи ею депозитарию уведомления о
выполнении всех формальностей, необходимых для его вступления в
силу.
Для государства, присоединяющегося к настоящему Соглашению, оно
вступает в силу через один месяц после дня сдачи им таких
документов.
Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит
государствам-участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.
(Подписи)
Примечания. Записали особое мнение:
Республика Армения: "При сохранении за национальной таможенной
службой международной правосубъектности".
Республика Беларусь: "Против создания Таможенного союза как
субъекта международного права. Взаимоотношения регулируются
двусторонними соглашениями".
Республика Молдова: "Против создания Таможенного союза как
субъекта права. Все вопросы - через двусторонние соглашения".
Туркменистан: "С учетом замечаний".
Под документом нет подписей Азербайджанской Республики и
Украины.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТАМОЖЕННОМ СОВЕТЕ
В соответствии со статьей 6 Соглашения о принципах таможенной
политики Таможенный совет (в дальнейшем - "Совет") является высшим
органом Таможенного союза и состоит из полномочных представителей
государств-участников Таможенного союза.
Статья 1. Цели Совета
Целями Совета являются:
обеспечение функционирования Таможенного союза;
выработка и проведение единой таможенной политики, учитывающей
интересы субъектов хозяйственной деятельности государств-участников
Таможенного союза, который является самостоятельным субъектом
международного права;
противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям
иностранных государств и их союзов;
пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении
экспортно-импортных операций;
защита потребительского и промышленного рынков в рамках
объединенного рынка государств-участников Таможенного союза;
унификация таможенного законодательства и таможенных процедур в
интересах интеграции экономики государств-участников Таможенного
союза в мировое хозяйство;
координация взаимодействия таможенных служб
государств-участников Таможенного союза;
разработка и реализация конкретных межгосударственных программ
развития таможенного дела;
сбор и анализ таможенной статистики Таможенного союза.
Статья 2. Функции Совета
Функциями Совета являются:
разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным
направлениям таможенной политики государств-участников Таможенного
союза, включая Общий таможенный тариф государств-участников
Таможенного союза (в дальнейшем - "Общий таможенный тариф"),
формируемый на основе Гармонизированной системы описания и
кодирования товаров; порядок установления, отмены или изменения
ставок таможенных пошлин; предоставление тарифных льгот и
преференций; положение о применении таможенных пошлин, включая
специальные, антидемпинговые и компенсационные; порядок организации
и проведения необходимых процедур, предшествующих принятию решений о
применении таможенных пошлин, перечисленных в настоящей статье;
изменение номенклатурной части Общего таможенного тарифа;
разработка, рассмотрение и утверждение указаний делегациям
Таможенного союза при проведении ими международных переговоров и
консультаций по вопросам таможенно-тарифного регулирования и иным
вопросам, отнесенным к компетенции Совета, мер по пресечению
недобросовестной конкуренции при экспортно-импортных операциях, по
противодействию монополизму в сфере внешнеэкономических связей и
дискриминационным акциям иностранных государств-участников
Таможенного союза;
разработка и рассмотрение проектов актов законодательства
Таможенного союза и его международных договоров в части, касающейся
таможенно-тарифного регулирования;
изучение всего комплекса вопросов таможенного сотрудничества,
которому государства-участники Таможенного союза согласились
содействовать, технических аспектов таможенных систем с целью
предложения практических средств достижения возможно более высокого
уровня их единообразия и согласованности;
разработка и принятие решений, обеспечивающих единообразие в
толковании и применении соглашений в области таможенного дела,
действующего таможенного законодательства Таможенного союза, включая
вопросы номенклатуры для классификации товаров, а также разрешение
споров по толкованию и применению документов, упоминаемых в
настоящей статье;
обеспечение распространения информации, касающейся
таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур,
представления правительствам государств-участников Таможенного союза
предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными
организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Статья 3. Правовая база Совета
Совет в своей работе руководствуется:
а) Соглашением о принципах таможенной политики;
б) настоящим Положением;
в) Регламентом работы Совета, Положением об установлении,
отмене и изменении ставок таможенных пошлин, Правилами оценки в
таможенных целях, Правилами определения страны происхождения,
которые разрабатываются и принимаются Советом.
Статья 4. Права Совета
Совет вправе:
устанавливать размеры ввозных и вывозных таможенных пошлин на
товары и иные предметы, а также вносить в них изменения;
устанавливать сезонные таможенные пошлины;
устанавливать, изменять и отменять ставки таможенных пошлин на
предметы личного пользования;
определять условия возврата таможенных пошлин при вывозе с
таможенной территории государств-членов Таможенного союза товаров,
ввезенных для сборки, монтажа, переработки или обработки;
освобождать от оплаты таможенных пошлин товары и иные предметы,
воплощающие в себе новейшие достижения научно-технического
прогресса, не производимые или производимые в недостаточных
количествах в государствах-участниках Таможенного союза;
вносить изменения в номенклатуру Общего таможенного тарифа в
целях регулирования и защиты объединенного рынка
государств-участников Таможенного союза и с учетом международных
норм и практики;
устанавливать иные правила в целях более эффективного
использования средств регулирования внешнеэкономической
деятельности, предусмотренных в законодательствах
государств-участников Таможенного союза, и сближения этих средств с
международной практикой;
вносить в Правительства Договаривающихся Сторон рекомендации,
направляемые на укрепление объединенного рынка государств-участников
Таможенного союза, совершенствование системы регулирования
внешнеэкономической деятельности государств-участников Таможенного
союза, включая вопросы налогообложения, количественного
регулирования, режима иностранных инвестиций, а также иные вопросы,
связанные с эффективным действием Общего таможенного тарифа;
запрашивать и получать от органов государственного управления,
субъектов хозяйственной деятельности и банковских учреждений
государств-членов Таможенного союза документы и сведения,
необходимые для своей деятельности;
утверждать бюджет для решения вопросов
материально-технического, финансового, кадрового, социального и
иного обеспечения деятельности Таможенного совета, а также для
реализации целевых межгосударственных программ таможенного дела,
включая обустройство общих таможенных границ.
Статья 5. Состав Совета
Членами Совета являются члены правительств
государств-участников Таможенного союза.
Каждый член Совета вправе определить в качестве своих
представителей своего заместителя и не более трех советников
(экспертов).
Члены Совета, их заместители и советники (эксперты) назначаются
правительствами государств-участников Таможенного союза.
Совет избирает своего Председателя и определяет его полномочия.
Совет назначает своего Секретаря, который руководит
деятельностью рабочего аппарата Совета и специализированными
техническими комитетами.
Статья 6. Исполнительные органы
Таможенный совет создает свои исполнительные органы для
координации действий национальных таможенных служб и для выполнения
функций, определяемых Договаривающимися Сторонами. При необходимости
Совет для содействия своей работе формирует специализированные
технические комитеты.
Бюджетные средства определяются на эти цели Договаривающимися
Сторонами и используются на разработку и реализацию конкретных
межгосударственных программ таможенного дела, ведется таможенная
статистика Таможенного союза.
Статья 7. Рабочий аппарат Совета
Функции рабочего аппарата Совета осуществляются его
Секретариатом, формируемым из представителей государств-участников
Таможенного союза.
Сотрудники рабочего аппарата Совета обязаны руководствоваться
при исполнении своих обязанностей исключительно интересами единого
рынка государств-участников Таможенного союза и не вправе
придерживаться позиций и соображений какого-либо отдельного
государства-участника Таможенного союза, ведомства или организации.
Статья 8. Бюджет Совета
Бюджет Совета, включая и его инвалютную часть, формируется за
счет взносов, вносимых правительствами государств-участников
Таможенного союза по согласованным между ними квотам, как это
предусмотрено статьей 7 Соглашения о принципах таможенной политики
государств-участников Содружества.
Бюджетный год Совета начинается 1 января и завершается 31
декабря календарного года.
Государства-участники Таможенного союза выплачивают свои полные
бюджетные взносы не позднее 1 февраля наступившего бюджетного года.
Статья 9. Заседания Совета
Штаб-квартира Совета находится в Москве.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже
одного раза в два месяца поочередно в столицах государств-участников
Таможенного союза.
Статья 10. Решения Совета
Решения Совета принимаются с общего согласия его членов либо их
заместителей, присутствующих на заседании Совета.
Каждое государство-участник Таможенного союза обладает в Совете
одним голосом.
С общего согласия Совет вправе:
устанавливать иной порядок голосования;
приглашать на свои заседания с правом совещательного голоса
представителей органов государственного управления, субъектов
хозяйственной деятельности, банковских учреждений, а также
международных организаций.
Решения Совета принимаются в форме постановлений, подписываются
Председателем Совета и подлежат публикации для всеобщего сведения в
официальном издании, устанавливаемом Советом.
Решения Совета являются окончательными и подлежат
непосредственному применению во всех государствах-участниках
Таможенного союза без каких-либо дополнительных процедур.
Постановления Совета, имеющие общее значение, если они не
устанавливают более льготные нормы по сравнению с ранее
действующими, вступают в силу по истечении одного месяца с даты их
опубликования для всеобщего сведения.
Председатель Совета может издавать распоряжения ненормативного
характера по вопросам текущей деятельности Совета.
Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Положение, его заверенную копию.
(Подписи)
Примечания. Записали особое мнение:
Республика Армения: "При сохранении за национальной таможенной
службой международной правосубъектности".
Республика Беларусь: "Против создания Таможенного союза как
субъекта международного права. Взаимоотношения регулируются
двусторонними соглашениями".
Республика Молдова: "Против создания Таможенного союза как
субъекта права. Все вопросы - через двусторонние соглашения".
Туркменистан: "С учетом замечаний".
Под документом нет подписей Азербайджанской Республики и
Украины.