20.01.06

Выступление председателя Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС А.Е. Жерихова

Выступление председателя Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, руководителя ФТС России Александра Жерихова на 29-ом заседании СРТС ЕврАзЭС 19 января 2006 года О ходе работы Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС по выполнению Мероприятий по реализации Приоритетных направлений реализации ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы

Для осуществления целей и задач практического взаимодействия национальных таможенных служб по основным направлениям таможенной политики Сообщества Решением Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от 5 апреля 2002 года 84 создан и функционирует Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС (далее Совет).

В сентябре 2002 года главы правительств государств-членов ЕврАзЭС заслушали доклад председателя Совета О работе Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС по формированию единой таможенной территории государств-членов Евразийского экономического сообщества и отметили значительную работу Совета по данному направлению.

За прошедший период на заседаниях Совета рассматривались вопросы, связанные с подготовкой, принятием и практической реализацией международных нормативных правовых актов, направленных на проведение согласованной таможенной политики и формирование единой таможенной территории государств-членов ЕврАзЭС.

В соответствии с Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, утвержденными Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 года 152, и Мероприятиями по их реализации основные усилия Совета были нацелены на:

1. разработку Основ таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС;

2. создание единой автоматизированной информационной системы таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС;

3. унификацию правил и процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств;

4. упрощение таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

5. обеспечение экономической безопасности на внешних границах государств-членов ЕврАзЭС.

Учитывая, что принятие Основ таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС является одной из приоритетных задач в регулировании правоотношений таможенных служб в рамках ЕврАзЭС, Советом уделялось особое внимание этому направлению.

Ход работы по данному вопросу рассматривается на каждом заседании Совета.

С учетом общепризнанных международных норм, принципов в области таможенного дела, правоприменительной практики и предложений Межпарламентской Ассамблеи разработана Концепция Основ таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС.

В ноябре 2003 года Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике во взаимодействии с Советом был подготовлен проект Основ таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС, который был направлен правительствам стран-участниц Сообщества.

От правительств поступили предложения и замечания, которые сводились к тому, что Основы таможенного законодательства ЕврАзЭС должны быть построены на основных принципах и базовых положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года.

Полагаем, что работа над проектом Основ была бы эффективней в составе рабочей группы, формируемой Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС в соответствии с Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года.

Однако до настоящего времени данный Договор не ратифицирован.

С учетом данных обстоятельств дальнейшая работа над проектом Основ таможенного законодательства ЕврАзЭС будет проводиться в соответствии с регламентом Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.

Совет на своих заседаниях постоянно отслеживал состояние дел по разработке и принятию в государствах-членах ЕврАзЭС новых редакций таможенных кодексов.

В настоящее время таможенные кодексы, приведенные в соответствие с требованиями Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции от 26 июня 1999 г., приняты в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации и Республике Таджикистан. В Республике Беларусь принятие нового таможенного кодека находится на завершающем этапе.

Реализуя положения Соглашения об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 года, в октябре 2003 года главами правительств Сообщества подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в данное Соглашение.

Особую актуальность в сфере международных отношений приобретают вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с проведением мероприятий по недопущению ввоза на территорию государств-членов ЕврАзЭС контрафактной продукции. Меры, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности, будут способствовать повышению эффективности механизма таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и позволят таможенным службам Сторон сблизить стандарты по защите интеллектуальной собственности.

Советом приняты регламент и формат данных об объектах интеллектуальной собственности, имеющихся в таможенных службах государств-членов ЕврАзЭС для обмена между ними.

С мая 2003 года государства Сообщества перешли на десятизначную систему кодирования товаров (ТН ВЭД ЕврАзЭС), основанную на международных классификаторах и соответствующую нормам и правилам ВТО.

ТН ВЭД ЕврАзЭС поддерживается Советом в актуальном состоянии.

Это серьезный шаг вперед, способствующий ускорению товарообмена во взаимной торговле государств-членов ЕврАзЭС.

Глобализация экономики и возможность применения современных информационных технологий побуждают таможенные службы изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Принимая во внимание эти обстоятельства, Советом принята Концепция системы анализа и управления рисками в таможенных службах государств-членов ЕврАзЭС.

Система управления рисками даст возможность создать современную систему таможенного администрирования, обеспечивающую осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенных служб на наиболее важных и приоритетных направлениях работы.

Создание единой таможенной территории предполагает разработку мер по формированию единой системы контроля за доставкой товаров, перемещаемых под таможенным контролем между таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС. Одной из составляющих этой системы является обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов при доставке товаров, следующих транзитом через территорию Сообщества.

В этой связи Советом подготовлены проект Соглашения об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества и проект Протокола об использовании микропроцессорных пластиковых карт для подтверждения выполнения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границы государств-членов Евразийского экономического сообщества, одобренные Советом.

В настоящее время указанные документы находятся на рассмотрении органов ЕврАзЭС.

На последнем заседании Совета утверждено Типовое положение о порядке принятия таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товара.

Введение данного Типового положения значительно ускорит и упростит таможенное оформление товара, поскольку предварительные решения удобны как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов, а также поможет избежать различных конфликтных ситуаций между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Продолжается работа в направлении развития системы автоматизированного обмена информационными ресурсами между таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС, а также по координации деятельности при подготовке национальных проектов модернизации информационно-технического оснащения таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС.

Необходимость координации действий в этой области обусловлена главным образом тем, что развитие национальных автоматизированных информационных систем таможенных служб на основе согласованных технических решений создаст базу для унификации и упрощения таможенных процедур, снижения расходов Сторон на информационное взаимодействие и, в конечном итоге, обеспечит условия для реальной экономической интеграции государств-членов ЕврАзЭС.

При подготовке национальных проектов модернизации информационно-технического оснащения таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС началась разработка:

- совместной межгосударственной целевой программы по оснащению границ государств-членов ЕврАзЭС инспекционно-досмотровыми комплексами для таможенного контроля большегрузных автомобилей и контейнеров;

- совместной межгосударственной целевой программы по созданию автоматизированной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС.

На последнем заседании Совета одобрен проект Соглашения о единых подходах в применении информационных технологий при таможенном контроле за перемещением товаров и транспортных средств через границы государств-членов Евразийского экономического сообщества, который внесен на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

Соглашение определяет единые подходы в сфере применения информационных технологий в деятельности таможенных органов государств-членов Сообщества для повышения эффективности выполнения поставленных перед таможенными органами задач, обеспечения информационной открытости и прозрачности механизмов таможенного оформления и таможенного контроля при соблюдении надлежащей защиты информации.

В центре внимания продолжают оставаться вопросы обеспечения экономической безопасности государств-членов Сообщества, в том числе по укреплению и обустройству пунктов пропуска на внешних границах. В частности, ведутся работы по реализации совместной Целевой программы по обустройству пунктов пропуска на внешних границах государств-участников Таможенного союза на период 2001-2005 годов, утвержденной главами государств.

Важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС со Всемирной таможенной организацией (ВТО).

В последнее время ВТО большое внимание уделяет проблемам повышения эффективности функционирования таможенных служб мира.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств одобрен проект Меморандума о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом и Всемирной таможенной организацией, который подписан Генеральным секретарем ЕврАзЭС и Генеральным секретарем Всемирной таможенной организации 25 июня 2004 года в г. Брюсселе (Бельгия). Согласованы направления и формы взаимодействия Совета с ВТО в рамках данного документа.

Такие взаимоотношения свидетельствуют о включении государств-членов ЕврАзЭС в систему международных отношений, касающихся сотрудничества и взаимопомощи в решении важных вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Советом принята Резолюция об активизации работы таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС со Всемирной таможенной организацией в рамках Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Принятие Резолюции позволит активизировать взаимодействие таможенных служб государств-членов Евразийского экономического сообщества со Всемирной таможенной организацией (ВТО) по вопросам Гармонизированной системы и будет способствовать эффективной защите экономических интересов как Сообщества в целом, так и отдельных его участников.

На сессии Всемирной таможенной организации в июне 2005 года в г.Брюсселе были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Рамочные стандарты ВТО представляют собой набор принципов и стандартов, позволяющих повысить безопасность международной цепи поставок товаров и облегчить мировую торговлю.

Основанные на принципах сотрудничества Рамочные стандарты укрепляют связи таможенных администраций и бизнеса.

На 28-ом заседании Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС принято решение о синхронизации работы государств-членов ЕврАзЭС по внедрению в Сообществе Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО.

Мы рассчитываем на поддержку органов ЕврАзЭС в данном вопросе.

Значительно активизировалась работа по усилению взаимодействия Совета с Советом руководителей налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС. Практическим результатом этой деятельности стала разработка Протокола об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС.

Хочу заметить, что 2006 год станет решающим в формировании Таможенного союза, и немаловажную лепту в это должны внести таможенные службы наших государств, выполнив необходимые мероприятия в соответствии с Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы.

В то же время формирование единого таможенного пространства в значительной мере зависит не только от таможенных служб Сторон, но и от решений других ведомств, ответственных за формирование экономической, торговой и налоговой политики. В этой связи назрела необходимость выработки согласованных мер, обеспечивающих системный подход к формированию единой таможенной территории государств-членов ЕврАзЭС.

Международная практика показывает, что только создание идентичных систем тарифного, нетарифного, торгового, валютного, налогового и таможенного регулирования, при условии обеспечения надежного таможенного контроля на внешних границах ЕврАзЭС, позволит достичь объединения таможенных территорий и обеспечить свободное перемещение товаров в пределах Сообщества.

Приоритетными направлениями дальнейшей работы Совета на данном этапе являются:

- принятие Основ таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС;

- создание единой межгосударственной системы автоматизированного обмена информационными ресурсами между таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС;

- обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества, путем ее укрепления и обустройства;

- внедрение в Сообществе Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО;

- разработка целевой межгосударственной программы по комплексному оснащению границ государств-членов ЕврАзЭС инспекционно-досмотровой техникой для таможенного контроля крупногабаритных автомобилей и контейнеров;

- разработка целевой межгосударственной программы по внедрению единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита в государствах-членах ЕврАзЭС;

- интеграция таможенной службы Республики Узбекистан в систему таможенных правоотношений в рамках ЕврАзЭС.

Пресс-служба ФТС РФ 20.01.06