22.02.05

Возобновил работу Экспертный совет по таможенному законодательству при Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам

На заседании Экспертного совета его председатель Надежда Азарова обнародовала обобщенные предложения по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс РФ, поступивших от участников ВЭД по итогам парламентских слушаний, состоявшихся в конце минувшего года. В первоначальном перечне было двадцать вопросов, которые планируется рассмотреть в первой половине 2005 года. В основном, это уточнения тех или иных статей кодекса, хотя есть и более общие вопросы - например, о правомерности включения договора страхования в число способов обеспечения уплаты таможенных платежей. Как сообщила Надежда Азарова, намечается также начать обсуждение проблем, которые не удалось урегулировать в ходе подготовки новой редакции Таможенного кодекса РФ.

Начальник Правового управления ФТС Галина Баландина считает, что при подготовке к обсуждению надо прежде всего разделить вопросы юридико-технического характера и концептуальные, содержа тельные проблемы - на пример, такие, как целесообразность введения института уполномоченного грузополучателя (доставка товаров непосредственно их получателю без представления в таможенный орган) или целесообразность ужесточения правил оформления транзит ной декларации в форме единого документа на специальном бланке.

Галина Баландина также отметила, что во главу угла надо ставить принцип стабильности законодательства. Не нужно горячки. Кодекс работает, причем без серьезных срывов. Те технические погрешности, которые там имеются, досадны с точки зрения теории права, но они фактически не отражаются на практике , - подчеркнула она. По словам начальника Правового управления, её больше всего пугает, что Таможенный кодекс разделит печальную судьбу другого законодательного свода - Налогового кодекса. Вдумайтесь: три тысячи поправок внесено в НК с 1999 года. Когда мы сейчас пытаемся воссоздать правила, действовавшие в тот или иной период, требуется неимоверно много усилий, чтобы во всем разобраться.

Свои опасения Галина Баландина обосновывает тем, что специфика таможенного законодательства не всегда воспринимается адекватно даже юристами. Одна из самых специфических особенностей Таможенного кодекса в том, что этот кодекс в принципе не может быть стопроцентным законом прямого действия. Подчеркиваю - в принципе. Потому что он описывает те отношения, нюансы которых предвидеть законом невозможно. Приведу конкретный пример непонимания таможенной специфики. В начале прошлого года Министерство по антимонопольной политике заявило: уберите из кодекса статью 68. Что это за специальные процедуры для уполномоченных лиц? Это грубо нарушает принцип конкуренции. По логике МАП, условно говоря, надо действовать так. Если мы у одного импортера досмотрели товар, исходя из того, что у него были неточности в документах, то точно так же надо поступить и со всеми другими импортерами. Иначе нарушается принцип антимонопольного законодательства об отсутствии преимуществ. А мы говорим: у нас принцип другой - выборочное контроля. Нам обязательно надо определять, кого мы выпускаем без проверки, а кого и какие товары смотрим. И подобных примеров можно при вести множество .

"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Таможня" 3 от 08.02.05