31.01.11

В течение прошлого года Петербург и весь Северо-Западный регион не раз лихорадило от закрытия очередного таможенного поста

В течение прошлого года Петербург и весь Северо-Западный регион не раз лихорадило от закрытия очередного таможенного поста. Действия таможенников, порой никак руководством ведомства не объясняемые, приводили к километровым пробкам. Игроки рынка и эксперты объясняют происходившее переделом рынка, который направлен на усиление позиций ФГУП "Ростэк".

В прошлом году из-за перипетий на таможенных постах Северо-Запада не раз страдали поставщики, получатели и перевозчики. Самым "ошарашивающим" фактом прошлого года игроки рынков называют закрытие таможенного поста "Южный" на старейшем в городе терминале "Совавто", расположенном в Шушарах. В начале декабря глава ФТС Андрей Бельянинов распорядился перенести таможенный пост "Южный" на расположенный рядом терминал "Руслан" (оператором является ЗАО "Ростэк-Северо-Запад", "дочка" ФГУП "Ростэк", контролируемого ФТС России. — BG). Перемещение поста на неподготовленную территорию всего на 200 метров привело к глобальным проблемам: запоздалое уведомление менеджеров "Совавто" и небольшие размеры терминала "Руслан" (3 га против 25 га у "Совавто") — все это привело к тому, что на границе выросла многокилометровая пробка.

Все перечисленное произошло притом, что терминал "Совавто" с весны 2010 года обслуживал до 50% потока большегрузов, растаможивающихся на Северо-Западе, в регионе, транзитном для большей части потребительского импорта в РФ. Именно весной терминал "Совавто" увеличил свою долю на рынке за счет того, что ФТС также без предупреждения и пояснения закрыла "Пискаревский" и "Выборгский" таможенные посты.

В течение года также были закрыты таможенные посты Санкт-Петербургской (занимается товарами, приходящими автомобильным транспортом) и Балтийской (обслуживает морской транспорт) таможен и пост акцизной таможни (занимается растаможиванием алкогольной, сигаретной, ювелирной и автомобильной продукции) в терминале "Осиновая роща", принадлежащем корпорации "Стерх". В этой ситуации в Северо-Западном таможенном управлении приостановление работы постов объяснили борьбой с контрабандой, а последующее их закрытие — по традиции — "переносом таможенных постов в соответствие с решением ФТС". Как и положено, закрытие постов повлекло создание сложной транспортной ситуации и вызвало проблемы у поставщиков, получателей и перевозчиков.

Игроки рынков и эксперты оценивают ситуацию с таможенными постами на Северо-Западе как однозначное желание государства контролировать таможенный бизнес. "То, что происходит в Санкт-Петербурге,— передел рынка под "Ростэк Северо-Запад". ЗАО с недавних пор возглавляет хороший знакомый начальника СЗТУ Назипа Галикеева Артур Шайнуров, также уроженец Башкирии. Они ("Ростэк Северо-Запад") уже контролируют три основных поста Санкт-Петербургской таможни, Южный, Гатчинский и Янинский. Всех, кто не с ними, ФТС "кошмарит" проверками. Нового тут нет, то же самое происходит и в Московской области, там из 18 новых постов 12 под "Ростэком"", — оценивает происходившее владелец одного из крупных таможенных перевозчиков.

"Нелогичные действия таможенного ведомства напоминает попытки перетянуть бизнес в Московскую область, куда с началом сложной ситуации на таможнях Северо-Запада и открытием Московской областной таможни уже ушло 30 процентов импортеров", — говорит собственник одного из терминалов.

Константин Шаршаков, заместитель руководителя филиала Ассоциации международных перевозчиков по Северо-Западу, полагает, что происходящее на таможенном рынке региона — "следствие финансовых интересов, преследуемых "Ростэком"". "Концепции развития таможенных постов предусматривает, что 70 процентов постов расположится на площадках "Ростэка"". Делается это абсолютно беспардонно и неприкрыто. Теперь, с начала года, открытие и закрытие таможенных постов может происходить только после соответствующего постановления правительства. Если в прошлом году подобные решения принимала ФТС, на которую еще могли повлиять бизнес и региональные власти, то нынешнее положение дел — гарантия того, что государство будет все больше контролировать таможенный бизнес", — заключает господин Шаршаков. Помимо этого, по его оценке, работа таможни "благоприятствует тому, чтобы у водителей была собачья жизнь — жить в будке, есть из банки, писать на колесо".

Приложение к газете "Коммерсант С-Петербург" № 15/П (4555) от 31.01.2011