11.12.06

В 2007 году отечественные транспортные компании понесут серьезные убытки, несмотря на то что в России упрощается таможенное администрирование

1 января 2007 года в России начинает действовать новый документ для таможенного оформления и транзитных перевозок грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД). Она позволит участникам внешнеэкономической деятельности использовать единый комплект бланков вместо применяемых в настоящее время отдельных бланков грузовой декларации и транзитной декларации. Как сообщили в пресс-службе Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, введение новой декларации является промежуточным шагом в подготовке страны к интеграции в общеевропейскую процедуру транзита. Эта процедура регламентируется Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами, подписанной в 1987 году Евросоюзом и государствами членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). На данный момент конвенция действует в 32 странах.

Долго запрягали

В нашей стране грузовая таможенная декларация была введена в практику оформления товаров в 1989 году. Ее прообразом стал действующий в ЕС единый административный документ (ЕАД), который используется универсально при вывозе, ввозе и транзите товаров. Введение ГТД серьезно сократило объем документооборота, позволило вести автоматизированную обработку данных.

Значение ГТД для таможенных целей велико. В этом документе участник внешнеэкономической деятельности заявляет основные сведения о товарах (их наименования, стоимость, вес, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности), по нему начисляются и взимаются таможенные платежи.

Однако со временем ГТД стала отличаться от европейского аналога. Кроме того, для таможенного оформления транзитных товаров была введена отдельная форма документ контроля доставки товаров. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что российская таможня привыкла работать на основании постоянно изменяющихся приказов и распоряжений (нередко противоречащих друг другу), которые в одночасье могут менять уже сложившуюся практику. На Западе изменения в этой области происходят очень редко, что обеспечивает бизнесу стабильные правила игры. Понятно, что чем более непостоянны эти правила, тем шире возможности для злоупотреблений как со стороны таможни, так и со стороны бизнеса.

Во многом именно поэтому решения, способные серьезно улучшить практику таможенного администрирования, принимаются в России очень медленно. Так, еще в 1994 году Россия и ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает в числе прочего гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России. Однако только через 12 лет ФТС запускает ГТД/ТД.

Время на притирку

Для того чтобы с нового года таможенные нововведения заработали без сбоев, в декабре ФТС проводит тестовые испытания новой системы, а таможенники и участники внешнеэкономической деятельности, которым предстоит работать по новым правилам, проходят переобучение. Тем не менее, как отмечает директор Региональной ассоциации таможенных брокеров Северо-Запад Роман Козлов, по опыту перехода России на новый Таможенный кодекс (ТК) можно ожидать, что некоторое время на адаптацию все-таки потребуется. С 1 января вводится не только новая декларация, но и новые таможенные тарифы. Кроме того, в ФТС обновлено практически все управленческое звено, которому потребуется время на вхождение в курс дела. Вот и получается: в течение года после этого всю таможенную систему будет лихорадить и транспортники должны быть готовы к тому, что понесут колоссальный ущерб от простоев , прогнозирует экс-глава Балтийской таможни, заместитель генерального директора ЗАО Евросиб-логистика Александр Пучков.

Ложка дегтя

Первый заместитель начальника Сибирского таможенного управления по таможенному контролю Константин Винс считает, что ГТД/ТД позволит точнее отслеживать грузы на территории РФ. Если груз вышел из Китая в сторону Финляндии, нам будет гораздо проще отследить, что он действительно доставлен в Финляндию, а не в Рязань, например , уверен Винс. Действительно, недоставка груза остается одной из серьезных проблем, пробивающих ощутимую брешь в общем объеме таможенных платежей. Широкое распространение получили схемы ложного транзита , когда по документам груз должен следовать транзитом, скажем, в Казахстан, но после вхождения в Россию остается на ее территории. Естественно, таможенные пошлины не платятся вовсе.

По мнению таможенников, с нового года за счет упрощения процедуры экспортно-импортных операций вырастет привлекательность российской территории для транзита грузов между Европой и Юго-Восточной Азией (ЮВА). Транспортный коридор Запад Восток позволяет практически в два раза сократить доставку грузов между ЕС и странами ЮВА: через Россию они будут идти 16−17 дней вместо 30 дней через Индийский океан. Однако на деле возможности российского транзита крайне ограничены из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. По статистике, средняя скорость движения грузов в ЕС составляет 60 км в час, у нас 30 км в час, то есть в два раза медленнее.

Журнал "Эксперт" 11.12.06