19.03.19

Татьяна Валовая: Многое, что делается в Союзном государстве, - это пилотные проекты, которые могут стать частью нашей общей повестки

Член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая ответила на вопросы журналистов

Слово эксперта18.03.2019Автор: Валерий ЧУМАКОВФото: Фото автора

Татьяна Валовая: Многое, что делается в Союзном государстве, - это пилотные проекты, которые могут стать частью нашей общей повестки

Член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая ответила на вопросы журналистов

Во время Первого диалога «Соединяя Евразию – от Атлантики до Тихого океана» в Брюсселе журналистам удалось пообщаться с членом Коллегии (Министром) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяной Валовой. Она рассказала о том, почему не развивается диалог между ЕАЭС и ЕС и чем для нас важно Союзное государство.

- Татьяна Дмитриевна, как развиваются отношения между Европейским и Евразийским экономическим союзом?

- Я очень люблю Европейский союз, я всю жизнь занималась европейской интеграцией, прежде чем заняться интеграцией евразийской. Я помню и ценю ту помощь, которую Европейский союз оказывал нам в создании наших интеграционных структур на протяжении 1990-х и в начале нулевых годов. Мы всегда исходили из того, что нам надо выстраивать взаимовыгодные отношения. Но ещё в 2012 году, до известных событий, санкций и так далее, когда мы попытались выстроить диалог, наши европейские коллеги, к сожалению, отреагировали очень сдержанно. Сказали, что они не готовы к этому политическому диалогу. И вот уже на протяжении многих лет приводят различные причины, почему нельзя этот диалог начать. Причины меняются, и все они, на мой взгляд, не выдерживают критики.

Когда мне говорят, что для старта нужен некий политический контекст, я отвечаю: наоборот, экономическое сотрудничество и диалог помогут отстроить все политические контексты. Опыт самого Европейского союза свидетельствует об этом. Представьте ситуацию после войны. Страны, которые в ходе этой войны принадлежали к разным лагерям. Надо их примерять. Что сделали европейцы? Они создали Европейское экономическое сообщество, ЕЭС. Тогда многим казалось невероятным, что Франция, Германия, Италия, бывшие враги, вдруг отдадут свои полномочия общей комиссии и будут работать вместе. Но это получилось. И эта модель европейской интеграции, урегулирование конфликтов политическим путём экономического сотрудничества, на мой взгляд, абсолютно правильная. Да, у нас есть определённые политические проблемы, но давайте начнём с экономики. При этом, когда говорится о политических проблемах, не надо забывать, что в Евразийском союзе пять государств. Серьёзные политические проблемы лишь у одного из них.

- У главного.

- В ЕАЭС нет главных и не главных членов, у нас все государства равны. Поэтому проблемы есть у одной пятой. У других стран-членов отношения с Европой значительно лучше. Армения недавно подписала продвинутое соглашение о взаимодействии с Европейским союзом, договор о расширенном партнёрстве подписал Казахстан, Киргизия ведет переговоры о новом соглашении, нормализуются взаимоотношения между ЕС и Беларусью. Тут в политической сфере идёт двусторонний, как это и должно быть, диалог. Мы – союз экономический, давайте тоже начнём диалог. Мне в последнее время очень нравятся доводы европейских коллег, которые говорят: «Вы знаете, мы изучали ваши материалы, у вас очень много проблем. В экономике у вас барьеры, нарушения и так далее». Я на это отвечаю: «Спасибо за то, что вы цитируете наши собственные материалы. Значит вы их читаете, и меня это очень радует. Но если вы будете ждать появления интеграционного объединения, у которого таких проблем нет, вы ни с кем вести диалог вообще не будете».

Например, общий рынок стран Южной Америки МЕРКОСУР, который за много лет существования ещё даже не дошёл до уровня таможенного союза, был создан в 1992 году, а уже в 1995 европейцы подписали с ними соглашение. И правильно сделали, потому, что это крупное объединение. И в этом плане мы считаем, что нет никакого рационального объяснения, почему нельзя начать диалог с ЕАЭС. Нам надо его запустить, проводить встречи на уровне наших комиссий и, конечно, слушать бизнес, который и на этом мероприятии уже говорит, где интересные проекты. Энергетика, транспорт, логистика, цифровая экономика и так далее, их очень много.

- Может ли помочь в налаживании этого диалога диалог сегодняшний?

- С моей точки зрения, это очень важное мероприятие. Организаторы уже давно говорили о важности его проведения именно в Брюсселе. Такую встречу на ещё более высоком уровне предлагал провести здесь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, когда встречался с президентом Европейской комиссии. Он как раз говорил: «Мы иногда друг друга не слышим. Давайте соберёмся и поговорим не заочно, а за одним столом». Он готов был приехать в Брюссель и откровенно обсудить все проблемы. Я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие станет новой точкой отсчёта, и дальше мы его будем продолжать, проводить другие встречи в развитие этого диалога.

- Возможно, камень преткновения – председатель Еврокомиссии Юнкер? В мае будет смена кабинета, большое число чиновников поменяются. Можно ли надеяться, что после этого отношение изменится?

- Я всегда надеюсь на то, что что-то поменяется. Я и на Юнкера возлагала большие надежды, потому что он – один из последовательных европеистов. Но мне кажется, что люди должны не просто поменяться, как вы говорите, должны появиться люди с видением. Люди уровня Жака Делора или Романо Проди, которые в очень сложные моменты выдвигали совершенно чёткие, понятные идеи. В 2003 году, когда Проди был председателем, Россия и Еврокомиссия запустили проект Общего экономического пространства. И мы, Россия, уже тогда говорили, что будем в нём участвовать вместе с нашими партнёрами по Евразийскому пространству. У нас тогда было запущено 18 отраслевых диалогов, наши коллеги по всем министерствам приезжали сюда, в Брюссель, каждую неделю, то есть работа шла очень насыщенная.

- Но успехом дело не завершилось и Общее пространство создано не было.

- Но остались наработки, которые можно использовать и сейчас. И мы их используем, когда выстраиваем диалог с Китаем и с другими партнёрами. Мы понимаем, как и по каким направлениям надо строить Общее евразийское экономическое пространство.

- А если коснуться другого интеграционного объединения, скажите, какое будущее ожидает наше Союзное государство и как оно будет интегрироваться с ЕАЭС?

- Союзное государство – очень важный формат, который должен существовать и развиваться как отдельное, особое объединение. Потому что в Союзном государстве есть очень много того, чего нет и не может быть в Евразийском экономическом союзе. Мы, как следует уже из названия, – союз экономический. В Союзном государстве экономикой всё не ограничивается, там есть и согласованная внешняя политика, и общая оборонная составляющая, очень активная гуманитарная и социальная составляющие... Многие вещи, которые делаются в Союзном государстве, это, по сути, – пилотные проекты, которые, если они подпадают под экономическую повестку, могут стать частью нашей общей повестки.

Мы сейчас находимся в Бельгии, и очень немногие знают, что до сих пор существует Бельгийско-Люксембургский экономический союз, который был создан ещё в 1922 году. Начиная с того времени, ещё задолго до евро, у Бельгии и Люксембурга была единая валюта, бельгийский франк. Был единый эмиссионный центр, у Люксембурга даже не было своего центрального банка. И сейчас, в рамках ЕС, где тоже есть единая валюта, всё равно, Бельгийско-Люксембургский экономический союз продолжает существовать, у него есть своя идентичность и ещё более глубокое взаимодействие между входящими странами. Отношения между Россией и Беларусью вполне могут стать нашим аналогом этого союза. Даже в рамках широкого интеграционного объединения, всё равно будет что-то, что ещё больше сближает наши страны.

Постоянный Комитет Союзного государства