30.03.10

Строительство новых логистических терминалов в рамках концепции пока под вопросом — денег на это в ФТС так и не нашли

В 2010 году Федеральная таможенная служба (ФТС) приступит к оптимизации численности таможенных постов на Северо-Западе в рамках концепции переноса таможенного оформления к границам РФ. Строительство же новых логистических терминалов в рамках концепции пока под вопросом — денег на это в ФТС так и не нашли. Поэтому очереди на растаможку станут еще длиннее.

Количество внутренних таможен на Северо-Западе РФ в 2010 году существенно сократится. «Именно в 2010 году очередь доходит до таможенных органов Северо-Запада. Конкретный механизм сейчас уточняется. В ближайшее время он будет известен и окончательное решение по деталям будет принято», — сообщил начальник управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов. По его словам, в 2009 году ФТС занималась оптимизацией таможенных постов в Москве.

Напомним, что в июле глава ФТС Андрей Бельянинов доложил премьер-министру Владимиру Путину о том, что количество таможенных постов в Москве сократилось в 9 раз. «У нас осталась одна таможня, пять постов, и все посты носят узкоспециализированный характер. Это то, без чего, собственно, Москва в таможенном оформлении не может находиться. Те полторы-две тысячи машин, которые раньше заходили в Москву ежедневно, этот поток существенным образом сокращен», — говорил тогда Бельянинов. Премьер-министр выразил надежду, что «параллельно с этим укрепляются и расширяются возможности тех пунктов пропуска, которые работают на границе». Однако, упразднив сотни таможенных постов в Москве, ФТС не смогла создать необходимое количество новых площадок у границы. Поэтому во второй половине 2009 года время оформления импорта существенно увеличилось. По словам участников ВЭД, если раньше время оформления фуры с грузом составляло около суток, то теперь только в очереди к немногочисленным таможенным постам водителям приходилось стоять по несколько суток, сообщает Росбалт.

Однако в ФТС решили не останавливаться на достигнутом и приступают к «оптимизации» таможен Санкт-Петербурга. При этом руководитель СЗТУ Назип Галикеев не сказал, сколько таможен будет сокращено. В ответ на вопрос, верна ли информация о возможном слиянии Санкт-Петербургской и Балтийской таможни Галикеев спросил: «А где вы видели эти планы?».

Что касается реализации Концепции переноса таможенного оформления к границам РФ, то оказалось, что она утверждена, но как будет финансироваться строительство новой инфраструктуры вблизи границ, не знают даже в ФТС, так как соответствующая Федеральная целевая программа еще только разрабатывается.

«Концепция одобрена государственной пограничной комиссией. По ней проходит достаточно боевые согласования Федеральная целевая программа «Таможня на границе», и эта программа будет определять порядок и объем финансирования самых масштабных мероприятий, которые будут требовать государственных вложений. Что же касается текущей работы, то мы ее делаем параллельно с ходом согласования и утверждения целевой программы», — сообщил Дмитрий Некрасов.

Начальник СЗТУ в свою очередь пояснил, что в рамках реализации концепции на Северо-Западе планируется создать всего 13 новых таможенных складов, 3 из которых были открыты в 2009 году — это терминал на Выборгской таможне, в Бурачках (граница с Латвией) и еще один — в городе Багратионовск Калининградской области (граница с Польшей). Между тем все эти терминалы уже сейчас работают в качестве крупных коммерческих логистических комплексов. Таможне не пришлось вкладывать средства в их строительство. При этом Назип Галикеев утверждает, что сейчас «продолжается работа по проектированию и отводу земель (под строительство новых таможенных терминалов), привлечению частных инвесторов».

Между тем, еще в октябре 2009 года на слушаниях в Госдуме признали, что денег на реализацию концепции нет. Об этом на заседании экспертного совета по таможенному регулированию комитета по бюджету и налогам заявил депутат Александр Коган. По его данным, реализация концепции требует больших инвестиций. Так, создание необходимой инфраструктуры одного таможенного пункта обойдется примерно в 1 млрд рублей. По словам парламентария, расчеты, обосновывающие ожидаемый экономический эффект от реализации концепции, также отсутствуют.

Таким образом, если руководство ФТС воплотит в жизнь свою идею о сокращении и слиянии таможенных постов на Северо-Западе, то участников внешнеэкономической деятельности ждут «веселые времена». А для того, чтобы произвести таможенную очистку груза, импортерам придется поселиться в очередях на таможню.

dv.ee 30.03.10