22.04.08

Специалисты правового отдела Нижнетагильской таможни разъясняют

Реформы администрирования, осуществляемые в последние годы в России, направлены в первую очередь на развитие демократических институтов российского общества, на обеспечение прав и свобод граждан, защиту их интересов от злоупотреблений со стороны, в том числе, государственных органов и их должностных лиц. В этой связи необходимо отметить, что таможенное законодательство в вопросе взаимодействия общества и власти вот уже 4 года (с момента вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России) регламентирует работу таможенных органов по данному направлению в условиях современного подхода. Согласно положениям ТК России любое лицо вправе обжаловать (жалоба – это один из видов обращений) решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если считает, что таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, либо ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Специалисты правового отдела Нижнетагильской таможни разъясняют - обжалование возможно как в таможенный орган, так и в суд, но особое значение при обжаловании уделяется срокам направления жалобы. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушениях, вызванных решениями либо действиями таможенного органа или его должностных лиц. Но даже если лицо пропустило этот срок, жалоба может быть принята к рассмотрению при условии указания уважительных причин.

Жалоба в таможенный орган подается в письменной форме и должна быть подписана обратившимся лицом. При этом необходимо указать наименование таможенного органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица, чье решение, действие (бездействие) обжалуется, существо обжалуемого решения, действия (бездействия). Обязательным условием принятия жалобы к рассмотрению является наличие в содержании жалобы инициалов обратившегося лица и указание его местожительства. Обратившимся лицам нужно знать, что срок рассмотрения жалобы составляет один месяц. В исключительных случаях этот срок продлевается, но о его продлении обратившееся лицо в обязательном порядке уведомляется.

Важным элементом в вопросе обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможни либо таможенного поста является механизм упрощенного порядка рассмотрения жалоб. Суть его состоит в том, что любое лицо вправе обратиться с жалобой на должностное лицо к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу таможенного органа. Плюсом такого обращения является то, что жалоба будет рассмотрена безотлагательно, а решение принято незамедлительно. Однако необходимо учитывать, что упрощенный порядок обжалования применим лишь в случаях незаконных решений, действий должностных лиц таможенных органов в отношении перемещаемого через границу товара стоимостью не более 1,5 миллионов рублей, либо одного транспортного средства. Упрощенный порядок обжалования способствует оперативному разрешению проблем, возникающих при таможенном оформлении.

Е. Катаргина,
главный государственный таможенный инспектор правового отдела Нижнетагильской таможни