21.05.09

Руководство Федеральной таможенной службы, несмотря на сопротивление бизнеса, все еще надеется осуществить перенос таможенного оформления ближе к границам

Руководство Федеральной таможенной службы, несмотря на сопротивление бизнеса, все еще надеется осуществить перенос таможенного оформления ближе к границам. Однако из-за неясности в вопросах финансирования реформа пока останется на бумаге.

Заместитель главы ФТС России Сергей Шохин на международной конференции в Петербурге вновь заявил, что, несмотря на критику и давление со стороны некоторых участников внешнеэкономической деятельности, таможенное ведомство «не изменит решения о переносе таможенного контроля к границам России». При этом он призвал бизнес «не тратить ресурсы в расчете на отмену соответствующего решения правительства, а выполнять его».

«Концепция формировалась для обеспечения экономической безопасности. Хочу напомнить, что мы тем самым создаем второй рубеж безопасности по отношению к ввозу товаров в страну», — пояснил начальник аналитического управления ФТС России Владимир Ивин. Таким образом высокопоставленный таможенник объяснил, что в реформе прежде всего заинтересовано государство. В свою очередь, бизнес без восторга воспринимает эту концепцию, поскольку инициатива таможни может усложнить их работу.

Как пояснили сотрудники таможни, основная проблема в том, что нерастаможенные машины с грузом зачастую проходят тысячи километров от российской границы. При этом на погранпереходах в накладных указана одна стоимость товара, а на внутренних таможенных пунктах — уже совсем другая, заниженная (практика двойных инвойсов). Сверять данные — для таможни дело хлопотное, так как у нее нет общей информационной сети по стране. Даже самый крупный и современный таможенный пост «Торфяновка» (Ленинградская область), по словам руководителей ФТС, до сих пор связывается с «большой землей» при помощи радиорелейной связи, как в 50-е годы XX века.

Перенос на границу таможенного контроля сможет покончить с практикой двойных инвойсов и повысить собираемость таможенных платежей, что стало особенно актуально в условиях снижения товарооборота и, соответственно, сокращения поступлений в бюджет страны. Так что позиция государства вполне разумна.

В настоящее время только в Москве и области действуют 47 таможенных постов в разных районах, в Петербурге и Ленобласти — 23. Пока грузовики приходят на наиболее удобный для получателя таможенный пост, где и оформляется груз. По нормативам ФТС, на внутренних постах груз проходит «очистку» в течение 24 часов, однако на практике этот процесс зачастую растягивается на двое суток.

Именно поэтому бизнес обеспокоен, что при ликвидации внутренних таможен в ЦФО и СЗФО (около 70-ти постов) и передаче их функций пяти-семи таможенным терминалам, которые еще нужно построить в тридцатикилометровой приграничной зоне в Ленинградской и Псковской областях, очереди из грузовиков на выезде из ЕС могут принять угрожающие размеры.

Кроме того, по данным некоторых участников ВЭД, государство хочет, чтобы 60% средств на реализацию концепции дал бизнес. Однако в кризисные времена, когда импорт в целом упал на 40-50%, у предпринимателей нет средств для инвестирования в строительство огромных складских комплексов вблизи границ. Нет их и у государства. А ведь для того, чтобы терминалы работали, необходимо еще создать социальную инфраструктуру.

Тем не менее, таможенные чиновники продолжают излучать оптимизм. По словам Сергея Шохина, концепция уже одобрена. Однако при ее утверждении Минфин сделал весьма существенное замечание: не решен вопрос финансового обеспечения реализации документа. И если в эпоху дорогой нефти и активного межгосударственного товарообмена такая оговорка могла бы показаться несущественной, а попытки привлечь внебюджетные средства имели все шансы на успех, то сейчас возникают большие сомнения в реальности амбиционных планов государства.

Руководство таможни решило весьма изящно выйти из сложившейся ситуации. «На 65% российских пунктах пропуска (сейчас, по данным ФТС, в России работают 67 автомобильных МАПП), которые оформляют менее 10 грузовиков в сутки, уже организована растаможка в рамках концепции переноса таможенного оформления к государственной границе РФ», — сообщил Владимир Ивин. Эти погранпереходы находятся преимущественно на восточных границах страны, и через них не идут основные импортные потоки. Но уже есть о чем отчитаться — большинство постов реформированы.

Основная же «головная боль» в плане переноса таможен возникнет на Северо-Западе. «Всего 1% погранпереходов в стране обрабатывает более 400 автомобилей в сутки. Почти все они находятся на Северо-Западе, включая самый большой в стране МАПП «Торфяновка», — отметил Владимир Ивин. При нерешенном финансовом вопросе осуществить перенос всех таможен к границам СЗФО невозможно, да и не нужно. Если раньше на западных границах РФ стояли бесконечные очереди из грузовиков, а знаменитый пункт на границе с Латвией «Бурачки» пропускал в Россию по 600 большегрузов в день, то теперь все изменилось. «Мне сказали, что 18 мая через автомобильные пункты пропуска на Северо-Западе прошло всего 283 грузовика. Такого раньше не было», — сообщил «Росбалту» начальник СЗТУ Михаил Прокофьев.

При незначительном импортном потоке строить огромные комплексы у границ просто нет смысла. Таможенное начальство, хоть и продолжает говорить о переносе таможен, понимает, что в ближайшие 2-3 года, пока не восстановится импорт, не сможет найти денег для реализации концепции.

Росбалт, 20/05/2009