15.06.10

По итогам встречи президента РФ и президента Белоруссии судьба Таможенного союза осталась нерешенной

По итогам встречи президента РФ Дмитрия Медведева и президента Белоруссии Александра Лукашенко судьба Таможенного союза (точнее, участия в нем Белоруссии с 1 июля) осталась нерешенной. Белоруссия пока отложила ратификацию Таможенного кодекса ТС. Тем временем Минэкономики России опубликовало текст закона "О таможенном регулировании в РФ", описывающий применение наднационального кодекса. Важнейшее нововведение проекта — понятие "таможенная территория РФ" заменяется на просто "территория РФ". То, что в Таможенном кодексе ТС уже описана единая "таможенная территория ТС", ФТС России и суды РФ могут почти не замечать.

Из сообщений пресс-службы Кремля можно уверенно делать вывод о том, что господин Медведев предложил в пятницу господину Лукашенко отделить решения, принимаемые в рамках ТС, от проблем во взаимоотношениях РФ и РБ — грубо говоря, ратифицировать договор о ТКТС вне связи с вопросом взимания РФ экспортных пошлин на нефть при поставках ее в Белоруссию, а вопрос о пошлинах решить "в двустороннем порядке". Это практически совпадает с ранее декларированной позицией РФ, и то, что Белоруссия формально не прокомментировала итоги встречи, скорее всего, означает, что ею решения не принято.

Вчера представитель секретариата палаты представителей национального собрания Белоруссии сообщил, что ратификация белорусским парламентом Таможенного кодекса Таможенного союза (ТКТС) откладывается, затруднившись при этом назвать дату рассмотрения законопроекта (изначально вопрос предполагалось рассмотреть на пленарном заседании палаты еще 10 июня). Но является ли эта отсрочка свидетельством отсутствия прогресса на переговорах президентов двух стран или нет, понять сложно: вчера же о готовности ратифицировать ТКТС фактически в любой момент заявил председатель постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ нижней палаты белорусского парламента Сергей Маскевич.

Тем временем Минэкономики опубликовало результат своих работ по приведению национального таможенного законодательства РФ в соответствие договорам Таможенного союза. Проект закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размещен на сайте ведомства. В самом тексте документа есть ссылка на то, что "настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года, но не ранее дня его опубликования". Напомним, за оставшийся до опубликования 21 день документ должен пройти три чтения в Госдуме, одобрение в Совете федерации и получить подпись президента. При этом "работа над законопроектом не закончена, некоторые его положения, возможно, будут скорректированы по итогам предстоящего обсуждения",— отмечают в Минэкономики, указывая, что ведомство "ожидает от экономических операторов предложений, замечаний, конструктивной критики".

Необходимость в ФЗ "О таможенном регулировании" (ФЗоТР) возникла в связи с тем, что согласно ратифицированному РФ договору о Таможенном кодексе Таможенного союза нормы ТКТС после 1 июля станут главенствующими по отношению к российскому законодательству. При этом последнее пришлось приводить в соответствие ТКТС, как минимум разделяя понятия "территории РФ" и "единой таможенной территории (ЕТТ) Таможенного союза" в связи с тем, что РФ оговорила ряд изъятий из единых правил обращения товаров на территории ТС — если ТКТС направлен на администрирование всего товарооборота ТС, то ФЗоТР — на временное, до возникновения Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, решение проблемы товаров, "выпадающих" из сферы действия ТКТС.

В числе недостатков документа, изначально разработанного ФТС, упоминалось большое количество отсылок на решения правительства РФ — и этот недостаток в редакции законопроекта от Минэкономики сохранился. Так, буквально в ст. 4 проекта ФЗоТР содержится одновременно указание на то, что "правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза" — и тут же оговорено, что правительство РФ "вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в РФ" (посредством постановлений и распоряжений).

Документ лишь формально констатирует приоритет законодательства Таможенного союза над национальными нормами его участников. В областях же, где такое регулирование невозможно, ФЗоТР предлагает "применение законодательства Российской Федерации о таможенном деле на территории государства—члена ТС при вывозе российских товаров или продуктов их переработки с территории этого государства—члена ТС за пределы таможенной территории ТС", а также "действие нормативных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства" и "действие нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ" в случаях, когда это оговорено международными договорами.

Проект ФЗоТР вводит понятие "ввоза товаров в РФ" (независимо от того, откуда они ввозятся) и устанавливает правила, согласно которым "вывоз товаров из РФ" может производиться только в две страны — Белоруссию и Казахстан: все остальные экспортные направления входят в понятие "вывоза товаров из РФ за пределы ТС". Однако при отсутствии дифференциации "ввоза товаров" через границы ТС и РФ сделано различие в механизме уплаты ввозных пошлин: "Ввозные таможенные пошлины… за исключением… применяемых в РФ в одностороннем порядке, а также… в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств—членов Таможенного союза", а пошлины, применяемые РФ в одностороннем порядке и на товары для личного пользования — на счет Федерального казначейства. Также непосредственно в Федеральное казначейство поступают все вывозные таможенные пошлины.

Наконец, проект содержит в себе правку и норм ответственности за нарушения таможенного законодательства — предлагая заменить в соответствующих статьях УК РФ слова "перемещение через таможенную границу Российской Федерации" в различных падежах словами "ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации" в соответствующих падежах. Таким образом, никакой гармонизации с другими странами ответственности за нарушение кодекса ТС Минэкономики России не предполагает.

Вряд ли происходящее добавит Белоруссии интереса к реальному вхождению в союз. Между тем посол России в Белоруссии Александр Суриков на своей пресс-конференции открыто намекнул, что при отказе Белоруссии вступить в Таможенный союз Россия может ввести на границе полноценный режим таможенного контроля. Российско-белорусская граница открыта с 1995 года — тогда ее совместно демонтировали президент Белоруссии Александр Лукашенко и тогдашний российский премьер Виктор Черномырдин. Сейчас же, по словам господина Сурикова, создание Таможенного союза России и Казахстана без Белоруссии угрожает таможенной составляющей "союзного государства" Белоруссии и России. Старый договор, по мнению российского посла, может ущемить интересы Казахстана.

Коммерсант