Об организации работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах в 2007 году
За отчетный период отделом организации работы с гражданами (Приемной ФТС
России) (далее - Приемная ФТС России) проведена работа по следующим
направлениям:
- регистрация, направление и контроль исполнения письменных обращений
граждан в центральном аппарате ФТС России;
- организация личного приема граждан;
- анализ работы с обращениями граждан в таможенных органах Российской
Федерации;
- телефонная справочная информация.
Работа Приемной ФТС России осуществлялась в соответствии с рекомендациями
Администрации Президента Российской Федерации, распорядительными документами
Аппарата Правительства Российской Федерации, ведомственными правовыми
актами.
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 02.05.2006 №
59-ФЗ <О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации>
нормативных правовых актов ФТС России изданы приказы от 25.12.2006 ? 1370
<Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в
таможенных органах Российской Федерации> и № 1371 <Об утверждении Инструкции
о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России>, которые в феврале
2007 года прошли государственную регистрацию в Минюсте России и вступили в
силу.
За истекший год в центральный аппарат ФТС России поступило 1614 письменных
обращений, что на 10% больше, чем в 2006 году. Увеличение количества
письменных обращений связано, на наш взгляд, прежде всего с
продолжающейся административной реформой, с необходимостью получения
населением более полной информации по таможенным вопросам, а также изданием
новых нормативных правовых актов в области таможенного дела.
Письменных обращений поступило:
- от граждан России - 1482 (2006 г. - 1334);
- от иностранных граждан - 132 (2006 г. - 119).
Принято на исполнение по таможенным вопросам из:
- Администрации Президента Российской Федерации - 340 (2006 г. - 277);
- Аппарата Правительства Российской Федерации - 103 (2006 г. - 125);
- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 7
(2006 г. - 12);
- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 10
(2006 г. - 10);
Из общего количества обращений:
- заявлений - 1314;
- повторных заявлений - 98;
- жалоб - 181.
Наибольшее количество рассмотренных обращений приходилось на Главное
управление организации таможенного контроля - 19,6% (316 обращений),
Управление государственной службы и кадров - 19,3% (311 обращения), Главное
управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования - 11,1%
(180 обращений), Управление собственной безопасности - 9,4% (152 обращения),
Правовое управление - 8,5% (138 обращений).
По результатам исполнения письменных обращений (с учетом поступивших в конце
2006 года) положительных решений принято 169, отказано на основании
действующего таможенного законодательства в 300 случаях, даны разъяснения
1237 заявителям, 265 обращений направлены в региональные таможенные
управления и другие государственные органы по принадлежности, принято 50
информационных писем не требующих ответа.
Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России писем позволил
определить основной круг вопросов, по которым обращались граждане, а именно:
- разъяснение таможенных правил;
- подтверждение стажа работы в таможенных органах;
- трудоустройство;
- выдача справок;
- жалобы на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов;
- правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили;
- улучшение жилищных условий;
- обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях;
- начисление и перерасчет пенсий.
Отмечены новые темы обращений граждан в 2007 году:
- заявления граждан в связи с изменением порядка провоза через границу
Российской Федерации биологических образцов человека. По данной тематике во
2 квартале 2007 года ФТС России рассмотрено 64 обращения (62 обращения
поступили из Администрации Президента Российской Федерации, 2 из Аппарата
Правительства Российской Федерации);
- обращения граждан по вопросу сроков оформления международных
почтовых отправлений;
- обращения, связанные с проведением организационно-штатных
мероприятий в Южном таможенном управлении и выплатой материальных пособий
уволенным должностным лицам.
По указанным обращениям структурными подразделениями ФТС России были
подготовлены необходимые разъяснения.
Одновременно необходимо выделить основные причины обращений граждан
непосредственно в ФТС России, это:
- разрешение вопросов, затронутых гражданами, выходит за рамки действующего
таможенного законодательства и поэтому не может быть решено таможенными
органами на местах (в основном это касается предоставления льгот
по уплате таможенных пошлин и налогов в индивидуальном порядке);
- отдельные случаи формального отношения в ряде таможенных органов к
запросам граждан, что порождает обращения в вышестоящую инстанцию.
Категория лиц, письменно и лично обратившихся в ФТС России оставалась
неизменной - в большей степени это граждане, переселяющиеся на постоянное
место жительства в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР,
индивидуально-частные предприниматели и граждане, перемещающие товары и
транспортные средства через таможенную границу в личных целях, должностные
лица таможенных органов.
В 2007 году по социальным вопросам в ФТС России обратились 111 человек, что
на 37 обращений меньше, чем в 2006 года. В основном это обращения об
улучшении жилищных условий, о выделении денежных средств на приобретение
жилья, о выплате единовременных пособий при увольнении, о медицинском
обслуживании, о выделении санаторно-курортных путевок и другие.
Руководству ФТС России в 2007 году доложено 718 обращений граждан, что
больше на 201 обращение (28%) чем в 2006 году.
В 2007 году на личный прием в ФТС России обратилось 884 человека, что на 48
(5,4%) обращений больше чем в 2006 году.
По окончании личного приема 174 письменных обращения были направлены в
структурные подразделения ФТС России для рассмотрения и принятия по ним
решения.
В основном вопросы, поставленные гражданами на личном приеме, касались:
- разъяснения таможенных правил;
- таможенного оформления личного автотранспорта, включая вопросы временного
ввоза/вывоза, уплаты таможенных платежей в виде внесения денежных средств
на депозит таможенных органов, освобождения от уплаты таможенных пошлин и
налогов, подтверждения экологического класса ввезенных автотранспортных
средств сертификатом соответствия;
- перемещения через таможенную границу иностранной (в основном) и российской
наличной и безналичной валюты;
- ввоза и вывоза культурных ценностей, предметов старины, орденов, медалей;
- кадровых вопросов;
- жалоб на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов;
- улучшения социального обеспечения;
- принятия предварительного классификационного решения на различные виды
товаров.
В 2007 году осуществлялась работа по организации личного приема граждан
руководством ФТС России и руководителями структурных подразделений ФТС
России. В соответствии с ежеквартально утверждаемым руководителем ФТС России
графиком приема граждан в отчетном году было организовано:
- пять личных приемов должностных лиц таможенных органов и граждан первым
заместителем руководителя ФТС России В.М.Малининым, заместителями
руководителя ФТС России И.А.Завражновым, Т.Н. Голендеевой.
- восемь - начальниками и уполномоченными представителями структурных
подразделений ФТС России.
В ходе личного приема рассматривались кадровые вопросы (восстановление в
должности, незаконное увольнение), вопросы улучшения жилищных условий,
разъяснялись положения таможенного законодательства.
С учетом необходимости и для оперативного решения возникающих у граждан
вопросов прием осуществляется по возможности безотлагательно, вне графика.
В 2007 году по различным вопросам общего характера и вопросам таможенного
законодательства от физических и юридических лиц поступило 9540 обращений в
телефонную справочную Приемной ФТС России.
В целях совершенствования работы с обращениями граждан и реализации прав
граждан на обращение, Приемной ФТС России проведена работа по созданию на
официальном сайте ФТС России раздела, посвященного обращениям граждан. В
данном разделе размещаются обзоры обращений граждан, адреса и телефоны
подразделений таможенных органов, занимающиеся работой с обращениями,
порядок работы с обращениями, ответы на вопросы граждан, поступивших на имя
Президента Российской Федерации в ходе <прямых линий> в 2005 и 2006 годах.
Также в разделе <Приемная ФТС России> организован прием электронных
обращений.
В декабре 2007 года Приемной ФТС России организовано и проведено
видеосовещание с таможенными органами Сибирского региона на тему <О работе с
обращениями граждан>. В диалоге приняли участие 15 таможен региона. Практика
проведения видеосовещаний будет использована и в 2008 году.
За отчетный период таможенными органами Российской Федерации
зарегистрировано 35628 письменных обращений граждан, что значительно меньше
чем в 2006 году. Уменьшение количества письменных обращений граждан связано
с вступлением в силу в марте 2007 года Инструкции о порядке рассмотрения
обращений граждан в таможенных органах Российской Федерации (приказ ФТС
России от 25.12.2006 ? 1370), изменившей порядок регистрации письменных
обращений. Сокращение количества обращений произошло за счет исключения
заявлений по вопросам таможенного оформления и контроля, таможенных
процедур, таможенных платежей.
Наибольшее количество письменных обращений приходится на регионы
деятельности Южного - 9488, Центрального - 6827, Сибирского - 6551 и
Приволжского - 3401 таможенных управлений.
Основной причиной обращения граждан в таможенные органы является
недостаточная осведомленность в вопросах действующего таможенного
законодательства, особенно в вопросах, связанных с перемещением товаров
через таможенную границу Российской Федерации. В соответствии со статьями
24, 25 Таможенного кодекса Российской Федерации во всех таможенных органах
правовыми подразделениями проводятся бесплатные консультации и
информирование населения по вопросам таможенного дела. На информационных
стендах размещаются графики личного приема граждан руководством таможен и
региональных таможенных управлений, порядок обжалования решений, действий
или бездействия должностных лиц таможенных органов, действующие нормативные
правовые документы и другая необходимая информация для граждан и участников
внешнеэкономической деятельности.
Письмом ФТС России от 19.11.2007 № 01-06/43511 таможенным органам было дано
поручение проверить наличие указанной информации и привести ее в актуальное
состояние. Об исполнении данного поручения таможенными органами было
доложено непосредственно в Правовое управление ФТС России.
В целях повышения эффективности института ведомственного обжалования,
информирования участников внешнеэкономической деятельности о возможности
обратиться с жалобой на решения таможенных органов в сфере таможенного дела
в вышестоящий таможенный орган, а также принятие соответствующих жалоб
физических лиц в таможенных органах продолжают проводиться акции <На что
жалуетесь?>. Так, например, Центральным таможенным управлением указанные
акции проводятся всеми таможнями региона деятельности Управления 2 раза в
год. Порядок обжалования решений таможенных органов в сфере таможенного дела
был доведен таможнями региона деятельности Северо-Западного таможенного
управления до сведения заинтересованных лиц по радио.
В 2007 году наблюдалась тенденция увеличения количества обращений граждан по
вопросам трудоустройства. На наш взгляд это вызвано повышением престижа
службы в таможенных органах.
Заслуживает внимания работа ряда региональных таможенных органов (ПТУ, УТУ,
СТУ) по разъяснению деятельности таможенных органов. В целях информирования
населения использовались различные формы взаимодействия со средствами
массовой информации:
- информирование населения с помощью теле- и радиоканалов;
- регулярная организация и проведение пресс-конференций;
- публикация материалов в региональной печати;
- размещение информационных сообщений в сети Интернет.
Пресс-служба ФТС