19.04.05

О состоянии и перспективах развития правовых подразделений таможенных органов Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклады и выступления заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарова, директора Департамента правового обеспечения Минэкономразвития России Н.В. Попова, руководителей Правового управления ФТС России и правовых подразделений таможенных органов, участники Всероссийского совещания руководителей правовых подразделений таможенных органов отмечают.

В настоящее время правовые подразделения таможенных органов Российской Федерации насчитывают свыше 1200 таможенников, имеющих юридическое образование. В целом, правовые подразделения выполняют свои основные функции, решают поставленные перед ними задачи. Заметно вырос престиж и авторитет правовых подразделений. Юристы явились проводниками положений нового Таможенного кодекса Российской Федерации в таможенной системе, во многом, благодаря их усилиям удалось не допустить существенных срывов в работе таможенных органов при практической реализации обновленного таможенного законодательства.

При этом совещание отмечает имеющиеся недостатки и проблемы в деятельности правовых подразделений таможенных органов. Не в полной мере реализованы положения Концепции правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации и Программы ее реализации на 2001-2003 гг. Недостатки в работе правовых подразделений, отмеченные Решением коллегии ГТК России от 22 декабря 2000 года, до сих пор в полной мере не устранены. А отдельные явления приобрели более масштабный и негативный характер. В частности, растет негативная судебная практика, по-прежнему стоят вопросы кадрового и материально-технического обеспечения деятельности правовых служб и отделов. Совещание отмечает, что решение указанных проблем не всегда зависит от правовых подразделений. Руководители таможенных органов не всегда осознают роль и значимость правовых подразделений в деятельности таможенных органов, должностные лица которых зачастую руководствуются принципом целесообразности в ущерб законности.

Таможенная служба Российской Федерации переживает новый этап своей модернизации, на первый план выходят такие стратегические цели и задачи, как построение сервисной службы, содействие развитию внешней торговли, эффективность таможенного контроля.

Существенно обновилось таможенное и смежное с ним законодательство Российской Федерации. Вместе с тем, таможенное законодательство нуждается в совершенствовании с учетом необходимости его унификации с общепринятыми международными нормами и практикой, в том числе, в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию и присоединением к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Брюссельского Протокола 1999 г.).

Все большую актуальность приобретает проблема недостаточного уровня информационного обеспечения правовых подразделений таможенных органов, использования современных информационных технологий.

Констатируются случаи различного толкования одних и тех же норм законодательства таможенными органами, что приводит к созданию неодинаковых условий для участников ВЭД.

В 2004 году доля судебных решений по искам к таможенным органам, принятых не в пользу таможенных органов, по отношению к общему количеству таких дел, рассмотренных судами, составила 59%. Без принятия адекватных мер реагирования этот показатель может возрасти. При сложившейся тенденции общего увеличения количества судебных дел с участием таможенных органов в перспективе это может привести к неэффективности работы всей таможенной системы.

Нуждаются в переосмыслении прежние подходы в отстаивании интересов таможенных органов при рассмотрении споров в судах. Обжалование судебных решений с использованием всех возможных стадий судебного процесса при полном понимании бесперспективности дела является формальным исполнением обязанности по защите государственных интересов, что реально приносит лишь убытки федеральной казне. Следует отказаться от привычных устоев таможенник всегда прав , более принципиально подходить к оценке правомерности решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, совершенствовать механизмы досудебного урегулирования споров, исключать случаи подмены правовых методов работы административным давлением и произволом.

Правовым подразделениям таможенных органов необходимо более широко использовать инструменты ведомственного контроля.

Информирование и консультирование в области таможенного дела является одним из эффективнейших механизмов содействия развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации и соблюдения прав и законных интересов граждан. Недопустимо относиться к исполнению данной функции правовых подразделений формально и некачественно.

Снижение количества жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в 2004 году, обусловленное отменой обязательного досудебного порядка обжалования, на фоне увеличения количества обращений в суд свидетельствует о необходимости совершенствования работы правовых подразделений по качественному и своевременному рассмотрению жалоб. Необходимо создать условия для того, чтобы институт ведомственного обжалования пользовался большим доверием со стороны участников внешнеэкономической деятельности и граждан.

Одним из важных направлений работы правовых подразделений остаются их обеспечивающие функции правовой помощи в хозяйственной деятельности таможенных органов и оказания правового содействия должностным лицам таможенных органов, пенсионерам, по вопросам применения законодательства о государственной службе, трудового, жилищного, пенсионного, гражданского и иного законодательства.

Нельзя признать удовлетворительной имеющуюся практику взаимодействия правовых подразделений таможенных органов. Особенно важно наладить качественный механизм обратной связи между нижестоящими и вышестоящими таможенными органами, включающий своевременное реагирование на проблемы таможен и таможенных постов со стороны региональных таможенных управлений и ФТС России.

По-прежнему остро стоит вопрос привлечения кадров на работу в правовые подразделения и закрепления на службе в таможенных органах профессиональных опытных юристов. С учетом уровня оплаты труда и интенсивности работы должностных лиц правовых подразделений совещание считает недопустимыми имеющиеся случаи в отдельных таможенных органах игнорирование предусмотренных законодательством возможностей материального стимулирования и поощрения юристов.

В некоторых таможенных органах материально-техническое оснащение правовых подразделений осуществляется по остаточному принципу. Не выполняется Типовой табель положенности структурного подразделения таможенного органа, занимающегося информированием и консультированием, утвержденный приказом ГТК России от 23.12.2003 1509 Об утверждении инструкции об информировании и консультировании по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов .

Возрастающие требования общества к государству и его органам, создание благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, вступление России во Всемирную торговую организацию диктуют необходимость качественных изменений управленческой деятельности, стиля работы при выполнении государственных функций и оказании государственных услуг. Соответственно, предъявляются качественно новые требования для дальнейшего развития правовых подразделений таможенных органов и совершенствования их деятельности. Законность, принципиальность, добросовестность и разумность должны стать девизом деятельности каждого правового подразделения таможенных органов.

В целях обеспечения качественной и эффективной правовой деятельности таможенных органов и единообразного применения таможенного законодательства Всероссийское совещание руководителей правовых подразделений таможенных органов решило:

1. Определить основные направления деятельности правовых подразделений таможенных органов на период до 2008 года:


участие в процессах дальнейшего совершенствования таможенного законодательства с учетом необходимости его унификации с общепринятыми международными стандартами в области таможенного дела, создания ясных, понятных и предсказуемых таможенных правил, обеспечивающих содействие развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации без ущерба для эффективности таможенного контроля; дальнейшая систематизация и кодификация ведомственной нормативной правовой базы;

информационное обеспечение правовых подразделений таможенных органов, позволяющее быстро и качественно находить и использовать информацию, необходимую для осуществления правовой экспертизы соответствующих актов (или их проектов), оценки правомерности поведения должностных лиц таможенных органов, качественной и содержательной подготовки позиции при рассмотрении споров в суде (арбитражном суде), исполнения других функций правовых подразделений, требующих специальных познаний в области права; обеспечение единообразия в понимании и в применении таможенных правил всеми таможенными органами на всей территории Российской Федерации;

эффективная защита государственных интересов в судах (арбитражных судах) по спорам с участием таможенных органов, имея в виду, что к 2008 году необходимо добиться показателя, закрепленного Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 2008 годы, - сократить долю судебных решений по искам к таможенным органам, принятых не в пользу таможенных органов, по отношению к общему количеству таких дел, рассмотренных судами, до 30 %;

внедрение в повседневную практику работы таможенных органов механизмов досудебного урегулирования споров в области таможенного дела;

повышение эффективности ведомственного контроля соблюдения законности таможенными органами и их должностными лицами;

обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства, принципиальность и компетентность при проведении правовой экспертизы актов (решений, договоров) таможенных органов и оценке правомерности поведения должностных лиц таможенных органов;

взаимодействие с бизнесом в форме информирования и консультирования, обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников внешней торговли и граждан при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

внедрение стандартов исполнения функций правовых подразделений таможенных органов в области договорно-правовой работы с целью унификации и обеспечения соблюдения законодательства;

оказание правового содействия должностным лицам таможенных органов, в том числе, пенсионерам, по вопросам применения законодательства о государственной службе, трудового, жилищного, пенсионного, гражданского и иного законодательства;

создание эффективного механизма взаимодействия правовых подразделений всех таможенных органов;

укрепление кадрового потенциала, достаточное материально-техническое оснащение правовых подразделений таможенных органов и достойное социальное обеспечение их должностных лиц. 2. Определить в качестве приоритетных задач правовых подразделений таможенных органов на 2005 год:

перелом негативной судебной практики путем принятия эффективных мер реагирования на решения, принятые судами (арбитражными судами) не в пользу таможенных органов, использования механизмов досудебного урегулирования споров;

повышение уровня информационного оснащения правовых подразделений таможенных органов с использованием современных информационных технологий;

определение приоритетов и расширение направлений в механизмах обратной связи при взаимодействии правовых подразделений таможен, региональных таможенных управлений и ФТС России;

обеспечение соблюдения законодательства при реализации в таможенных органах положений Федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации .

Пресс-служба ФТС РФ. 19.04.05