26.12.05

Консультативный совет по реализации таможенной политики при ФТС России обсудил вопросы воздушных перевозок и легализации рынка электроники

23 декабря 2005 года состоялось заседание Консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России. В повестку дня были включены два основных вопроса: таможенное оформление при воздушных перевозках и пути его совершенствования; легализация импорта электробытовой и компьютерной техники. Федеральную таможенную службу России на заседании представляли ее руководитель Александр Жерихов, его заместители Владимир Шамахов и Леонид Лозбенко, а также начальники ряда ведущих управлений ведомства.

Открывая встречу, А.Жерихов поблагодарил всех членов Консультативного совета за участие в подготовке Концепции развития таможенных органов России до 2010 года и на последующие годы, недавно одобренной правительством Российской Федерации. Отмечено, что открытый диалог между российской таможенной службой и бизнес-сообществом и их взаимодействие являются залогом успешного развития не только таможенного дела, но и всей экономики страны.

По первому вопросу повестки дня выступил генеральный директор ОАО Аэрофлот Валерий Окулов. Он рассказал о нынешнем состоянии воздушных перевозок и тех проблемах, с которыми сталкивается возглавляемая им авиакомпания при прохождении таможенных процедур. К ним, в частности, относятся: задержки с оформлением таможенными органами запасных частей для взятых Аэрофлотом в лизинг иностранных воздушных судов; сложности международного транзита при воздушных перевозках и трудности при таможенном оформлении трансфертных грузов и мультимодальных перевозок. Тем не менее, глава авиакомпании указал на успешный опыт взаимодействия с таможенными органами при преодолении возникающих трудностей. Так, положительной оценки заслужила ранее применявшаяся технология приоритетного таможенного оформления авиазапчастей для ОАО Аэрофлот , которая действовала в соответствии с нормами Таможенного кодекса 1993 года и реализация которой была прекращена с вступлением в силу с 1 января 2004 года нынешнего ТК РФ. Кроме того, добрые слова были высказаны в адрес руководства Шереметьевской таможни, которое прилагает усилия по упрощению таможенных процедур.

Отвечая на поставленные в докладе вопросы, начальник Главного управления организации таможенного контроля (ГУОТК) Анатолий Галактионов заявил, что ФТС России принимает меры по решению указанных проблем, препятствующих развитию грузовых перевозок воздушным транспортом, с учетом мнения всех участников ВЭД. По его мнению, большую помощь в этом могут оказать внедряемые современные IT-технологии, включая предоставление предварительной информации и электронное декларирование. Однако основные усилия сотрудников ГУОТК направлены на подготовку нормативных документов, призванных упростить таможенное оформление грузов, перемещаемых воздушным транспортом. Предполагается, что работа над этими документами будет завершена в первом квартале 2006 года.

Присоединившаяся к обсуждению вопроса начальник Правового управления Галина Баландина подчеркнула, что преодоление многих трудностей, с которыми сталкивается Аэрофлот , не нуждается во внесении изменений в ныне действующий Таможенный кодекс и может быть осуществлено на уровне ФТС России. При этом она предложила организовать встречу экспертов таможенного ведомства и авиакомпании с целью выяснения первопричины возникновения проблем и выработки адекватного решения для их устранения.

Теме легализации импорта электроники посвятил свое выступление президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Пляцевой. Он высоко оценил партнерские отношения, сформировавшиеся между Ассоциацией и ФТС России в последние годы. Было подчеркнуто: За это время, во многом благодаря открытости руководства ГТК-ФТС, налажен конструктивный диалог и выработан целый ряд эффективных механизмов, позволяющих навести порядок на рынке . Иллюстрацией этого стала политика ФТС России, суть которой заключается в том, что в основу определения таможенной стоимости ввозимой электроники положен принцип ассортиментного подхода , то есть её определения по прайс-листам фирм-производителей. Результатом этого стало то, что во второй половине 2005 года количество задекларированных плазменных панелей увеличилось на 100%, цифровой фотовидеотехники на 160%, жидкокристаллических телевизоров на 180%, а мобильных телефонов почти на 600%. При этом, как отметил А.Пляцевой, такие дорогостоящие марки мобильных телефонов как Virtu, ранее декларировавшиеся по цене не выше 600 долл., оформляются сегодня по цене 3500 долл.

Начальник Главного управления федеральных таможенных доходов Александр Воронин заявил, что на сегодняшний день 47 крупнейших компаний-производителей уже предоставили ФТС России прайс-листы на свою продукцию. Использование этой информации, - сказал он, - позволяет организовать контроль таможенной стоимости товаров на ассортиментном уровне и существенным образом повышает собираемость таможенных платежей . Подтверждением этих слов стала информация о том, что в результате предпринятых мер средняя стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем 2005 года увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долл. США), а таможенные платежи в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долл. США). При этом внимание участников заседания было обращено на предпринятые в 2005 году меры по оптимизации таможенного администрирования в рамках приказа ГТК России от 28.06.2004 727 О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров , который устанавливает специальный порядок контроля таможенной стоимости отдельных видов товаров. В настоящее время в соответствии с положениями этого приказа работают 102 организации, из них 61 автомобильный дилер и 41 производитель электронной техники.

А.Жерихов особо отметил деятельность возглавляемой А.Пляцевым Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, без содействия которой работа таможенных органов была бы более сложной и менее эффективной. Глава ФТС обратился ко всем объединениям и союзам представителей предпринимательских кругов следовать опыту РАТЭК, что позволило бы существенно продвинуться в вопросах легализации внешнеэкономической деятельности в целом. При этом высказана необходимость автоматизации получаемой от компаний-производителей ценовой информации, которая бы действительно облегчала работу как таможенных органов, так и участников ВЭД.

В заключение Г.Баландина представила краткое сообщение о мерах по совершенствованию Таможенного кодекса Российской Федерации, потенциал которого еще не исчерпан .

Пресс-служба ФТС РФ 26.12.05