05.08.15

Керченский мост - Шелковый путь для Китая и ключ к экономике России

«Комсомолка» узнала, как изменится жизнь в республике после строительства 19-километрового перехода через пролив

"БЕЗ НЕГО ВСЕ УСИЛИЯ НАПРАСНЫ"

В Крыму только и говорят о строительстве моста через Керченский пролив. Наступит 2019 год, долгожданное чудо-сооружение запустят в эксплуатацию, вот тогда-то мы все заживем! Росавтодор озвучивает невероятные на первый взгляд цифры, например, только за первый год работы железная дорога по мосту сможет перевезти более 14 миллионов пассажиров и не менее 13 миллионов тонн грузов! В 2025 году эти цифры увеличатся еще на 1 и 3 миллиона соответственно. Что касается автомобилей, то в 2019 году по переходу с материка в Крым смогут в сутки добираться по 12,8 тысячи авто, а через 5 лет это число вырастет до 21 тысячи! Но что же значат эти цифры для простых жителей и экономики в целом?

- Когда мост будет построен, Крым сможет решить проблему логистики, из-за которой мы не можем полноценно развиваться, - рассказал «КП» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Крыма Александр Басов. - Проблемы с логистикой практически на нет сводят усилия предпринимателей по продвижению своих товаров на другие рынки континентальной России. Доставка товаров из Крыма на материк настолько дорогая, что, даже произведя дешевый и качественный товар, мы не сможем конкурировать. В себестоимости продукта 50% - это транспортные расходы.

По словам аграриев, полуостров мог бы вполне дать фору Краснодарскому краю, который сейчас лидер в стране по производству плодово-овощной продукции. Во времена СССР из Крыма в Россию шли большие партии овощей и фруктов. Помидоры, кабачки, баклажаны выращивались в открытом грунте, а не в теплицах, и пользовались огромным спросом! За то время, что требуется на строительство моста, крымские аграрии надеются поднять местное производство, чтобы через 5 лет республика могла не только себя прокормить, но и конкурировать с другими регионами страны.

- Такая же ситуация и с инвесторами, желающими работать в Крыму в свободной экономической зоне (СЭЗ. - Авт.), - говорит Александр Петрович. - Пока не будет построен мост, деньги будут вкладываться лишь в проекты, заточенные сугубо на крымские потребности.

ПЛАНЫ НА 100 ЛЕТ ВПЕРЕД

Крупные бизнесмены, благодаря которым мы смогли бы выйти на новый уровень, до строительства перехода взяли тайм-аут. Было много интересных проектов, но пока они все в перспективе.

- Крымом интересовались итальянцы, желающие работать в сфере IT-технологий и строительства, - говорит глава ТПП, - а также китайские товарищи, которые готовы были выращивать здесь зерновые и завозить к себе в Поднебесную. Были проекты, касающиеся развития рекреации, строительства новых отелей и развития инфраструктуры. Но все переговоры в итоге уперлись в отсутствие транспортной развязки.

Предприятия, работающие в СЭЗ, нацелены как минимум на российский рынок сбыта и рынок стран СНГ. А Китай так вообще включает Крым в свои дальнесрочные планы (50-100 лет), касающиеся расширения рынка сбыта в Европу.

- Крым для них один из элементов транспортного коридора, который они называют «Возрождение Великого Шелкового пути», - говорит Басов. - Керченский мост и глубоководный порт, который они хотят строить в Крыму, поможет им сократить путь в Европу более чем на две тысячи километров!

Что касается уровня жизни населения, то с развитием экономики улучшится и благосостояние людей, появятся новые рабочие места, в первую очередь в промышленности. Сейчас в этой сфере работают чуть больше 60 тысяч человек, а по подсчетам Малой академии наук, чтобы развиваться на полную, нужно хотя бы в пять раз больше. Пока что в основном сотрудники требуются на завод «Фиолент», получивший оборонные заказы, и судоремонтный завод «Залив».

КОНКРЕТНО

Проезд через Керченский мост сделают бесплатным. К декабрю 2018 года по транспортному переходу откроют технологическое движение, а когда закончатся пусконаладочные работы, в 2019 году, откроют регулярное. В проекте предусмотрено строительство двух железнодорожных путей. Пассажирские поезда смогут развивать скорость до 120 километров в час, а грузовые - до 80. Автодорога будет состоять из четырех полос. Максимальная допустимая скорость движения - 120 километров в час. Ориентировочная стоимость проекта - 228 миллиардов рублей. Длина перехода - 19 километров.

kp.ru