05.08.05

Интервью заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России Юрия Азарова газете "Деловой партнер МТПП"

Юрий Азаров: Наша цель - таможенный контроль в виде сервиса Сегодня гость нашей редакции Юрий Федорович Азаров, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России. Впрочем, называть его гостем, наверное, не совсем верно. Юрий Федорович из числа тех руководителей, кого Палата с полным основанием считает одним из самых активных и надежных деловых партнеров. Вот уже более пяти лет в Московской ТПП при его активном участии проводятся учебные семинары по проблемам таможенного регулирования. Они неизменно привлекают внимание не только предпринимателей Москвы, но и бизнесменов других российских регионов. Наш разговор мы начали именно с этой темы.

- Юрии Федорович, уже много лет вы работаете в режиме постоянного открытого общения с российскими предпринимателями. Как изменился за эти годы характер взаимоотношении таможенных органов и бизнес-сообщества?

- Опыт общения с предпринимателями у меня, действительно, большой. Постоянно действующий при Московской ТПП семинар объединил широкий круг предприятий, организаций, бизнесменов из разных регионов России. Это позволяет получить довольно точное представление о положении дел на местах. Поделюсь некоторыми своими выводами.

Вывод первый неутешительный. Органы власти по-прежнему основное внимание уделяют крупному бизнесу который помимо экономического, зачастую имеет еще и немалый политический вес. А вот средний и малый бизнес вниманием власти обделены. Этому бизнесу порой нелегко контактировать с властными структурами. Вижу в этом большую ошибку органов власти: ведь это самый массовый бизнес, именно он во многом определяет благополучие страны. Разрыв между властью и бизнесом это огромная проблема. Говорим мы о ней уже долго, решаем медленно.

Поделюсь еще одним наблюдением. Для меня стало очевидным, что необходимость регулярных встреч заметно дисциплинирует чиновников, приземляет их, приближает к проблемам той сферы, с которой они функционально связаны. В этом отношении система торгово-промышленных палат идеальная площадка для таких встреч, для регулярного общения бизнеса и власти.

Если говорить о статусном уровне взаимодействия, то мы, как федеральный орган исполнительной власти, активно работаем с ТПП РФ, прежде всего в вопросах формирования таможенной политики, создания нормативно-правовой основы таможенного дела. Но для нас очень важна и площадка региональных палат, особенно Московской ТПП, которая объединяет вокруг себя широкие деловые круги и представляет их интересы, в том числе и во внешнеторговой сфере.

Общение в палатах помогает сверять наши действия с потребностями бизнеса, позволяет анализировать и корректировать законотворческую деятельность, оценить ее результативность. Могу с определенностью сказать: последние три-четыре года заметно изменили работников и центрального аппарата ФТС, и региональных таможенных управлений. Наши сотрудники перестали бояться встреч с предпринимателями. Это я хочу подчеркнуть особо. А ведь раньше подобные встречи обычно энтузиазма не вызывали, кое-кого приходилось даже понуждать к этому. Да и сам характер взаимодействия меняется. Это встречи не противостоящих друг другу оппонентов, а партнеров, конструктивно обсуждающих общие проблемы.

Должен отметить исключительно важную роль Московской ТПП в налаживании отношений исполнительной власти и бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Я уже сказал о деловом семинаре по таможенным вопросам, идея которого была задумана еще в 2000 году и осуществлена Палатой и тогдашним ГТК России. Его участниками являются, с одной стороны, представители организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, а также работающих в околотаможенной сфере, а с другой руководители и ведущие специалисты центрального аппарата ФТС России те, кто непосредственно участвуют в формировании и реализации таможенной политики. Встречаемся, что называется, глаза в глазa . Это замечательная возможность подискутировать, посоветоваться, подсказать, найти общее решение с чиновниками весьма высокого ранга, до которых порой не всегда достучишься! Интерес обоюдный и польза очевидная.

Примечательный факт: успешная работа: семинара стимулировала нас использовать заработанный в Московской ТПП опыт и в других регионах. В соответствии с проблематикой, адаптированной на семинарах в Москве, мы сейчас проводим учебу для предпринимателей в Краснодарской ТПП. Разумеется, наше взаимодействие с Московской ТПП не ограничивается рамками только названного семинара. Могу вспомнить и недавно прошедшую встречу актива Палаты с Московским международным клубом таможенных атташе. Высокий статусный уровень участников встречи не помешал ей стать по-настоящему полезной и эффективной.

- Юрий Федорович, вы возглавляете наблюдательный совет Международной школы бизнеса Московской ТПП.

- Эта тема заслуживает отдельного разговора. Прежде всего хочу сказать, что появление такого центра обучения важное событие не только для широких деловых кругов Москвы, но и для российских регионов, и для иностранных предпринимательских структур. Задумано, что школа с первых дней своей работы будет ориентирована на лучшие европейские стандарты подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров по самым разным направлениям: к примеру, по таможенной логистике, выставочной деятельности, международной договорной практике, иностранным языкам.

Именно поэтому в наблюдательный совет приглашены представители авторитетных деловых объединении, таких как Ассоциация европейского бизнеса в РФ, руководители ряда департаментов Правительства Москвы, а также крупных российских компаний. Изъявил желание участвовать в работе наблюдательного совета посол Германии в России Ганс Фридрих фон Плетц. Убежден, что школе вполне под силу приблизиться к уровню тех обучающих центров, которые уже давно действуют в торгово-промышленных палатах крупнейших столиц Европы.

- Недавно завершена работа над проектом Концепции развития таможенной службы России на ближайшие годы. Не могли бы Вы выделить ее ключевые положения?

- Концепция еще раз утверждает необходимость приближения нашей деятельности к мировым стандартам. Цель концепции построение уже не просто конкурентоспособной, а одной из самых продвинутых таможенных служб мира. Контроль в виде сервиса один из важнейших принципов концепции. Он означает, что высокая эффективность контроля должна быть обеспечена быстрым и удобным порядком таможенных процедур. Для бизнеса мы должны быть не грозной, жестко администрирующей структурой, а сервисной службой. Понятно, что новые подходы требуют от нас правовой и психологической перестройки. Таможенники должны рассматривать бизнес не только как объект контроля, а как серьезного делового партнера, потребностям которого должны отвечать наши контрольные процедуры и функции.

Концепция предусматривает конкретные меры по дальнейшему реформированию и совершенствованию таможенного администрирования. Это, к примеру, разделение товаропотоков и документооборота, то есть переход от контроля товаров к контролю информации о товарах. Это также развитие практики электронного декларирования. Это, наконец, и переход от полного контроля к выборочному.

Остро необходима состыковка таможенных процедур ЕС и России, без этого мы не сможем успешно интегрироваться в общеевропейское таможенное пространство, решить вопросы, связанные со вступлением в ВТО. Замечу в этой связи, что наша концепция сейчас самым тщательным образом анализируется Всемирной таможенной организацией.

Важным направлением работы является комплексная модернизация информационной системы таможенных органов. Международным банком реконструкции и развития для реализации этого проекта выделен займ на сумму 140 млн. долларов.

Концепция, о которой мы говорим, очень серьезна по поставленным задачам, но ФТС далеко не все может решить сама, поэтому предполагается, что этот документ будет рассмотрен на одном из заседаний Правительства России.

- Сегодня уже можно подводить первые итоги работы в условиях нового таможенного законодательства. Звучат разные оценки: и положительные, и критические.

- Что касается критических замечаний, то большая их часть на самом деле связана не столько с несовершенством норм кодекса, сколько с проблемами их правоприменения, с тем, как эти нормы осуществляются на практике.

В целом же я говорю об этом с полной убежденностью кодекс продемонстрировал свой позитивный потенциал. Думаю, что и российские, и зарубежные участники внешнеэкономической деятельности уже ощутили это. Нам удалось решить принципиально важную задачу: за счет упрощения таможенных процедур ускорить оборот товара. Сегодня мы добились повсеместного неукоснительного выполнения нормы кодекса, обязывающей таможенную администрацию оформлять товары не более трех дней. Большинство грузов оформляется в течение одного дня.

Кодекс, как показывают статистические показатели, повлиял на соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. За год внешнеторговый оборот вырос более чем на треть. Таможенные платежи обеспечили около 40 процентов доходной части бюджета.

Таможенные процедуры и это отмечают многие стали более прозрачными и понятными. Они регламентированы сегодня не многочисленными разрозненными нормативными актами, а положениями одного кодекса и минимальным числом подзаконных актов, благодаря чему каждый участник ВЭД более четко представляет порядок таможенного оформления, содержание и объем требований, которые вправе предъявить ему таможня.

Кодекс, разумеется, будет корректироваться. Сейчас нами уже определены некоторые направления, по которым осенью, после консультаций с заинтересованными сторонами, в том числе с бизнесом, в кодекс предполагается внести некоторые изменения и дополнения. Думаю, что их будет немного.

- А какую международную оценку получил кодекс?

- Для нас было изначально важно, чтобы кодекс в максимальной степени соответствовал международным стандартам, в первую очередь тем, что закреплены в Киотской конвенции о гармонизации и унификации таможенных процедур. За рубежом к кодексу проявили большой интерес. В Брюсселе прошел международный деловой форум Таможенный кодекс России: новый этап на пути к ВТО . На нем мы подробно рассказали и о вступившем в силу кодексе, и о других мерах по оптимизации деятельности таможенных органов. Наши зарубежные партнеры высоко оценили проведенную работу, отметив, что кодекс отвечает нормам международного права, положениям Киотской конвенции и требованиям Всемирной торговой организации. Недавно побывавший в России генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Мишель Дане на встрече с представителями деловых кругов еще раз подтвердил, что наш Таможенный кодекс вполне соответствует мировым стандартам.

- Скоро на очередной сессии Всемирной таможенной организации будет рассмотрен вопрос о новых стандартах безопасности.

- Речь идет о введении рамочных стандартов, содействующих международной торговле и обеспечивающих безопасность поставок. Надо заметить, что и наше законодательство, и планы нашего развития уже во многом основываются на принципах, которые определяют позицию Всемирной таможенной организации по этому вопросу.

Вообще, мы активно и успешно взаимодействуем с этой международной организацией, поддерживаем многие ее принципы, включая и те, которые она сегодня считает наиболее важными для утверждения новых стандартов. Это предварительный обмен электронной информацией, система анализа и управления рисками, современные технологии контроля и партнерские отношения с бизнесом.

- В последнее время говорят о возможных изменениях в организации работы пограничных пунктов пропуска, своеобразной адаптации таможенниками принципа одного окна .

- Наши предложения правильнее называть принципом одной остановки . В чем их суть? Мы считаем целесообразным на пограничных пунктах пропуска оставить две контролирующие службы: пограничную и таможенную. Сегодня в пунктах пропуска действуют, помимо этих двух, еще семь служб (транспортная, миграционная, карантинная и другие инспекции). Некоторые их функции вполне могут выполнять пограничники и таможенники. Сами же эти многочисленные службы должны находиться не в пункте пропуска, а рядом. При необходимости специалисты этих служб могут быстро прибыть для проведения тех или иных экспертиз. Полагаем, что такая организация работы будет способствовать увеличению товарооборота, ускорит прохождение транспортных средств через границу.

- Юрии Федорович, позвольте из формата деловых вопросов переместиться в формат личный . Вопрос довольно традиционный: как Вы проводите свободное время?

- На этот традиционный вопрос я отвечу вполне традиционно: к сожалению, такого времени почти нет. Моя служебная занятость фактически исключает возможность какого-то содержательного досуга. Если все же выдаются свободные часы, посвящаю их семье. Семья у меня большая, все дети уже взрослые, а в поколении самых младших Азаровых уже четыре внучки и один внук. Как видите, круг семейного общения большой, что само по себе немалая радость и немалые заботы.

- Вы автор поэтического сборника, член Союза писателей России. Книги, литературное творчество Ваше главное жизненное увлечение?

- Действительно, я люблю книги, особенно исторической тематики. Искренне жалею, что у меня так мало времени для чтения. Что касается моего поэтического творчества, то это, наверное, не столько увлечение, сколько потребность души, особое ее состояние, которое порой находит воплощение в стихах.

- Благодарим Вас, Юрий Федорович, за беседу. Желаем Вам того счастливого состояния души, в котором к человеку приходят и большие профессиональные успехи, и яркие поэтические строки.

- Спасибо за добрые пожелания.

Наша беседа закончилась. Впрочем, читатель, возможно, задастся еще одним вопросом: а собственно, какое оно то состояние души, равно необходимое и для будничной работы, и для поэзии? Если говорить о нашем собеседнике, то он этот вопрос для себя решил предельно четко и свое понимание выразил в стихах вдохновенно и ярко:
Я не из тех, кого легко сломать, Кто жалостливо любит постонать, Ссылаясь на превратности судьбы. Я закисаю, если нет борьбы!..

С гостем беседовал
Андрей ПОПОВ, пресс-служба МТПП
Пресс-служба ФТС РФ; 03.08.05