24.10.08

Главный таможенник Сибири Александр Каширский: "Контрабандисты все чаще встречаются не на темных тропах, а в респектабельных офисах"

В Сибири растут товаропотоки, совершенствуются уловки контрабандистов, а новое руководство таможенного управления всерьез занялось ротацией кадров. Об этом, а также о многом другом - в интервью с генерал­майором таможенной службы Александром Каширским, недавно возглавившим Сибирское таможенное управление.

ВОПРОС: Александр Николаевич, прошло почти полгода с момента вашего назначения начальником СТУ. Первые впечатления, какие проблемы вы для себя выявили как самые актуальные?

ОТВЕТ: Не буду скрывать - не все проблемы в рамках Сибирского федерального округа были мне известны. Стараюсь вникать в них, находить пути решения. Все трудности исходят из задач, которые стоят перед таможенными органами. Я бы выделил три из них в качестве основных. Первая задача - качественное и быстрое оформление всех таможенных грузов. Вторая - совершенствование и повышение эффективности правоохранительной деятельности подразделения. То есть для добросовестных участников - "зеленый коридор", для всех остальных - надежный заслон на пути контрабанды и неу­платы таможенных пошлин. Эти две задачи направлены на выполнение главной - обеспечение полноты собираемости платежей в бюджет. При этом начало многих проблем - в обустройстве границ. Процесс идет, принята соответствующая федеральная целевая программа, но, к сожалению, темпы ее реализации нас не совсем удовлетворяют. Например, в этом году планировали сдать в эксплуатацию многосторонний автомобильный пункт пропуска "Павловка" (Карасукский таможенный пост), однако генподрядчик управится только в первом полугодии следующего.

В зоне нашей ответственности - переходы на границе с Казахстаном, Монголией и Китаем. И если последние два участ­ка с точки зрения обустройства пунктов пропуска относительно благополучны, то Казахстан стал другим государством относительно недавно, и здесь на сегодняшний день нет ни одного перехода, отвечающего современным требованиям.

Для сравнения, на границе с Монголией пять современных пунктов пропуска, с Китаем главные торговые ворота одни - в Забайкальске. Сейчас там идет реконструкция, по другим пунктам идет проектирование.

Одна из проблем - обеспечение качественного и быстрого оформления, не везде созданы нормальные условия, а значит присутствуют и задержки оформления, и нарекания со стороны участников ВЭД.

Про совершенствование процесса таможенного оформления можно говорить много: это и электронное декларирование, и применение инспекционно-досмо­тровых комплексов, и внедрение системы предварительного информирования. Но самое главное - создание эффективного кадрового резерва. И здесь мы применяем все современные методы. Вплоть до использования полиграфа. Идея не наша, а ФТС России. И причина очевидна - жесткий кадровый отбор. Кроме того, мы присматриваемся к людям, которые уволились из таможенных органов в прежние годы и зарекомендовали себя как специалисты. Важно посмотреть, за что был уволен человек или почему ушел сам. Среди них есть опытные сотрудники, и далеко не все из них себя скомпрометировали. Это ценный кадровый резерв. Ряд начальников постов мы уже вернули, сейчас работаем по бывшим сотрудникам управления, кто уволился несколько лет назад. Эти люди, поработав в бизнесе, сейчас представляют большую ценность. Человек, вернувшись в таможенные органы, смотрит на все другими глазами, все видит с позиции участника ВЭД. Для тех же, кто использовал свои знания для разработки нелегальных схем, а такие люди у нас на особом учете, дорога на государственную службу закрыта.

В: Вы удовлетворены работой складов временного хранения? В последнее время было много взаимных нареканий и со стороны таможни, и со стороны директоров СВХ...

О: Ситуация по разным регионам и отдельным СВХ не одинаковая. Наша задача - чтобы СВХ работали в рамках действующего таможенного законодательства. Учреждает склад временного хранения участник внешнеторговой деятельности, устанавливает свои расценки. Количе­ство СВХ также определяется рынком. И если сегодня в Новосибирске есть недостаток в количестве и мощности СВХ, то сразу появляется предложение. Ниша заполняется. На мой взгляд, оптимальный вариант для размещения СВХ - окраина города. Это просто удобно с точки зрения транспортировки грузов, это правильно с точки зрения дальнейшего развития крупных терминалов. В идеале таможенное оформление грузов нужно переносить в приграничные территории, и такая концепция принята Федеральной таможенной службой. Еще раз подчеркну, по закону мы не можем отказать бизнесмену, если он хочет открыть СВХ. Но требования нормативных документов необходимо соблюдать, это непременное условие.

В: Вопрос, интересный обывателям, путешествующим через границу на отдых. Нередко звучат жалобы: таможенники и пограничники шлагбаум закрыли - и стой, жди часами.

О: Вы сейчас правильно упомянули пограничников. Обыватели думают, что раз граница - значит главный там таможенник. Это не так. Когда начинаем разбираться, выясняется, что эффективность работы пункта пропуска зависит от многих служб. И таможня там не главная. Пограничники, санитарно­карантинный контроль, имми¬грационный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный. Всего семь служб "сидит" на границе, и каждая свои функции выполняет, хорошо или плохо - другой вопрос.

Скажу одно. Обычные путешественники, которые едут, скажем, на озера в Казахстан, нам не интересны, если не перемещают коммерческие партии товаров или запрещенные к перевозке грузы. Наш "клиент" - перевозчики товарных партий. А "частников" нам гораздо важнее как можно быстрее пропустить и плотно заниматься грузопотоками.

Долгое время на границе не могли скоординировать работу служб. Вопросы решались, но медленно. Сегодня при каждом пункте пропуска постоянно действует координационное совещание. Минимум раз в месяц руководители всех служб собираются для обсуждения текущих вопросов. Если какой­то разнобой возникает - сели, обсудили. Не нашли общего решения - выносят в вышестоящие таможенные органы. На сегодня в этом плане нерешенных вопросов нет - мне об этом, во всяком случае, не известно.

Гражданам могу дать совет - интересуйтесь, какая служба задерживает ваше прохождение границы, и жалуйтесь адресно. За действия должностных лиц таможенных органов мы готовы отвечать.

В: Меняются товарные потоки, меняется контрабанда, ее приемы. Каковы тенденции, новшества на этом криминальном "рынке"?

О: Два-три года назад была проблема: мы задерживали крупные партии грузов уже внутри страны. При проверке выяснялось, что грузы идут по поддельным документам. Эта была проблема всей правоохранительной системы. Ее удалось победить совме­стными усилиями всех ведомств.

Сегодня отмечаем другой аспект незаконной деятельности. Документы теперь в порядке, "липу" не предъявляют. Мошенничают с таможенной стоимостью. Можно сказать, что контрабандисты теперь не таежными тропам крадутся, а вполне спокойно сидят в чистых кабинетах. И это резко повышает требование к квалификации наших сотрудников. Им теперь приходится разбираться в вопросах, о которых мы раньше даже не задумывались.

В: Нет двух одинаковых постов, СВХ, пун­ктов пропуска, таможенных брокеров...Если их как-­то расставить по местам - самые проблемные и самые успешные, вы бы кого отметили?

О: К сожалению, я пока не на всех постах побывал. И важно сразу оговориться, что сравнивать таможни трудно. Они слишком разные. Есть, например, четыре таможни первой категории, то есть самые крупные - Алтай, Омск, Иркутск, Красноярск. Но если Алтай и Омск - это граница, то Красноярск и Иркутск - это внутренняя территория. И специфика работы на границе и внутри страны очень отличается.

В лучшую сторону изменились дела в Забайкальской таможне. Сменилось руководство, не один начальник, а вся команда. И мне лично нравится, как они работают. Подобрались очень инициативные люди, болеющие за дело.

А вообще, по итогам 2007 года, победителями конкурса на лучший коллектив таможенных органов СТУ признаны: Алтайская таможня - лучший коллектив таможни первой категории, Новосибирская таможня - лучший коллектив таможни второй категории, Калининский таможенный пост Новосибирской таможни - лучший коллектив внутреннего таможенного поста, таможенный пост ДАПП Павловка Алтайской таможни - лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска, Горнякский таможенный пост Алтайской таможни - лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильного пункте пропуска. Итоги текущего года будут подведены в декабре.

Также мы проводим ежегодный конкурс "Таможенный Олимп". В день нашего профессионального праздника будем награждать победителей. Уже сейчас можно некоторых назвать.

Среди организаций, зарегистрированных на территории СФО, лучшим стало предприятие металлургического ком­плекса - ОАО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", лучший брокер - ЗАО "РОСТЭК-Омск", лучший таможенный перевозчик - Западно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги".

Критериями оценки деятельности участ­ников конкурса являлись следующие показатели: объем внешнеторгового оборота, сумма перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей и сборов, отсутствие в 2007 году дел о привлечении к ответственности за нарушение таможенного законодательства. Мы их представили от Сибирского региона на общероссийский конкурс, которой пройдет в Москве.

В: В последнее время идут разговоры о создании крупного центра отгрузки леса на экспорт. Вопрос - где, в Красноярске или Иркутске? С вашей точки зрения, где его удобнее разместить?

О: Вопрос не к нам. Это зависит от готовности местных властей организовать такой терминал. Мы давно говорим о его необходимости и готовы наладить работу таможенных органов там, где такой пункт отгрузки появится. Хоть в Красноярске, хоть в Иркутске, хоть в обоих городах.

В: До назначения начальником СТУ вы возглавляли Алтайскую таможню. И сейчас говорят, что кадры управления ком­плектуются в основном выходцами оттуда. Упрек справедлив?

О: C Алтая я забрал четырех человек. И причины сугубо деловые, профессиональные. Причем утверждал их не я - должности подразумевают согласование в ФТС России. Это нормальная ротация кадров. Например, в Омск назначен сотрудник из Иркутска, на Алтай поехал новосибирец... А почему вы меня не спрашиваете, нравится ли мне Новосибирск? Всегда журналисты задают этот вопрос...

В: Неужели ответите, что не нравится?

О: В Новосибирск я перебрался окончательно. Семью перевез в полном составе. Дочь в этом году уже поступила здесь в вуз. Не могу напоследок не сказать о большой проблеме, которая сдерживает нормальную работу с кадрами. Это служебное жилье. Его катастрофически не хватает. Будь решенным этот вопрос, возможно, нам не пришлось бы так много сил тратить на поиск людей... Моя задача, если угодно - мечта, чтобы в Сибири в таможенных органах работали лучшие специалисты.

Известия 24.10.08